НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 06.05.2022 № 2-524/2021

Судья Унрау Т.Д.

Дело № 2-524/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-5353/2022

06 мая 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Плотниковой Л.В.,

судей Подрябинкиной Ю.В., Мокроусовой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ворониной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Кизильского районного суда Челябинской области от 22 декабря 2021 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кизильском районе (далее – УПФР, пенсионный орган) о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года в должности <данные изъяты> (далее – ГУ МЧС России по Челябинской области), периоды дополнительных оплачиваемых отпусков с 16.12.2016 года по 30.12.2016 года, с 15.12.2017 года по 29.12.2017 года, с 13.12.2019 года по 27.12.2019 года, периодов работы с 01.12.2016 года по 01.12.2016 года, с 01.12.2017 года по 01.12.2017 года и назначить ему пенсию с момента возникновения права на пенсию.

В обоснование заявленных требований указал, что указанным решением УПФР ему отказано в назначении досрочной пенсии по п.18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), поскольку в специальный стаж не засчитаны: спорный период работы с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года ввиду отсутствия возможности установить принадлежность работодателя к Федеральной противопожарной службе, периоды дополнительных оплачиваемых отпусков и периоды, где в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (далее – ИЛС) не указан код особых условий труда. Считает, что данные периоды подлежат зачету в специальный стаж (л.д.3,4 т.1).

Определением Кизильского районного суда Челябинской области от 24.09.2021 года, произведена замена ответчика УПФР на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ОПФР) (л.д.1-2 т.1).

Определением от 22.11.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ МЧС России по Челябинской области (л.д. 243).

Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика УПФР в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление (л.д. 28-33 т.2).

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Челябинской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд постановил решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворил. Признал незаконным решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из его страхового стажа периода работы с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года в должности <данные изъяты> периоды дополнительных оплачиваемых отпусков с 16.12.2016 года по 30.12.2016 года, с 15.12.2017 года по 29.12.2017 года, с 13.12.2019 года по 27.12.2019 года и периодов его работы 01.12.2016 года, 01.12.2017 года, возложил обязанность включить в страховой стаж указанные периоды, назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 06.07.2021 года (л.д. 104-121 т.2).

В апелляционной жалобе ответчик ОПФР просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение. Указывает, что период работы с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года в должности <данные изъяты> не может быть засчитан в стаж, поскольку отсутствуют сведения о <данные изъяты>, как о структурном подразделении или филиале <данные изъяты>. Периоды дополнительных оплачиваемых отпусков не подлежит зачету в специальный стаж, так как в выписке из ИЛС данные периоды указаны без кода особых условий труда с дополнительными сведениями «ДПОТПУСК». Периоды работы с 01.12.2016 года по 01.12.2016 года, с 01.12.2017 года по 01.12.2017 года указаны в выписке из ИЛС без кода особых условий. Кроме того, не могут быть приняты во внимание свидетельские показания, на основании которых суд сделал вывод о работе истца в спорные периоды, поскольку характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (л.д.127-130 т.2).

Представители ответчика, третьего лица ГУ МЧС России по Челябинской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015 года.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон "О пожарной безопасности") работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы. Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности", устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.

Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 05.07.2021 года истец ФИО1 обратился в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д.96-97 т.1). В подтверждение права на назначение досрочной страховой пенсии по старости истцом представлена трудовая книжка.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ истцу в установлении данной пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, который по состоянию на 04.07.2021 года составил 12 лет 04 месяца 17 дней, ИПК – 73,185 (л.д.85-91 т.1).

Согласно оспариваемому решению пенсионный орган не включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды работы истца:

- с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года - в должности <данные изъяты>, так как из имеющихся документов нет возможности установить принадлежность к Федеральной противопожарной службе, сведения для ведения индивидуального персонифицированного учета в отношении ФИО1 в период с 01.01.1998 года по 31.12.2008 года представлены государственным учреждением <данные изъяты>, указанный период отражен без кода льготы, сведения о <данные изъяты>, как о структурном подразделении или филиале <данные изъяты>, в материалах наблюдательного дела нет;

- с 01.12.2016 года по 01.12.2016 года и с 01.12.2017 года по 01.12.2017 года, так как указанные периоды в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица(далее – ИЛС) отражены без кода особых условий труда;

- с 16.12.2016 года по 30.12.2016 года, с 15.12.2017 года по 29.12.2017 года, с 13.12.2019 года по 27.12.2019 года – дополнительные оплачиваемые отпуска, так как указанные периоды в выписке из ИЛС отражены без кода особых условий труда с дополнительными сведениями «ДПОтпуск».

Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции установил, что в период с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года истец работал в противопожарной службе, которая входила в федеральную противопожарную службу, в связи с чем включил в стаж работы этот период; в период с 01.12.2016 года по 01.12.2016 года и с 01.12.2017 года по 01.12.2017 года ФИО1 находился в командировке в связи с обучением на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы; в периоды с 16.12.2016 года по 30.12.2016 года, с 15.12.2017 года по 29.12.2017 года, с 13.12.2019 года по 27.12.2019 года истец находился в дополнительных оплачиваемых отпусках, поскольку отсутствие сведений о коде льгот не является основанием для исключения периода из стажа, указанные периоды полежат включению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, считает их соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на виды, в том числе государственную противопожарную службу и муниципальную пожарную охрану.

В силу ст. 5 указанного закона Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Из положений п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ не обладают.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N552-О-О от 05.02.2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Подпунктом «л» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотрено применение Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 года N 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном Списке поименован пожарный (боец, респираторщик), командир отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного проезда.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) МЧС являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России).

Ранее соответствующее регулирование содержалось в пункте «о» ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт введен Федеральным законом от 27.12.1995 года N 211-ФЗ), предусматривавшим, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации, а также в п.п. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26.12.1977 года N 1115 «Об утверждении Положения «О государственном пожарном надзоре в СССР» органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему МВД СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (п. 2). Исходя из п. 4, п.п. «ч» п. 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.06.1972 года N 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему МВД СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета.

В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как следует из трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 01.07.1996 года был принят в штат <данные изъяты> на должность <данные изъяты> с оплатой труда по 4 разряду, 12.02.1997 года был переведен на должность <данные изъяты>, 09.12.1999 года – на должность <данные изъяты>, 16.03.2004 года ему присвоен 8 разряд оплаты труда, 01.05.2004 года <данные изъяты> реорганизовано в <данные изъяты>, с 01.01.2005 года <данные изъяты> реорганизовано в <данные изъяты>, 01.07.2007 года ФИО1 установлен 9 разряд оплаты труда, 01.05.2008 года – 10 разряд оплаты труда, 01.01.2009 года <данные изъяты> реорганизовано в форме слияния в <данные изъяты> и ФИО1 переведен в последнее на должность <данные изъяты>, 24.10.2011 года <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты> 23.08.2019 года ФИО1 переведен на должность <данные изъяты>, откуда уволен 31.12.2019 года в связи с переводом на работу в Главное управление МЧС России по Челябинской области, 01.01.2020 года - принят в Главное управление МЧС по Челябинской области на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время (л.д.11-16 т.1, т.2 л.д.23).

Работа ФИО1 в должностях: <данные изъяты>, предусмотренных вышеуказанным Списком, подтверждается так же представленными ГУ МВД России по Челябинской области выписками из приказов по личному составу (л.д.2-10 т.2), личной карточкой формы Т-2 (л.д.188-193 т.1), лицевыми карточками работника (л.д.188-193 т.1), личными каточками на денежное довольствие (л.д.194-196 т.1), расчетными листами (л.д.197-211 т.1), карточками-справками (л.д.212-236 т.1), выпиской из ИЛС ФИО1 (л.д.101-111 т.1).

Кроме того, работу ФИО1 в указанных должностях с 1996 года по настоящее время подтвердили допрошенные в судебном заседании суда первой инстанции свидетели ФИО8 и ФИО9, работавшие вместе с ФИО1 в спорный период.

Довод жалобы о недопустимости свидетельских показаний, поскольку характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается, отклоняется судебной коллегией, ввиду следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Исходя из приведенных норм действующего законодательства, показания свидетелей не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими характер работы, однако, в данном споре свидетели подтвердили не характер работы истца, а период и стаж работы в определенных должностях.

Довод апелляционной жалобы о том, что период работы с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года не может быть засчитан истцу в специальный стаж, поскольку отсутствуют сведения о Пожарной части , как о структурном подразделении или филиале Пожарной части , опровергается вышеуказанными материалами дела, исследованными судом первой инстанции.

Каких-либо документов, подтверждающих регистрацию Пожарной части в качестве самостоятельного юридического лица, не установлено, сведения для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении ФИО1 в период с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года представлены Государственное учреждение <данные изъяты> Главного Управления МЧС России по Челябинской области.

Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О подразделениях федеральной противопожарной службы» также не содержит сведений о реорганизации Государственного учреждения <данные изъяты> Главного управления МЧС Росси по Челябинской области в форме слияния в <данные изъяты> как указано в трудовой книжке истца, реорганизация была проведена в отношении <данные изъяты> Главного управления МЧС России по Челябинской области (л.д.159-165 т.1).

Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции свидетеля ФИО9, работавшего в пожарной части в <адрес> с 1996 года, Пожарная часть ранее находилась в ведении МВД России, затем перешла в ведение МЧС России, финансировалась из федерального бюджета, но, как самостоятельное юридическое лицо, никогда зарегистрирована не была, в пожарной части никогда не было бухгалтерии, должность бухгалтера была предусмотрена в ПЧ-67 в <адрес>, все бухгалтерские документы находились в Пожарной части . Затем пожарные части были присоединены ко второму Магнитогорскому отряду. Истец ФИО1 все время работал в Пожарной части в <адрес>.

Аналогичные показания об отсутствии бухгалтерии в Пожарной части в <адрес>, о получении денежных средств на ее финансирование и заработной платы из Пожарной части , находящейся в <адрес>, а также о работе ФИО1 в Пожарной части в <адрес> подтвердил работавший совместно с ним свидетель ФИО8

Показания данных свидетелей согласуются со штатным расписанием Пожарной части УГПС ГУВД <адрес>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеются сведения о нахождении данной Пожарной части в <адрес> (л.д.15,16 т.2).

В соответствии с информацией ВРИО начальника Главного Управления МЧС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос Пожарная часть до ДД.ММ.ГГГГ являлась обособленным подразделением Государственного Учреждения «Пожарная часть Главного Управления МЧС России по Челябинской области» (л.д.169 т.2).

В соответствии с уведомлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Государственным учреждением Пожарной частью УГПС ГУВД Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ было поставлено на учет в налоговом органе Инспекции МНС РФ по <адрес> обособленное подразделение Государственное Учреждение «Пожарная часть УГПС ГУВД Челябинской области» Кизильское подразделение, находящееся в <адрес> (л.д.126 т.1).

Кроме того, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ при передаче Пожарной части из подчинения УГПС ГУВД Челябинской области в ведение УГПС МЧС Челябинской области в состав комиссии входил бухгалтер Пожарной части (л.д.11-12 т.2).

Из анализа указанных доказательств следует, что Пожарная часть , в которой работал истец в спорный период, относилась к ведению ГУВД России по Челябинской области и по состоянию на 2001 год являлась структурным подразделением Пожарной части , так же относившейся к ГУВД России по Челябинской области.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 года N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.

Данным Указом установлено, что Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД России; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы МВД считаются с 01.01.2002 года, соответственно, проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе МЧС России в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.

В целях реализации данного Указа начальником ГУВД Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ «О передаче органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы ГУВД Челябинской области в ведение МЧС России» (л.д.18-19 т.2).

Приказом МЧС России ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержден Перечень территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, в который входит и Главное управление МЧС России по Челябинской области (место нахождения - г. Челябинск) (п. 76).

Как указано в п. 1 указанного Положения, территориальный орган МЧС России - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Государственное учреждение «Пожарная часть Главного Управления МЧС России по Челябинской области» была зарегистрирована в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ и является правопреемником Государственного Учреждения «Пожарная часть УГПС ГУВД Челябинской области» (л.д.129-134 т.1).

Указанные организации, согласно выписке из ИЛС ФИО1, с 01.01.1998 года до 31.12.2008 года являлись страхователями в системе обязательного пенсионного страхования и перечисляли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование истца (л.д.101-111 т.1).

Федеральным законом от 22.08.2004 года в Федеральный закон от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, то есть только с 01.01.2005 года Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

Пожарная часть с 2002 года входит в систему МЧС России и финансируется за счет федерального бюджета, что подтверждается письмом начальника ГУ МЧС России по Челябинской области от 17.12.2019 года (л.д.171 т.2); приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ о реорганизации с ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения «Пожарная часть Главного Управления МЧС России по Челябинской области» в форме слияния в Государственное учреждение «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области (л.д.159-165 т.1).

В соответствии с письмом начальника Областного Государственного учреждения «Противопожарная служба Челябинской области» от ДД.ММ.ГГГГ Областное Государственное учреждение «Противопожарная служба Челябинской области» создано на основании постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. В Кизильском районе Челябинской области пожарных частей Областного Государственного учреждения «Противопожарная служба Челябинской области» не имеется, в Агаповском районе действуют три пожарных части Областного Государственного учреждения «Противопожарная служба Челябинской области»: Пожарная часть в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Пожарная часть - в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Пожарная часть - в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123-124 т.1).

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части включения в специальный стаж периода работы с 01.07.1996 года по 31.12.2008 года суд первой инстанции указал, что на протяжении всей трудовой деятельности, начиная с 01.07.1996 года, ФИО1 работал в должностях и учреждениях, соответствующих вышеуказанному Списку.

В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в специальный стаж подлежат включению и периоды дополнительных оплачиваемых отпусков независимо от основания их предоставления.

Удовлетворяя требования ФИО1 в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения в командировке 01.12.2016 года и 01.12.2017 года с целью проверки знаний старших мастеров газодымозащитной службы, суд исходил из сохранения за истцом в данные периоды средней заработной платы и отсутствия доказательств отвлечении его от выполнения трудовых обязанностей (л.д.24-27 т.2).

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку в указанные периоды по основному месту работы за истцом сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; данные периоды приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся в командировки, следовательно, исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.

Включая в специальный стаж истца спорные период, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие кода особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемых работодателем, неуплата страховых взносов не должны повлечь для ФИО1 неблагоприятные последствия в сфере пенсионного обеспечения, поскольку указанные обстоятельства возникли не по его вине, а вследствие ненадлежащего исполнения работодателем обязанностей, возложенных на него законом, при этом льготный характер работы истца в указанные периоды подтвержден представленными в материалах дела доказательствами.

Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него законом обязанностей по представлению сведений в ИЛС с указанием кодов льготного характера труда работника и оп уплате страховых взносов не должно создавать препятствий для реализации права на своевременное, в том числе досрочное, назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований частей 1, 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводило бы к неправомерному ограничению гарантированного Конституцией РФ права граждан на социальное обеспечение.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 9-П от 10.07.2007 года, неуплата страхователем в установленный срок либо уплата не в полном размере страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации права на своевременное и в полном объеме получение трудовой (с 01.01.2015 года – страховой) пенсии.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках с 16.12.2016 года по 30.12.2016 года, с 15.12.2017 года по 29.12.2017 года, с 13.12.2019 года по 27.12.2019 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы 01.12.2016 года и 01.12.2017 года, доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы, которые аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с оценкой судом представленных доказательств и обстоятельств дела, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы постановленного судом решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кизильского районного суда Челябинской области от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 мая 2022 года.