НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 06.10.2022 № 2-440/2022

Судья Карипова Ю.Ш.

Дело № 2-440/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-12067/2022

06 октября 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Манкевич Н.И., Подрябинкиной Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Кирилик Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 02 июня 2022 года по иску Сергеевой Г. Н. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Манкевич Н.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика, действующей на основании доверенности Галичиной Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Сергеева Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР) о признании о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФР в Кунашакском районе Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Кунашакском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. Согласно решению УПФР в Кунашакском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, а также с учетом постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П составила 29 лет 05 месяцев 26 дней; а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П – 29 лет 01 месяц 25 дней. В специальный трудовой стаж Сергеевой Г.Н. не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности <данные изъяты> (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты> (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты> (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера <данные изъяты> (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты> (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты> (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности рабочей на геофизических работах в ООО «Сейсмопоиск» (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда). Также истец просит обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Сергеева Г.Н. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям, настаивала на полном удовлетворении иска.

Ответчик ОПФР в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать, так как период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сдан страхователем без кодов особых условий труда, остальные периоды работы не могут быть включены в специальный стаж, так как наименование учреждений не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и данные периоды работы сданы страхователями без кодов особых условий труда.

Суд постановил решение, которым исковые требования Сергеевой Г.Н. удовлетворил частично. Признал незаконным в части решение УПФР в Кунашакском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сергеевой Г.Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Обязал ОПФР засчитать в специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости периоды: нахождения на курсах повышения квалификации в должности фельдшера бригады скорой помощи в Кунашакской центральной районной больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 01 месяц 27 дней; работы фельдшером здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО «Челябинского кузнечно-прессового завода» со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 01 год 13 дней. Признал за Сергеевой Г.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах и сельской местности. Обязал ОПФР назначить Сергеевой Г.Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права. В удовлетворении остальной части исковых требований Сергеевой Г.Н. отказал.

В апелляционной жалобе ответчик ОПФР просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО «ЧКПЗ». Судом первой инстанции в специальный стаж необоснованно включен вышеуказанный период работы, так как ОАО «ЧКПЗ» не является учреждением здравоохранения, такое наименование учреждения постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 не предусмотрено, в связи с чем работа истца в здравпункте ОАО «ЧКПЗ» не может быть зачтена в специальный стаж на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Спорный период работы представлен работодателем без указания кода льготных условий труда.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Сергеева Г.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, так как здравпункт введен в структуру ОАО «ЧКПЗ» для того, чтобы работники завода могли своевременно обратиться за медицинской помощью для получения полноценного лечения, рекомендованного врачом больницы. Здравпункт ЧКПЗ был образован ДД.ММ.ГГГГ путем перевода из МУЗ поликлиника № 9 г. Челябинска и введен в структуру хозяйственно-бытовой службы ОАО «ЧКПЗ», ДД.ММ.ГГГГ здравпункт исключен из состава хозяйственно-бытовой службы и введен в состав Службы социальных и корпоративных программ, с ДД.ММ.ГГГГ здравпункт исключен из ССКП и введен в состав Службы организации безопасности производства (СОБП). С ДД.ММ.ГГГГ здравпункт СОБП переименован в фельдшерский здравпункт СОБП. Согласно штатному расписанию завода, предусмотрен 1 заведующий здравпунктом, 4 фельдшера, 1 зубной врач, 1 медсестра. Списком от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена должность фельдшера фельдшерского здравпункта.

Истец Сергеева Г.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращалась, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим частичной отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона (55 лет женщинам), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Нормой ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении №7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Приложению №7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году и в 2020 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через, соответственно, 12 месяцев и 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно Приложениями 6 и 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено (п. 1 пп. «н»), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Постановление от 29.10.2002 г. № 781);

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее в тексте Постановление от 22.09.1999 г. № 1066);

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4, 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее - Постановление от 06.09.1991 г. № 464);

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ (далее в тексте Постановление от 17.12.1959 г. № 1397).

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии с подп. «н» п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, предоставляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФР в Кунашакском районе Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 85-87).

Решением УПФР в Кунашакском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности (л.д. 10-12, 76-79).

Согласно решению УПФР в Кунашакском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П составила 29 лет 05 месяцев 26 дней; а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П – 29 лет 01 месяц 25 дней. В специальный трудовой стаж Сергеевой Г.Н. не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности фельдшера бригады скорой помощи в Кунашакской центральной районной больнице (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера ОАО «Челябинском кузнечно-прессовом заводе» (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера в ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера в ООО «ГЕОТЕК-Восточная геофизическая компания» (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера отдела по охране труда и промышленной безопасности в ООО «НГДУ Дулисьминское» (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера в дирекции по охране труда в ПАО «ГЕОТЕК-Сейсморазведка» (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером в дирекции по охране труда в ПАО «ГЕОТЕК-Сейсморазведка» (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности рабочей на геофизических работах в ООО «Сейсмопоиск» (поскольку по данным ИЛС периоды работы сданы без кодов особых условий труда).

Как следует из трудовой книжки Сергеевой Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ Сергеева Г.Н. принята в качестве фельдшера в здравпункт службы социальных и корпоративных программ ОАО «ЧКПЗ», ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника… (л.д. 14-37).

Согласно справке ОАО «ЧКПЗ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38, 44, 45), приказом ОАО «ЧКПЗ» от ДД.ММ.ГГГГ Сергеева (Закирова) Г.Н. принята со ДД.ММ.ГГГГ фельдшером здравпункта Службы социальных и корпоративных программ, уволена с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Работала в ОАО «ЧКПЗ» в течение полного рабочего дня, на полную ставку.

В исторической справке о реорганизации здравпункта ЧКПЗ от ДД.ММ.ГГГГ и в справе ПАО «ЧКПЗ» от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что с целью упорядочения работы по проведению профилактических осмотров и оказанию медицинской помощи работникам ОАО «ЧКПЗ» ДД.ММ.ГГГГ был образован заводской «здравпункт» путем перевода из МУЗ поликлиника г.Челябинска и введен в структуру хозяйственно-бытовой службы, ДД.ММ.ГГГГ здравпункт исключен из состава хозяйственно-бытовой службы и введен в состав Службы социальных и корпоративных программ, с ДД.ММ.ГГГГ здравпункт исключен из ССКП и введен в состав Службы организации безопасности производства (СОБП). ДД.ММ.ГГГГ структурное подразделение «здравпункт» переименовано в «фельдшерский здравпункт». В штатном расписании за 1999-2020 годы указано структурное подразделение «здравпункт» (л.д. 132-133, 134, 139, 149).

Согласно штатному расписанию ОАО «ЧКПЗ», утвержденному с ДД.ММ.ГГГГ, в здравпункте завода предусмотрен 1 заведующий здравпунктом, 4 фельдшера, 1 зубной врач, 1 медсестра (л.д. 150).

Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованности включения в специальный стаж истца периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО «ЧКПЗ» заслуживают внимания в связи со следующим.

Так, удовлетворяя исковые требования Сергеевой Г.Н. и возлагая на ОПФР обязанность включить в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии период работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО «ЧКПЗ», суд первой инстанции исходил из того, что Списком от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено наименование должности «фельдшер фельдшерского здравпункта», а также из того, что здравпункт был переведен из состава поликлиники в 1999 году в структурное подразделение ОАО «ЧКПЗ», функциональные обязанности фельдшера не изменялись, работа по указанной должности являлась деятельностью по охране здоровья населению, в 2020 году ОАО «ЧКПЗ» произвели переименование здравпункта в фельдшерский здравпункт в целях приведения наименования должностей в соответствии со Списком от ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, в связи с тем, что истцом фактически осуществлялась трудовая деятельность в качестве фельдшера в открытом акционерном обществе, относящемся к коммерческим предприятиям, имеющих целью своей деятельности извлечение прибыли. В связи с чем данные юридическое лицо не относятся к учреждениям, предусмотренным Списком от ДД.ММ.ГГГГ.

Положения п. 6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», относятся к фельдшерским здравпунктам, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Поскольку Сергеева Г.Н. работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, при разрешении спора не подлежат применению положения п. 6 Правил от ДД.ММ.ГГГГ.

Досрочная страховая пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.

Тогда как в спорный период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла трудовую деятельность в открытом акционерном обществе.

Названное общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В связи с чем ОАО «ЧКПЗ» не относится к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение, основаны на правильном применении положений п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Суждение истца о том, что в специальный стаж засчитывается работа в должности фельдшера здравпунктов, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке должностей и учреждений от ДД.ММ.ГГГГ, является ошибочным.

В п. 6 вышеназванных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В приведенном п. 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако истец работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а указанное общество не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к спорным отношениям не применимы.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорного периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшером здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО «ЧКПЗ» у суда первой инстанции не имелось.

В указанной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве фельдшера здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО «ЧКПЗ».

Поскольку без учета спорного периода работы специальный стаж истца на дату обращения в территориальный орган пенсионного фонда составлял менее 30 лет, а именно, 29 лет 08 месяцев 06 дня (29 лет 05 месяцев 26 дней – период работы, который включен в специальный стаж истца пенсионным фондом добровольно + 02 месяц 10 дней – курсы повышения квалификации, которые включены в специальный стаж истца судом первой инстанции), иного периода работы, который может быть зачтен истцу в специальный стаж, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, у Сергеевой Г.Н. не имеется, в связи с чем оснований для признания за ней права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», равно как и для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Таким образом, решение суда в части признания незаконным решения УПФР в Кунашакском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сергеевой Г.Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости, признания за Сергеевой Г.Н. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложения на ОПФР обязанности назначить истцу такую пенсию с момента возникновения права без указания конкретной даты его возникновения также подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Решение суда в части удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ОПФР включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в должности фельдшера бригады скорой помощи в Кунашакской центральной районной больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отказа в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в ООО «ГЕОТЕК-Восточная геофизическая компания», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера отдела по охране труда и промышленной безопасности в ООО «НГДУ Дулисьминское», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в дирекции по охране труда в ПАО «ГЕОТЕК-Сейсморазведка», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером в дирекции по охране труда в ПАО «ГЕОТЕК-Сейсморазведка», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности рабочей на геофизических работах в ООО «Сейсмопоиск» никем не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться предметом проверки суда апелляционной инстанции. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст.ст. 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 названного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Иных оснований для отмены или изменения решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 02 июня 2022 года отменить в части удовлетворения исковых требований о признании частично незаконным решения УПФР в Кунашакском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сергеевой Г. Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области засчитать в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости период работы в качестве фельдшера здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 01 год 13 дней, о признании за Сергеевой Г. Н. права на досрочную страховую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах и сельской местности, о возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области назначить Сергеевой Г. Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, вынести в этой части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Сергеевой Г. Н. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения УПФР в Кунашакском районе Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сергеевой Г. Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж работы период работы в качестве фельдшера здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 01 год 13 дней, о признании за Сергеевой Г. Н. права на досрочную страховую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах и сельской местности, о возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области назначить Сергеевой Г. Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права – отказать.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2022 года.