НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 05.02.2024 № 2А-6002/2023

74RS0002-01-2023-004462-98 Судья: Рыбакова М.А.

Дело №11а-1619/2024 Дело № 2а-6002/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 февраля 2024 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Степановой О.Н., Шалютиной Е.М.,

при секретаре Богословской А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Симоненко Дмитрия Анатольевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 октября 2023 года по административному исковому заявлению Симоненко Дмитрия Анатольевича к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 28 России по Челябинской области (Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска) о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заслушав доклад судьи Степановой О.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, пояснения Симоненко Д.А., представителя Симоненко Д.А. – адвоката Апалькову Т.А., представителя Межрайонной ИФНС России № 28 по Челябинской области Гавронской Л.Ю., представителя Межрайонной ИФНС России № 28 по Челябинской области и ФНС России Шкурченко Н.В., представителя УФНС России по Челябинской области Шувалова М.Ю., судебная коллегия

установила:

Симоненко Д.А. обратился в суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 28 России по Челябинской области (Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска) о признании незаконным решения от 10.02.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 13 047 311 рублей, соответствующих сумм пени, а также штрафа по <данные изъяты> в сумме 161 755,80 рублей, штрафа по <данные изъяты> в сумме 63 757,50 рублей.

В обоснование требований указано, что Симоненко Д.А. является плательщиком налога на доходы физических лиц. 10.02.2023 года налоговым органом в отношении него было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения , предусмотренного <данные изъяты> Налогового кодекса Российской Федерации. Выводы налогового органа не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также налоговому законодательству. Указал, что информация по ценным бумагам систематизирована на основании ежегодных отчетов банка от 01.03.2016, 01.03.2017, 01.03.2018 об остатках ценных бумаг на последнее календарное число предыдущего месяца. Данные отчеты содержат сальдо ценных бумаг с указанием цены покупки в валюте покупки, что свидетельствует о приобретении ценных бумаг и подтверждает фактические расходы, связанные с покупкой в валюте приобретения. Дата покупки и курс валюты на дату покупки ценных бумаг определен Заявителем исходя из рыночной цены ценной бумаги, сложившейся на бирже на определенную календарную дату. Стоимость ценных бумаг за 2018 год, по мнению истца, должна быть учтена в качестве затрат при их дальнейшем выбытии. Кроме того, истец указывает, что часть ценных бумаг включена налоговым органом в доход в форме поступления ценных бумаг иным способом. Указал, что в сводном отчете <данные изъяты> за 2018 год по счету <данные изъяты> выделены в отдельный раздел и не включены в иные разделы, в которых отражены доходы по ценным бумагам (продажи, дивиденды, приход, выплата процентов). Указанные операции в разделе <данные изъяты> представляют собой межсистемный перевод банком ценных бумаг одного владельца, что указывает на отсутствие полученного налогоплательщиком дохода в натуральной форме. В связи с этим, считает неправомерным включение налоговым органом в состав доходов, полученных налогоплательщиком доход в натуральной форме от ценных бумаг, представленных в сводном отчете <данные изъяты> по счету .233060 за 2018 год на сумму 19 151 060,42 руб. Полагал неправомерным исключение затрат по ценным бумагам, реализованным в 2019 году, поскольку налоговым органом данная сделка рассматривается как продажа ценной бумаги по схеме – покупка акции (21.12.2016, 21.12.2016), затем продажа (23.01.2019). В данном случае, ценная бумага является объектом колл-опциона, в рамках которого сначала происходит продажа ценной бумаги, а затем ее покупка. В жалобе Заявитель также указывает, что им через <данные изъяты> банк <данные изъяты> совершались операции с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами – опционами put и фьючерсами. Истец считает, что опцион считается исполненным в тот момент, когда стороны полностью исполнят свое обязательство по контракту, т.е. одна сторона продаст базовый актив по фиксированной цене, другая сторона купит этот актив. Для целей налогообложения от таких операций с базисным активом производных финансовых инструментов признается доход, полученный от поставки базисного актива при исполнении сделки. То есть доход возникает только тогда, когда операция с производным финансовым инструментом будет закрыта и произойдет поставка базисного актива при исполнении сделки, следовательно, кассовый метод полностью соблюдается на дату исполнения сделки. Считает, что выводы налогового органа не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основания для начисления спорных сумм налога на доходы физических лиц и привлечение Симоненко Д.А. к налоговой ответственности отсутствуют.

Судом первой инстанции постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Не согласившись с решением суда, Симоненко Д.А. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решения суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование указывает, что судом не верно истолкованы нормы ст.214.1 Налогового кодекса РФ, не учтена природа сделок с производными финансовыми инструментами (ПФИ). Решение суда противоречит положениям ст. 41 Налогового кодекса РФ, согласно которой доходом, подлежащим налогообложению должна признаваться экономическая выгода, а не сам факт поступления денежных средств на счет налогоплательщика. Указывает на необоснованность вывода суда о правомерности начисления НДФЛ с поступления ценных бумаг по операции «<данные изъяты>» в отчетах ОФР «<данные изъяты>» за 2018 год. Полагает, что доходы по операциям <данные изъяты> в Сведениях о финансовых счетах и выплатах (доходах) отсутствуют, то есть не признаются доходами, подлежащими налогообложению. Утверждение налогового органа о получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в соответствии со статьей 211 Налогового кодекса Российской Федерации не нашли документального подтверждения. Ссылается на то, что датой закрытия короткой позиции (колл-опциона, шорт сделки) является не дата продажи, а дата покупки ценной бумаги (дата закрытия короткой позиции) после ее предварительной продажи.

В возражении на апелляционную жалобу Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 28 по Челябинской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе Симоненко Д.А. не согласна, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражении на апелляционную жалобу ФНС России просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции административный истец Симоненко Д.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного истца – адвокат Апалькова Т.А., доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 28 по Челябинской области Гавронская Л.Ю. с доводами апелляционной жалобы не согласились. Поддержала доводы, изложенные в возражении.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 28 по Челябинской области и ФНС России Шкурченко Н.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержала письменные возражения.

Представитель УФНС России по Челябинской области Шувалов М.Ю. в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о месте и времени рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции размещена на официальном интернет-сайте Челябинского областного суда.

Заслушав стороны, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 - 4 статьи 232 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации в целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такой совокупности условий для удовлетворения административного иска по делу не установлено.

Материалами дела подтверждается, что Симоненко Д.А. в ИФНС России по Центральному району было поданы налоговые декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за налоговый период 2018, 2019 и 2020 года, в которых указано на получение за пределами Российской Федерации дохода по операциям с ценными бумагами.

На основании решения от 28.12.2021 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка в отношении Симоненко Д.А. по вопросам соблюдения законодательства по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.

Нарушения, выявленные в ходе выездной налоговой проверки зафиксированы в акте налоговой проверки от 12.09.2022 , который одновременно с приложениями к нему на 613 листах и извещением от 19.09.2022 о времени (20.10.2022 в 11-00 часов) и месте рассмотрения материалов проверки вручены Симоненко Д.А. 19.09.2022.

Симоненко Д.А. представлены возражения от 19.10.2022 б/н (входящий № 056699 от 19.10.2022) на акт выездной налоговой проверки от 12.09.2022 .

Инспекцией 20.10.2022 рассмотрены материалы выездной налоговой проверки, а также представленные налогоплательщиком возражения от 19.10.2022 б/н (входящий от ДД.ММ.ГГГГ), в присутствии Симоненко Д.А., что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 20.10.2022 б/н.

По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 02.11.2022 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое 07.11.2022 вручено Симоненко Д.А. Симоненко Д.А. дополнительно к возражениям на акт налоговой проверки от 12.09.2022 представлены документы от 20.10.2022 (входящий от 25.10.2022), от 31.10.2022 (входящий от 31.10.2022), от 01.12.2022 (входящий от 02.12.2022).

По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлено дополнение от 23.12.2022 к акту выездной налоговой проверки, которое с приложениями к нему на 13 листах, извещением от 29.12.2022 о времени (30.01.2023 в 11-00 часов) и месте рассмотрения материалов проверки вручены Симоненко Д.А. 30.12.2022.

30.01.2023 Симоненко Д.А. в налоговый орган представлены возражения от 27.01.2023 б/н (входящий от 30.01.2023) на дополнение от 23.12.2022 к акту выездной налоговой проверки.

Материалы выездной налоговой проверки, дополнительные мероприятия налогового контроля, а также представленные налогоплательщиком возражения рассмотрены Инспекцией 30.01.2023 в присутствии Симоненко Д.А., что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 30.01.2023 б/н.

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 10.02.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщик привлечен к ответственности по <данные изъяты> в виде штрафов в сумме 225 713,30 руб., начислен НДФЛ за 2018, 2019, 2020 годы в сумме 13 047 311 руб.

Апелляционная жалоба Симоненко Д.А. от 10.03.2023 на решение ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от 10.02.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Решением УФНС России по Челябинской области от 17.04.2023 @ оставлена без удовлетворения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в рамках международного автоматического обмена информацией, предусмотренного главой 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), от Федерального налогового управления (<данные изъяты> получена информация о финансовых счетах и доходах Симоненко Д.А. за 2018-2020 годы.

На основании предоставленной в рамках обмена информации налоговым органом установлено, что общая сумма доходов, полученных Симоненко Д.А. в иностранной валюте в разрезе типа выплаты (полученного дохода) и периода получения дохода, составила: Тип выплаты 2018 год 2019 год 2020 год Дивиденды (<данные изъяты>) 29 024 EUR 357 EUR 30 788EUR 116USD 22 080USD 23 209USD Проценты (<данные изъяты>) 27 505EUR 21 219EUR 3 276USD 3 276USD Валовой доход от реализации/ отчуждения финансовых активов (<данные изъяты>) 1 452 454EUR 22 754EUR 465 314EUR 100 000USD 376 236USD Прочий доход от финансовых активов (<данные изъяты>) 1 618 033EUR 620 823EUR - Итого 29 381 EUR 30 788EUR 45 405USD 4 -дивиденды (<данные изъяты>), -иные доходы (<данные изъяты>) 3 120 746EUR 1 107 356EUR 482 788USD.

С целью проверки правильности отражения Симоненко Д.А. в налоговых декларациях по НДФЛ за 2018, 2019, 2020 годы доходов, в т.ч. полученных от источников в иностранных государствах, в ходе выездной налоговой проверки проанализированы сведения, полученные от Симоненко Д.А. и имеющиеся в налоговом органе.

Установлено, что Симоненко Д.А. по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, не в полном объеме задекларированы доходы по дивидендам (<данные изъяты>) за 2018 и 2020 годы, а также иные доходы (<данные изъяты>), за исключением дивидендов, за 2018, 2019 и 2020 годы. Кроме того, при анализе сумм доходов, отраженных в представленных Симоненко Д.А. налоговых декларациях по НДФЛ за 2018, 2019, 2020 годы, установлено, что Симоненко Д.А. произведен расчет доходов от источников за пределами Российской Федерации не по курсу валюты производимой операции, а по курсу валюты счета.

Помимо этого, установлено завышение суммы расходов, уменьшающих полученные налогоплательщиком доходы от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (опционы, фьючерсы) (<данные изъяты>).

Поскольку Симоненко Д.А. в ходе проверки не представлены: сведения о приобретении ценных бумаг, начиная с открытия счета и начала осуществления данной деятельности; документы (реестры покупок/продаж по каждой ценной бумаге, сводные отчеты ОФР), позволяющие рассчитать расходы по методу ФИФО и подтвердить расходы, связанные с покупкой определенной ценной бумаги, заявленные налогоплательщиком в налоговых декларациях по НДФЛ за 2018, 2019, 2020 годы, расходы по ценным бумагам не приняты Инспекцией в уменьшение налоговой базы по доходам, полученным от реализации ценных бумаг.

Из анализа представленных Симоненко Д.А расчетов установлено, что расходы (в т.ч. с комиссиями и сборами) по сделкам с опционами рассчитаны налогоплательщиком по дате их исполнения. При этом в расчет не включены незакрытые на конец года опционы. Исходя из данных сводных отчетов иностранных организаций финансового рынка по счетам налогоплательщика (раздел Purchase-покупка) сумма расходов от операций с производными финансовыми инструментами определена налоговым органом по дате совершения операций, указанной в разделе Purchase (покупка), т.е. «кассовым» методом.

В ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом произведен перерасчет расходов по операциям с производными финансовыми инструментами путем дополнительного включения в состав расходов сумм уплаченных сборов (комиссий) по опционам. Инспекцией в расходы также дополнительно приняты сборы за транзакцию (Transaction fees), комиссионные сборы и сборы третьих лиц (Third-party fees and charges). При этом из состава расходов, уменьшающих доходы от продажи ценных бумаг, исключен гербовый сбор (Stamp taxes), поскольку налогоплательщиком не представлены документы (договоры, соглашения, уведомления и иное), подтверждающие, что данный сбор непосредственно связан с операциями с ценными бумагами.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности привлечении Симоненко Д.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу подпункта 1 статьи 209 того же Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 - 4 статьи 232 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации в целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

С учетом данных обстоятельств, налоговым органом установлена неполная уплата административным истцом НДФЛ в результате занижения налоговой базы, в т.ч. за 2018 год в размере 9 812 195 руб., за 2019 год в размере 1 190 876 руб., за 2020 год в размере 2 044 240 руб. В результате занижения налоговой базы, повлекшее неполную уплату НДФЛ, установлена вина Симоненко Д.А. в совершении данного налогового правонарушения, за которую предусмотрена ответственность по <данные изъяты>.

Из материалов дела следует, что налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма №3-НДФЛ) за 2020 год представлена Симоненко Д.А. несвоевременно (15.09.2021 по сроку представления 30.04.2021), что образует состав правонарушения по <данные изъяты>.

Представленные административным истцом отчеты о движении ПИФ и финансовом результате за 2018 - 2020 годы учтены налоговым органом при вынесении оспариваемого решения в части определения доходов и расходов налогоплательщика, а также приложения №№ 5, 6, 7 Своды по итогам решения о привлечении к ответственности за 2018-2020 годы, содержащие показатели налоговых деклараций по НДФЛ за 2018-2020 годы, расчеты налогового органа по результатам проверки и данные налогоплательщика по проверке.

Налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки учтены следующие обстоятельства в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения – тяжелое материальное положение Симоненко Д.А., введение иностранными государствами экономических санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и граждан РФ, незначительный период просрочки (применено в отношении налоговой ответственности, предусмотренной пунктом <данные изъяты>), в связи с чем, в отношении налоговой ответственности, предусмотренной п<данные изъяты> РФ, установлено 2 смягчающих налоговую ответственность обстоятельства, размер налоговых санкций снижен в 4 раза; в отношении налоговой ответственности, предусмотренной п. <данные изъяты>, установлено 3 смягчающих налоговую ответственность обстоятельства, размер налоговых санкций снижен в 8 раз. Наличие иных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не установлено.

Доводы административного истца о неверном истолковании судом нормы ст. 214.1 Налогового кодекса РФ, не учтении природы сделок с производными финансовыми инструментами (ПФИ) подлежат отклонению.

В силу пункта 1 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке;

4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;

5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Абзац 1 пункта 14 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ устанавливает, что в целях настоящей статьи налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6 - 13.2 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ налоговая база по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ, определяется отдельно с учетом названной статьи.

Доходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются доходы от реализации производных финансовых инструментов, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам. При этом доходами по операциям с базисным активом производных финансовых инструментов признаются доходы, полученные от поставки базисного актива при исполнении таких сделок (абзац 3 пункта 7 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, применительно к сделкам на рынке ценных бумаг первое предложение указанного абзаца относится к порядку определения финансового результата по операциям с производными финансовыми инструментами.

Пункт 8 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ устанавливает, что доходы по операциям с базисным активом производных финансовых инструментов включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если базисным активом производных финансовых инструментов являются ценные бумаги.

Судебная коллегия полагает, что исходя из совокупности положений пункта 1, пунктов 7-13.2 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ, определено, что расчет финансового результата производится отдельно по доходам от операций с производными финансовыми инструментами и отдельно по операциям с базисным активом.

При таких обстоятельствах, полученная Симоненко Д.А. премия по опционному контракту подлежит учету при расчете финансового результата по операциям с производными финансовыми инструментами.

Доводы Симоненко Д.А. о том, что решение суда противоречит положениям ст. 41 Налогового кодекса РФ, согласно которой доходом, подлежащим налогообложению должна признаваться экономическая выгода, а не сам факт поступления денежных средств на счет налогоплательщика и на необоснованность вывода суда о правомерности начисления НДФЛ с поступления ценных бумаг по операции «<данные изъяты>» в отчетах ОФР «<данные изъяты><данные изъяты>» за 2018 год – отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ устанавливает, что в целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 6 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, с учетом пункта 7 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы доходы от реализации ПФИ учитываются «кассовым» методом (по дате получения дохода).

Судебная коллегия отмечает, что иной порядок учета таких доходов, в частности, на дату исполнения договора ПФИ, главой 23 Налогового кодекса РФ не предусмотрен.

Ссылки в апелляционной жалобе об истечении опционных контрактов в иных налоговых периодах отклоняются судебной коллегией, поскольку документально Симоненко Д.А. не подтверждены.

Ссылки в жалобе на необоснованность вывода суда о правомерности начисления НДФЛ с поступления ценных бумаг по операции «<данные изъяты>» в отчетах ОФР «<данные изъяты>» за 2018 год отклоняются судебной коллегией, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие покупку Симоненко Д.А. ценных бумаг, наличие у него иных счетов в ОФР «<данные изъяты>», кроме счета <данные изъяты>, отсутствуют доказательства переводов ценных бумаг между своими счетами.

Судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поступление ценных бумаг на основании статьи 211 Налогового кодекса РФ признается доходом налогоплательщика, полученным в натуральной форме, поскольку при анализе предоставленных налогоплательщиком отчетов на расходы на приобретение данных ценных бумаг не установлены, документы, подтверждающие расходы в ходе проверки представлены не были.

Доводы Симоненко Д.А. о несогласии с исключением расходов на приобретение ценных бумаг подлежат отклонению.

В силу положений абзаца 9 пункта 13 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ, если налогоплательщиком были приобретены в собственность (в том числе получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования) ценные бумаги, при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 № 1060-О Конституционный Суд указал, что указанный абзац пункта 13 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ, предусматривая возможность учета в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) ценных бумаг сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) ценных бумаг сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и соответствующих сумм налога только после уплаты таких сумм налога, предполагает определенную последовательность в действиях налогоплательщика по исполнению налоговой обязанности.

Поскольку в проверяемом периоде Симоненко Д.А. доход по безвозмездно полученным в 2018 года ценным бумагам не задекларирован, а также до представления декларации не исчислен и не уплачен в бюджет Российской Федерации налог по указанному доходу, налоговым органом не включен в расходы на приобретение стоимость безвозмездно полученных ценных бумаг.

Доводы Симоненко Д.А. о несоответствии положениям Налогового кодекса РФ позиции налогового органа о том, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает принятие расходов без документального подтверждения, основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно положениям абзаца 1 пункта 10 статьи 214.1 Налогового кодекса РФ расходами по операциям с ценными бумагами, расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам, а также предусмотренные пунктом 3 статьи 214.11 настоящего Кодекса расходы по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в результате выкупа которых были получены соответствующие ценные бумаги.

При этом, статья 214.1 Налогового кодекса РФ не предусматривает принятие расходов по ценным бумагам исходя из рыночной оценки стоимости на определенную дату.

Статьей 214.3 Налогового кодекса РФ установлен порядок (особенности) определения налоговой по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

В силу пункта 2 статьи 214.3 Налогового кодекса РФ по операциями РЕПО с ценными бумагами понимаются операции, соответствующие положениям абзаца 1 пункта 1 статьи 282 Налогового кодекса РФ.

Абзацем 1 пункта 1 статьи 282 Налогового кодекса РФ операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». При этом первой и второй частями РЕПО признаются первая и вторая части договора РЕПО соответственно. Покупателем по первой части РЕПО и продавцом по первой части РЕПО признаются покупатель по договору РЕПО и продавец по договору РЕПО соответственно. В целях настоящей статьи обязательства по второй части РЕПО должны возникать при условии исполнения первой части РЕПО.

Исходя из положений пункта 12 статьи 214.3 Налогового кодекса РФ под открытием короткой позиции понимается реализация ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в отношении которых у налогоплательщика имеется обязательство по их возврату.

Судебная коллегия отмечает, что Симоненко Д.А. не представлены документы, позволяющие идентифицировать сделки как сделки РЕПО, в связи с чем указанный довод истца не может быть принят во внимание.

Судебная коллегия считает, что все юридически значимые обстоятельства по делу судом определены и установлены правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон.

В целом доводы апелляционной жалобы административного ответчика направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являются следствием его несогласия с принятым судебным актом, сводятся к оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, на иное применение и толкование закона, но не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда.

Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, оснований для изменения либо отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Челябинска от 09 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Симоненко Дмитрия Анатольевича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи