Дело № 11а-6401/2021 Судья Вардугина М.Е.
Дело № 2а-509/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июля 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
Председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Абдрахмановой Э.Г., Кокоевой О.А.,
при секретаре Перепечиной В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Дурыманова В. П. на решение Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска к Дурыманову В. П. о взыскании недоимки по налогам, пени,
заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Г. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца,
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Дурыманову В.П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017, 2019 годы в размере 29 671 руб. 67 коп. (недоимка за 2017 год в размере 317 руб. 67 коп.; недоимка за 2019 год в размере 29 354 руб.), пени в размере 494 руб. 25 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере 33 руб. 35 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2019 год в размере 6 884 руб., пени в размере 101 руб. 29 коп.; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах округов с внутригородским делением: налог за 2017 год в размере 403 руб., пени в размере 50 руб. 19 коп.; транспортного налога с физических лиц за 2017 года в размере 98 руб., пени в размере 31 руб. 96 коп., а всего на сумму в размере 37 767 руб. 71 коп.
В обоснование административного искового заявления указано, что Дурыманов В.П. в спорный период являлся собственником имущества, указанного в налоговых уведомлениях, а также являясь адвокатом, состоял на налоговом учете в качестве налогоплательщика и в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) обязан уплачивать в установленные налоговым законодательством налоги и сборы. Налоговые уведомления и требования, которые были направлены в адрес налогоплательщика заказным письмом не исполнил, в связи с чем, образовалась взыскиваемая недоимка, пени, которые до настоящего времени не уплачены.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ требования ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска удовлетворены частично. Указанным судебным актом постановлено взыскать с Дурыманова В.П. в пользу ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017, 2019 годы в размере 29 671 руб. 67 коп., пени в размере 494 руб. 25 ком.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2019 г. в размере 6 884 руб., пени в размере 101 руб. 29 коп.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах округов с внутригородским делением: налог за 2017 год в размере 403 руб., пени в размере 50 руб. 19 коп.; транспортный налог с физических лиц за 2017 г. в размере 98 руб., пени в размере 31 руб. 96 коп. Взыскать с Дурыманова В.П. в доход бюджета г. Челябинска государственную пошлину в сумме 1 332 руб. 02 коп.
Не согласившись с постановленным по делу решением, административный ответчик Дурыманов В.П. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы Дурыманов В.П. указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции, полагая, что решение вынесено с нарушением норм процессуального права, поскольку ни налоговый орган, ни суд первой инстанции не направили в адрес административного ответчика копию административного искового заявления, тем самым было нарушено его право на защиту. Кроме того, указывает, что в его адрес не была направлена копия решения, чем также было ограничено его право на обжалование судебного акта. Кроме того, указывает на то, что резолютивная часть решения суда не содержит конкретных выводов, а именно из нее не следует, в какой части в удовлетворении требований отказано налоговому органу, полагая такое решение незаконным и необоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска Степаненко А.В. возражал против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, поступившее ранее заявление о частичном отказе от исковых требований подержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным иском к Дурыманову В.П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017, 2019 годы в размере 29 671 руб. 67 коп. (недоимка за 2017 год в размере 317 руб. 67 коп.; недоимка за 2019 год в размере 29 354 руб.), пени в размере 494 руб. 25 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере 33 руб. 35 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2019 год в размере 6 884 руб., пени в размере 101 руб. 29 коп.; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах округов с внутригородским делением: налог за 2017 год в размере 403 руб., пени в размере 50 руб. 19 коп.; транспортного налога с физических лиц за 2017 года в размере 98 руб., пени в размере 31 руб. 96 коп., а всего на сумму в размере 37 767 руб. 71 коп.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска о взыскании с Дурыманова В.П. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере 33 руб. 35 коп., - отказано, в остальной части требования удовлетворены.
В суд апелляционной инстанции поступило заявление представителя ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска Степаненко А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (при наличии полномочий на частичный отказ от иска) (л.д. 182), о частичном отказе от исковых требований к Дурыманову В.П. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 177 руб. 35 коп. (29 руб. 75 коп. + 55 коп. + 147 руб. 05 коп.); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 28 руб. 46 руб. (л.д. 179).
Административные исковые требования в остальной части поддерживает, настаивает на их удовлетворении.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Согласно ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения (пункт 1).
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным ст. 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Главой 32 КАС РФ не установлено запрета на отказ от административного иска о взыскании обязательных платежей.
Принимая во внимание, что заявление об отказе от административного иска в части требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 177 руб. 35 коп. (29 руб. 75 коп. + 55 коп. + 147 руб. 05 коп.); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 28 руб. 46 руб. подписано представителем ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска Степаненко А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (при наличии полномочий на частичный отказ от иска) (л.д. 182), в поданном заявлении указано на осведомленность данного лица о последствиях принятия судом отказа от части административного иска, частичный отказ от административного иска закону не противоречит и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает возможным принять его.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 и ст. 195 КАС РФ, суд прекращает производство по делу в случае отказа административного истца от административного иска и принятия данного отказа судом. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В силу п. 4 ст. 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по административному делу по основаниям, указанным в ст. 194 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, решение суда в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 177 руб. 35 коп. (29 руб. 75 коп. + 55 коп. + 147 руб. 05 коп.); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 28 руб. 46 руб. подлежит отмене, а производство по делу в данной части прекращению.
С выводами суда первой инстанции в остальной части решения, судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст. 84 КАС РФ.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом для транспортного налога признается календарный год.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге», установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Дурыманова В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является адвокатом (л.д. 38, 167).
Кроме того, согласно данным выписки из ЕГРН, на имя Дурыманова В.П. зарегистрировано, в том числе следующее недвижимое имущество:
- 1/3 доля в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57).
Также Дурыманов В.П. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником автомобиля: Мицубиси Лансер, государственный регистрационный знак М561УМ74, мощностью 98 лошадиных сил (л.д. 55), периоды и факт владения имуществом административным ответчиком оспорены не были.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Дурыманову В.П. начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 403 руб. за указанное ранее долю в праве на квартиру; а также начислен транспортный налог за 2016 год в размере 98 руб. за указанное транспортное средство, такое уведомление было направлено в адрес административного ответчика, что подтверждается списком заказных писем, в соответствии с положениями п. 4 ст. 52 НК РФ (л.д. 32, 33).
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, Дурыманову В.П. начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 488 руб. за указанную ранее долю в праве на квартиру; а также начислен транспортный налог за 2017 год в размере 98 руб. за указанное транспортное средство, такое уведомление было направлено в адрес административного ответчика, что подтверждается списком заказных писем, в соответствии с положениями п. 4 ст. 52 НК РФ (л.д. 13, 14).
Ввиду несвоевременных уплат указанных налогов, инспекцией выставлены требования об уплате задолженности, направлены Дурыманову В.П. почтой, следующие требования:
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2017 год в размере 403 руб., пени по этому налогу за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 руб. 14 коп.; об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 98 руб., пени по этому налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 руб. 74 коп., с уплатой в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8, 9-10);
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 317 руб. 67 коп.; пени по указанной недоимке за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 руб. 75 коп., с уплатой в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16, 17);
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, страховые взносы за разные налоговые периоды на общую сумму в размере 524 руб. 30 коп., с уплатой в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-21, 22);
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2019 год в размере 29 354 руб.; пени по указанной недоимке за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 214 руб. 04 коп.; недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, за 2019 год в размере 6 884 руб., пени по указанной недоимке за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере в размере 50 руб. 20 руб., с уплатой в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35, 36, 37);
Указанные требования в добровольном порядке административным ответчиком не исполнены.
Регламентируемые законодательством сроки и процедура направления требования, являющиеся гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности, налоговым органом были соблюдены.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Общая сумма задолженности по требованиям №, №, №, № об уплате недоимки, пени, предъявляемая Дурыманову В.П. превысила 3 000 руб., в связи с чем, у Инспекции возникло право на обращение в суд. Таким образом, срок для обращения с заявлением в суд исчисляется от требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно шестимесячный срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, предусмотренный положениями ст. 48 НК РФ, был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением административным ответчиком налоговых требований №, №, №, №, ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска обратилась к мировому судье судебного участка № 10 Калининского района г. Челябинска с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 66, 73).
Следовательно, установленный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения с заявлением к мировому судье налоговым органом был соблюден и не пропущен, вопреки доводам апелляционной жалобы.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 10 Калининского района г. Челябинска был вынесен судебный приказ о взыскании с Дурыманова В.П. в пользу налогового органа задолженности по налогам, пени (л.д. 71).
ДД.ММ.ГГГГ от должника Дурыманова В.П. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, определением мирового судьи судебного участка № 10 Калининского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен (л.д. 72, 73).
С административным иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением срока, предусмотренного положениями ст. 48 НК РФ (л.д. 2), вопреки доводам апелляционной жалобы.
Удовлетворяя частично требования инспекции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом сроки для обращения, предусмотренные положениями ст. 48 НК РФ, не пропущены, доказательств, подтверждающих уплату задолженности, административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При установленных судами фактических обстоятельствах дела судебная коллегия частично соглашается с выводами суда первой инстанции, с учетом частичного отказа налоговым органом от административных требований.
Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в 2017, 2019 году урегулированы Главой 34 НК РФ.
Согласно нормам этой главы расчетным периодом признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим пп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 430 НК РФ установлено, что плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года (29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года, 6 884 руб. за расчетный период 2019 года и 8 426 руб. за расчетный период 2020 года.
По общему правилу п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 названной статьи в частности установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Сумма задолженности по вышеуказанным обязательным платежам за 2017, 2019 годы и пени Дурымановым В.П. в бюджет не перечислена, факт наличия задолженности Дурымановым В.П. не оспаривается, а потому удовлетворяя требования Инспекции о взыскании недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 годы в размере 29 354 руб., пени за указанную недоимку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 214 руб. 04 коп.; а также недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2019 год в размере 6 884 руб., пени за указанную недоимку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 руб. 20 руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу.
Кроме того, разрешая требования о взыскании суммы страховых взносов за 2017 год следует учитывать положения ст. 430 Налогового кодекса (в редакции, актуальной на момент формирования недоимки) плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя в фиксированном размере: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 года, 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года, 32 448 руб. за расчетный период 2021 года.
В связи с тем, что доход налогоплательщика в 2017 году превысил 300 000 руб. и составил 331 767 руб. 25 коп., на сумму дохода, был начислен налог в размере 1% от превышающей 300 000 руб. дохода в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ и составил по ОПС в размере 317 руб. 67 коп.
Сумма задолженности по вышеуказанному обязательному платежу за 2017 год и пени Дурымановым В.П. в бюджет не перечислена, факт наличия задолженности Дурымановым В.П. не оспаривается, а потому удовлетворяя требования Инспекции о взыскании недоимки по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 годы в размере 317 руб. 67 коп.; суд первой инстанции пришел к правильному выводу, с учетом частичного отказа от иска в суде апелляционной инстанции.
Вместе с тем, при расчете размера пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год (на сумму 23 400 руб.), и за 2018 год (на сумму 26 545 руб.) следует руководствоваться, в том числе решением Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, которым налоговому органу, в том числе отказано в удовлетворении требования о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 11 695 руб. 71 коп., пени на указанную недоимку в размере 1 292 руб. 56 руб.; а также недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2017 год в размере 4 590 руб., пени на указанную недоимку за период в размере 255 руб. 94 руб. в виду пропуска срока обращения с административным иском в суд (л.д. 156-160), а также решением Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым требования налогового органа, в том числе удовлетворены в части взыскания с административного ответчика недоимки по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 26 545 руб., пени по указанной недоимке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 228 руб. 28 копеек; а также недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за 2018 год в размере 5 840 руб., пени на указанную недоимку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 руб. 19 руб. (л.д. 161-166).
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Пункт 1 ст. 72 НК РФ устанавливает, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пп. 1, 2 ст. 75 НК РФ).
С учетом положений п. 1 ст. 72, пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Уточненный расчет страховых взносов и пени является арифметически верным, соответствует требованиям ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей в соответствующий расчетный период) (л.д. 2 оборот, 183-184).
Таким образом, пени на недоимку по страховым взносам на ОПС за 2018 год подлежат взысканию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102 руб. 86 коп.; а также пени на недоимку по страховым взносам на ОМС за 2018 год подлежат взысканию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 руб. 63 коп.(л.д. 183-184).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 33 руб. 35 коп. удовлетворению не подлежат, поскольку в нарушение положений ст. 62 КАС РФ налоговым органом не представлены доказательства наличия указанной недоимки.
Размер задолженности по уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 года в размере 98 руб., пени по указанному налогу за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 руб. 75 коп.; пени по указанному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 руб. 57 коп.; пени по указанному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 руб. 64 коп. (1 руб. 74 коп. + 3 руб. 90 коп.) за спорный объект налогообложения, а также размер пени в остальной части налоговым органом рассчитан верно, судом первой инстанции проверен, сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Размер задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах округов с внутригородским делением: налог за 2017 год в размере 403 руб.; пени по указанному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 руб. 01 коп.; пени по указанному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 руб. 18 коп. (7 руб. 14 коп. + 16 руб. 04 коп.) за спорный объект налогообложения, а также размер пени в остальной части налоговым органом рассчитан верно, судом первой инстанции проверен, сомнений у судебной коллегии не вызывает.
На основании п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом принятия частичного отказа ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска от административных исковых требований, решение Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ необходимо изменить, удовлетворив исковые требования ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска частично, взыскав с Дурыманова В.П.:
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год размере 317 руб. 67 коп., за 2019 год в размере 29 354 руб.; пени по страховым взносам на ОПС за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 214 руб. 04 коп.; пени по страховым взносам на ОПС за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102 руб. 86 коп.;
- недоимку по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за 2019 год в размере 6 884 руб., пени по страховым взносам на ОМС за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере в размере 50 руб. 20 руб.; пени по страховым взносам на ОМС за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 руб. 63 коп.;
- недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах округов с внутригородским делением за 2017 год в размере 403 руб., пени по указанному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 руб. 18 коп. (7 руб. 14 коп. + 16 руб. 04 коп.); пени по указанному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 руб. 01 коп.;
- недоимку по транспортному налогу за 2017 года в размере 98 руб.; пени по указанному налогу за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 руб. 75 коп.; пени по указанному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 руб. 57 коп.; пени по указанному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 руб. 64 коп. (1 руб. 74 коп. + 3 руб. 90 коп.); а всего взыскать 37 528 руб. 55 коп.
В остальной части требования ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска, а именно, о взыскании с Дурыманова В.П. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере 33 руб. 35 коп., удовлетворению не подлежат.
Поскольку исковые требования ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска к Дурыманову В.П. подлежат частичному удовлетворению, то судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 1 325 руб. 86 коп.
Относительно доводов апелляционной жалобы Дурыманова В.П. о том, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм процессуального права, поскольку ни налоговый орган, ни суд первой инстанции не направили в адрес административного ответчика копию административного искового заявления, тем самым было нарушено его право на защиту, судебная коллегия указывает на следующее.
Административное исковое заявление налогового органа и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним ч. ч. 6, 7 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению налогового органа прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
В соответствии с вышеуказанными положениями, административный истец представил суду первой инстанции почтовый реестр/список отправки административного искового заявления Дурыманову В.П., подтверждающий отправку корреспонденции на адрес места жительства Дурыманова В.П.: <адрес>, позволивший суду убедиться во вручении Дурыманову В.П. копий административного искового заявления и приложенных к нему документов.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором следует, что ДД.ММ.ГГГГ почтовое отправление возвращено отправителю из-за истечения срока хранения (л.д. 168). Таким образом, указанный довод о нарушении судом права на защиту административного ответчика в указанной части является необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о ненаправлении в адрес административного ответчика судом первой инстанции копии решения и об отсутствии в материалах дела сведений о получении административным ответчиком указанного решения суда, не принимаются во внимание в связи со следующим.
Частью 1 статьи 182 КАС РФ закреплена обязанность суда не позднее, чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме вручить под расписку или направить почтой копии решения лицам, участвующим в деле, их представителям.
Решение по делу вынесено ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ, согласно сопроводительному письму, с учетом положений ч. 1 ст. 182 КАС РФ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлена копия указанного решения (л.д. 121).
Отсутствие в материалах дела сведений о вручении копии решения суда первой инстанции административному ответчику отмену решения суда не влечет. Административному ответчику было известно о времени и месте судебного заседания, когда по делу было вынесено указанное решении (л.д. 93), ранее Дурыманов В.П. представлял возражения на иск (л.д. 94-96), кроме того, не был лишен права на ознакомление с материалами дела, также указанный судебный акт был деперсонифицирован, и опубликован в сети «Интернет» (л.д. 170).
Судебная коллегия отмечает, что апелляционная жалоба подана административным ответчиком своевременно, соответствует требованиям положений ст. 299 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что резолютивная часть решения суда не содержит указания на то, в какой части требований судом первой инстанции отказано налоговому органу, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку из мотивировочной части решения следует, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о взыскании пени по недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 33 руб. 35 коп.
Кроме того, в силу части 5 статьи 310 КАС РФ правильное по существу решение не может быть отменено по формальным соображениям.
Остальные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, а также на иное применение и толкование закона, не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,
определила:
принять отказ ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска от административного иска к Дурыманову В. П. в части требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 177 руб. 35 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год в размере 28 руб. 46 руб.
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части отменить, и производство по административному делу в отмененной части прекратить в связи с частичным отказом от административного иска.
В остальной части решение Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска к Дурыманову В. П. о взыскании задолженности по налогу, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Дурыманова В. П., зарегистрированного и проживающего и по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска:
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) за 2017 год размере 317 руб. 67 коп., за 2019 год в размере 29 354 руб.; пени по страховым взносам на ОПС за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 214 руб. 04 коп.; пени по страховым взносам на ОПС за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102 руб. 86 коп.;
- недоимку по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за 2019 год в размере 6 884 руб., пени по страховым взносам на ОМС за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере в размере 50 руб. 20 коп.; пени по страховым взносам на ОМС за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 руб. 63 коп.;
- недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах округов с внутригородским делением за 2017 год в размере 403 руб., пени по указанному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 руб. 18 коп.; пени по указанному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 руб. 01 коп.;
- недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 98 руб.; пени по транспортному налогу за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 руб. 75 коп.; пени по транспортному налогу за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 руб. 57 коп.; пени по транспортному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 руб. 64 коп.; а всего взыскать 37 528 руб. 55 коп.
В удовлетворении остальной части требований ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска - отказать.
Взыскать с Дурыманова В. П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 325 руб. 86 коп.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи