Судья Подрябинкина Ю.В.
Дело № 2-2992/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11-2509/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Жуковой Н.А., Уфимцевой Т.Д.,
при секретаре Дмитриевой П.А.
05 марта 2020 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Вершинина Александра Ивановича на решение Миасского городского суда Челябинской области от 11 декабря 2019 года по иску Вершинина Александра Ивановича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Уфимцевой Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, истца Вершинина А.И., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вершинин А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) (далее УПФ в г. Миассе Челябинской области) о признании незаконным и отмене решения УПФ в г. Миассе Челябинской области № 709860 от 02 сентября 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; обязании УПФ в г. Миассе Челябинской области назначить ему пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет, но не ранее чем со дня обращения, то есть с 20 августа 2019 года с одновременным получением пенсии за выслугу лет по линии МВД России в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
В обоснование заявленных требований Вершинин А.И. сослался на то, что с 01 августа 2019 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД России в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1. 20 октября 2012 года, по достижении 50 лет, ему была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера) как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а с 01 июля 2015 года по его заявлению была установлена государственная пенсия по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ. С 01 августа 2019 года выплата пенсии по старости ему была прекращена. 20 сентября 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии по старости. Решением УПФ в г. Миассе Челябинской области от 02 сентября 2019 года № 709860/19 в установлении пенсии по старости ему было отказано на том основании, что его возраст не достиг 64 лет. С данным решением он не согласен. У него есть предусмотренные законом основания для досрочного назначения ему пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет.
Истец Вершинин А.И., его представитель Заболотная Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УПФ в г. Миассе Челябинской области Мосевнина П.Г. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Вершинин А.И. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы сослался на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Полагает, что учитывая его возраст 56 лет 9 месяцев, страховой стаж работы 18 лет 08 месяцев 27 дней, величину пенсионного коэффициента – 81,054 и факт участия в ликвидации аварии на ЧАЭС, он имеет полное право на получении пенсии по старости досрочно наряду с пенсией по выслуге лет. Просит назначить ему вторую пенсию за имеющийся страховой стаж, с учетом того, что за этот период выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика УПФ в г. Миассе Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Вершинин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с 01 августа 2019 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (л.д. 44).
Как следует из удостоверения серии №, Вершинин А.И. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением ликвидатора последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 году (л.д. 16).
20 августа 2019 истец обратился в УПФ в г. Миассе Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), с уменьшением пенсионного возраста, полагая, что имеет необходимый страховой стаж, установленный индивидуальный пенсионный коэффициент.
Решением ответчика № 709860/19 от 02 сентября 2019 года ему было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием общеустановленного возраста 64 года для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Страховой стаж истца определен в 18 лет 08 месяцев 27 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 81,054 (л.д. 7-8).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Вершинина А.И., суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 30 Закона Российской Федерации № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункт 6 статьи 3 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», предусматривающих одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости, пришел к выводу о том, что Вершинин А.И., достигший возраста 57 лет, не имеет права на получение одновременно двух пенсий - по выслуге лет и страховой пенсии по старости.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается как основанном на правильном применении и толковании норм материального права.
Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 01 января 2015 года).
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Так, в силу статьи 28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В частности, в силу статьи 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия, следует, что в рассматриваемом случае назначение страховой пенсии по старости на основании Федерального закона № 400 «О страховых пенсиях» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг установленного законом возраста, имеет страховой стаж 15 лет, величину индивидуального пенсионного коэффициента и является получателем государственной пенсии по выслуге лет, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
Право на назначение страховой пенсии ранее достижения возраста, установленного указанной статьей Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют лица, перечисленные в статьях 30 и 32 этого же Закона.
При этом Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривает права и условий для назначения пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, как не предусматривает возможность снижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Доводы истца в апелляционной жалобе о его праве на назначение страховой пенсии по старости (второй пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Право на одновременное получение лицом государственной пенсии за выслугу лет по Закону № 4468-1 как военнослужащим и государственной пенсии по старости по Закону № 166-ФЗ как участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на чем по существу настаивает истец, пенсионным законодательством не предусмотрено.
При этом и в силу части 1 статьи 7 Закона № 4468-1, и в силу пункта 2 статьи 3 Закона № 166-ФЗ, гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец реализовал свое право на государственное пенсионное обеспечение по Закону № 4468-1.
Основания назначения страховой пенсии по старости определяются только Законом № 400-ФЗ, в вышеприведенной статье 8 данного Закона, а не Законом № 166-ФЗ и Законом 1244-1.
В силу части 5 статьи 28.1 Закона № 1244-1 по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Таким образом, пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона № 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями Закона № 400-ФЗ не являются идентичными.
Учитывая то, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона № 1244-1, не является страховой, принимая во внимание, что положениями Закона № 400-ФЗ, назначение досрочно страховой пенсии по старости военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста не предусмотрено, судебная коллегия приходит к выводу, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьей 30 Закона № 1244-1, назначена быть не может.
Судом по делу установлено, что к моменту рассмотрения обращения в пенсионном органе заявления о назначении и получении второй пенсии - страховой пенсии по старости Вершинин А.И. достиг возраста 56 лет 9 месяцев, имеет страховой стаж 18 лет 08 месяцев 27 дней.
При таких обстоятельствах правовые основания для назначения Вершинину А.И. второй пенсии - страховой пенсии по старости, отсутствуют.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основание для отмены решения суда.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вершинина Александра Ивановича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи