НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 04.08.2020 № 2А-78/20

Дело № 11a-7411/2020 Судья: Селецкая Е.П.

Дело № 2а-78/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Знамеровского Р.В., Абдрахмановой Э.Г.,

при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Борисова Владимира Владимировича на решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 20 февраля 2020 года по иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области к Борисову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по налогам за 2017 год, пени.

Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №16 по Челябинской области (далее - МИФНС России №16 по Челябинской области) обратилась в суд с административным иском к Борисову Владимиру В.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 666 рублей, пени в размере 8 рублей 35 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2017 год в размере 49 рублей, пени 0,69 рублей; по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 59 778,71 рублей, пени в размере 802,20 рублей.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Борисов В.В. не исполнил обязанность по уплате за 2017 год имущественных налогов, в связи с чем, ему были начислены пени, выставлено требование № 2452, которое им не исполнено. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МИФНС России № 16 по Челябинской области к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с административным иском.

Представитель административного истца МИФНС России № 16 по Челябинской области Зарипова Г.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Борисов В.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.

Решением Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 20 февраля 2020 года требования МИФНС России №16 по Челябинской области удовлетворены полностью. Кроме того, с Борисова В.В. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2039,14 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Борисов В.В. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что поскольку транспортный налог относится к региональным налогам, следовательно исковые требования по оплате транспортного налога должны предъявляться той Межрайонной ИФНС, которая находится в том регионе, где было зарегистрировано транспортное средство; транспортные средства зарегистрированы в г. Санкт-Петербург, соответственно с требованиями об уплате транспортного налога должна обращаться Межрайонная ИФНС № 22 по Санкт-Петербургу. Считает, что суд неверно ссылался на то, что налоговые органы РФ – единая централизованная система за соблюдением законодательства о налогах и сборах, поскольку если это единая централизованная система, то такая система должна иметь единое юридическое лицо, однако Межрайонной ИФНС № 22 по Санкт-Петербургу и МИФНС России №16 по Челябинской области – это два разных юридических лица. Кроме того, суд ссылаясь на пункт 5 статьи 12 НК РФ пропустив слово «настоящим» меняет смысл данного пункта, при этом, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Административный ответчик Борисов В.В. в суд апелляционной инстанции не явился, был извещен СМС извещением (л.д. 48,111).

Представитель административного истца МИФНС России № 16 по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явился, был извещен.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, суд исходил из следующего.

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 НК РФ).

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК РФ).

Налог, подлежащий уплате, рассчитывается налоговым органом не более чем за три календарных года, предшествующих году направления налогового уведомления (пункт 2 статьи 52 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Как видно из материалов дела, Борисов В.В. являлся собственником недвижимого имущества:

- квартира по адресу: <адрес>, кадастровый номер:

- квартира по адресу: <адрес> кадастровый номер:

Борисову В.В. за указанное выше недвижимое имущество налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских поселений за 2016-2017 годы в размере 666 рублей:

за 2016 год:

- на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый номер: (34271158 х 14/357 доля х ставку 0,20% х на 5/12 мес. х коэффициент 0,2 = 224 рубля),

за 2017 год:

-на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый номер: (872454 рублей х 1/3 доля х ставку 0,12 % х на 12 мес. х коэффициент 0,4 = 263 рубля),

- на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый номер: (34271158 х 14/357 доля х ставку 0,20% х на 2/12 мес. х коэффициент 0,4 = 179 рублей),

и направлено налоговое уведомление № 23214580 от 14 июля 2018 года со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года, которое было направлено в адрес налогоплательщика почтой, согласно списка № 26 от 20 июля 2018 года (л.д. 19).

В установленный в налоговом уведомлении срок, Борисов В.В. не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, городских поселений за 2016 - 2017 годы.

В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (статья 72 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика, согласно списку заказных писем № 8003 от 30 декабря 2019 года (л.д.21-32), было направлено требование:

- № 2452 по состоянию на 22 января 2019 года об оплате в срок до 08 февраля 2019 года недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, за 2016-2017 годы в размере 403 рубля (ОКТМО 40359000), пени по данному виду налога за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в размере 5,05 рублей; недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2017 год в размере 263 рубля (ОКТМО 75617101), пени по данному виду налога за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в размере 3,30 рублей (л.д. 20).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога на имущество за 2016, 2017 годы, пени.

Расчет задолженности по налогу и пени районным судом проверен и является правильным, сумма задолженности и произведенный налоговым органом расчет недоимки по налогам и пени административным ответчиком не опровергнут.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, суд исходил из следующего.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15 НК РФ), устанавливается данным Кодексом (глава 31 НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 НК РФ); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391 НК РФ), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ).

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 391 НК РФ, который не изменялся с момента принятия данного Кодекса до настоящего времени, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Судом установлено, что Борисову В.В. в 2017 году на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу <адрес> с кадастровым номером .

В связи с неуплатой земельного налога за 2017 год в установленный срок, Борисову В.В. направлено требование № 2452 об уплате земельного налога и пени по состоянию на 22 января 2019 года, согласно которому налогоплательщику необходимо уплатить земельный налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в сумме 49 рублей (ОКТМО 75617101), пени за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в размере 0,62 рублей (л.д. 20,21).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2017 год, пени.

Расчет задолженности по земельному налогу районным судом проверен и является правильным, сумма задолженности и произведенный налоговым органом расчет недоимки по земельному налогу административным ответчиком не опровергнут.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, суд исходил из следующего.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге», действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Достоверно установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что Борисов В.В. в 2017 году являлся собственником транспортных средств:

- «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак ;

<данные изъяты>», государственный регистрационный знак ;

<данные изъяты>», государственный регистрационный знак (л.д.14).

Борисову В.В. за указанное выше имущество налоговым органом начислен транспортный налог за 2017 год в размере 38533 рублей (ОКТМО 75617101) и в размере 26594 рублей (ОКТМО 40359000):

- за автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , ОКТМО 75617101, код ИФНС 7455 в размере 35700 рублей (налоговая база 408 х налоговая ставка 150 х 7/12 месяцев владения); по ОКТМО 40359000, код ИФНС 7807 в размере 25500 рублей (налоговая база 408 х налоговая ставка 150 х 5/12 месяцев владения);

- за автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак по ОКТМО 40359000, код ИФНС 7807 в размере 1094 рублей (налоговая база 125 х налоговая ставка 35 х 3/12 месяцев владения);

- за автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , по ОКТМО 75617101, код ИФНС 7455 в размере 2833 рублей (налоговая база 400 х налоговая ставка 85 х 1/12 месяцев владения),

направлено налоговое уведомление № 23214580 от 14 июля 2018 года со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 18).

Уведомление налогового органа в установленный срок Борисовым В.В. в полном объеме исполнено не было, были начислены пени, направлено требование № 2452 от 22 января 2019 года об уплате в срок до 08 февраля 2019 года:

- транспортного налога за 2017 год по ОКТМО 40359000 в размере 26594 рублей;

- транспортного налога за 2017 год по ОКТМО 75617101 в размере 37326,62 рублей, в связи с частичной оплатой налога в размере 1185,45 рублей, 20,93 рублей;

- пени с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в сумме 333,75 рублей (ОКТМО 40359000);

- пени с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в сумме 468,45 рублей (ОКТМО 75617101) (л.д. 12, 13).

Представленный налоговым органом расчет пени за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года проверен судом и обоснованно признан верным, соответствует положениям налогового законодательства, и оснований для его изменения не имеется.

В связи с частичной оплатой налогоплательщиком транспортного налога налоговый орган просит взыскать с Борисова В.В. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 59 778,71 рублей (33184,71 рублей по ОКТМО 75617101, 26594 рублей по ОКТМО 40359000).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате транспортного налога, пени.

Согласно статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Поскольку сумма налогов, пеней, подлежащих взысканию с Борисова В.В., превысила 3000 рублей в требовании № 2452, согласно которому предлагалось погасить задолженность в срок до 08 февраля 2019 года, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей до 08 августа 2019 года (08 февраля 2019 года + 6 месяцев = 08 августа 2019 года).

Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ № 2а-1071/2019 был вынесен 19 июня 2019 года.

Определением мирового судьи от 10 июля 2019 года судебный приказ № по заявлению должника был отменен (л.д. 45). 09 января 2020 года налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с Борисова В.В. обязательных платежей в установленный законом срок (л.д. 4-7).

Срок принудительного взыскания обязательных платежей налоговым органом не пропущен.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что административным ответчиком не произведена уплата имущественных налогов за 2016, 2017 годы в полном размере, на основании выставленного ему требования № 2452, пришел к выводу о необходимости взыскания с Борисова В.В. заявленных сумм обязательных платежей и пени.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами административного дела.

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда о сумме взысканной пени по земельному налогу за 2017 год в размере 0,69 рублей, поскольку согласно расчета пени за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года составляют 0,62 рубля (49 рублей х 7,5 % х 13 дней =0,16 рублей) + (49 рублей х 7,75 % х 36 дней =0,46 рублей). Кроме того, в требовании № 2452 указана сумма пени в размере 0,62 рублей.

Доводы о том, что транспортный налог относится к региональным налогам, следовательно, исковые требования по оплате транспортного налога должны предъявляться Межрайонной ИФНС № 22 по Санкт-Петербургу, поскольку транспортные средства зарегистрированы в г. Санкт-Петербург, судебной коллегией не принимаются, в силу следующего.

Статьей 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (пункт 1).

Постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 указанного Кодекса (абзац второй пункта 5).

Согласно статье 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (абзац первый пункта 1).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества при получении соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 поименованного Кодекса (абзац пятый пункта 2).

В случае изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица по месту жительства при получении сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 данного Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 указанного Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства (абзацы первый, седьмой и девятый пункта 4).

В абзаце первом пункта 3 статьи 85 НК РФ предусмотрено, что обязанность сообщить о факте регистрации физического лица по месту жительства возложена на органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания).

На основании абзаца первого пункта 15 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2009 года № 114н, если налоговый орган по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, и в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.

Из приведенных положений следует, что постановка физического лица на учет в налоговом органе допускается как по месту нахождения принадлежащего ему имущества, так и по месту его жительства. Однако в том случае, когда в результате смены физическим лицом места жительства место нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства перестает совпадать с местом жительства физического лица, постановка физического лица на учет в налоговом органе осуществляется по месту жительства физического лица на основании сведений, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащего физическому лицу имущества.

Как видно из материалов дела, налоговое уведомление от 14 июля 2018 г. № 23214580 направлено Борисову В.В. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области, поскольку административный ответчик проживал по адресу: <адрес>.

С 29 мая 2017 года по 13 февраля 2020 года Борисов В.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Требование № 2452, в котором определена задолженность Борисова В.В. по налогам и пени по состоянию на 22 января 2019 года, направлено налогоплательщику Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области - налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете по месту жительства, что полностью согласуется с положениями пункта 5 статьи 69 НК РФ, устанавливающего, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда повлечь не могут, поскольку новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Учитывая изложенное, решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 20 февраля 2020 года подлежит изменению в части взысканной с Борисова В.В. пени по земельному налогу за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года с суммы 0,69 рублей на сумму 0,62 рублей.

В остальной части решение районного суда является законным и обоснованным, с изложением резолютивной части в соответствии с положениями статьи 290 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 20 февраля 2020 года изменить.

Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

«Взыскать с Борисова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области:

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2016 год в размере 224 рублей, пени на недоимку по указанному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в размере 2,81 рублей (ОКТМО 40359000);

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения за 2017 год в размере 179 рублей, пени на недоимку по указанному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в размере 2,24 рублей (ОКТМО 40359000);

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2017 год в размере 263 рубля, пени на недоимку по указанному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в размере 3,30 рублей (ОКТМО 75617101);

- земельный налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2017 год в сумме 49 рублей, пени на недоимку по указанному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в размере 0,62 рублей (ОКТМО 75617101);

- транспортный налог за 2017 год в размере 33184,71 рублей (ОКТМО 75617101), пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в сумме 468,45 рублей (ОКТМО 75617101),

- транспортный налог за 2017 год в размере 26594 рублей (ОКТМО 40359000), пени на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года по 21 января 2019 года в сумме 333,75 рублей (ОКТМО 40359000);

всего взыскать 61 304 (Шестьдесят одна тысяча триста четыре) рубля 88 копеек.

Взыскать с Борисова Владимира Владимировича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2 039,14 рублей.

В удовлетворении остальной части требований Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области отказать».

Апелляционную жалобу Борисова Владимира Владимировича оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи