НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 03.08.2021 № 2А-2611/2021

Дело № 11а-7836/2021 Судья Гречишникова Е.В.

Дело № 2а-2611/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2021 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе

Председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Абдрахмановой Э.Г., Кокоевой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Вердыш М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании налога, недоимки по страховым взносам, пени,

заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Г. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, мнение представителя административного истца,

установила:

ИФНС России по Центральному району г. Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений, в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) просила о взыскании с ответчика задолженности по уплате налога на доходы физических лиц в размере 39 065 руб., пени в размере 293 руб. 39 коп., налога по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 430 руб., пени в размере 403 руб. 67 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 49 945 руб., пени в размере 2 057 руб. 86 коп., а всего в размере 102 194 руб. 92 коп. (л.д. 95-97).

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 в 2016 году осуществлял трудовую деятельность в ООО «Компания БКС», ввиду чего, налоговым агентом в Инспекцию была представлена справка 2-НДФЛ, согласно которой от суммы указанного дохода ФИО1 обязан уплатить налог в размере 13%, что составляет сумму в размере 39 065 руб. (300 500 руб. х 13%). Кроме того ФИО1 состоял на налоговом учете у административного истца как арбитражный управляющий, однако своевременно задолженность по уплате в бюджет страховых взносов и пеней не уплатил. Налогоплательщику было предложено добровольно уплатить указанную задолженность, однако требование в добровольном порядке не исполнено.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ИФНС России по Центральному району города Челябинска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу удовлетворены в полном объеме, с ФИО1 в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска взыскана задолженность по взысканию налога на доходы физических лиц в размере 39 065 руб., пени в размере 293 руб. 39 коп., налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 430 руб., пени в размере 403 руб. 67 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 49 945 руб., пени в размере 2 057 руб. 86 коп.. Этим же решением в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.

Не согласившись с постановленным по делу решением, ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции дело рассмотрено с нарушением норм процессуального права, ввиду того, что в удовлетворении его ходатайства о передаче дела по подсудности в районный суд по месту его жительства ему было отказано, относительно административных исковых требований, полагает, что налоговым органом пропущен срок обращения для взыскания задолженности.

Представитель административного истца ИФНС России по Центральному району г. Челябинска ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.

Административный ответчик ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом (т. 2 л.д. 75, 77, 80, 81).

Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Выслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, в 2016 году ФИО1 получен доход в ООО «Компания БКС» в размере 300 500 руб., по кодам доходов 1530 и 1538, ввиду чего, налоговым агентом Челябинским филиалом ООО «Компания БКС» в Инспекцию была представлена справка 2-НДФЛ, согласно которой от суммы указанного дохода ФИО1 обязан уплатить налог в размере 13%, что составляет сумму в размере 39 065 руб. (300 500 руб. х 13%) (т. 1 л.д. 56).

Кроме того, ФИО1 является арбитражным управляющим, состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> в качестве налогоплательщика (т. 2 л.д. 44).

Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, в том числе начислен налог на доходы физических лиц за 2016 год в размере 39 065 руб., установлен срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 43).

Указанное выше налоговое уведомление направлено административным истцом налогоплательщику по почте заказным письмом в соответствии с положениями п. 4 ст. 52 НК РФ, что подтверждается почтовым реестром (т. 1 л.д. 45).

Ввиду несвоевременных уплат указанного налога, страховых взносов, инспекцией выставлены требования об уплате задолженности, которые в соответствии с абз. первым п. 6 ст. 69 НК РФ направлены по почте заказным письмом:

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц в размере 42 900 руб., пени в размере 210 руб. 25 коп. (из них: 195 руб. 20 коп. – пени по уплате налога на доходы физических лиц за 2015 год; 15 руб. 05 коп - пени по уплате налога на доходы физических лиц за 2014 год), в котором ФИО1 указывалось на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оплату задолженности (т. 1 л.д. 20, 26), при этом согласно письменным пояснениям (расчету) налоговый орган просит взыскать в рамках данного административного искового заявления по указанному требованию только пени в размере 15 руб. 05 коп по налогу на доходы физических лиц за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 11);

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов по ОПС за 2017 год в размере 23 400 руб.; пени по страховым взносам по ОПС за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 692 руб. 23 коп.; об уплате страховых взносов по ОМС за 2017 год в размере 4 590 руб.; пени по страховым взносам по ОМС за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 331 руб. 95 коп., в котором ФИО1 указывалось на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оплату задолженности (т. 1 л.д. 22, т. 2 л.д. 40-41);

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц за 2016 год в размере 39 065 руб., пени об уплате налога на доходы физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 68 руб. 36 коп.; пени по страховым взносам по ОМС за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 35 руб. 57 коп.; пени по страховым взносам по ОПС за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 181 руб. 35 коп., в котором ФИО1 указывалось на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оплату задолженности (т. 1 л.д. 24, 38, т. 2 л.д. 11);

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов по ОПС за 2018 год в размере 26 545 руб.; пени по страховым взносам по ОПС за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 393 руб. 51 коп.; об уплате страховых взносов по ОМС за 2018 год в размере 5 840 руб.; пени по страховым взносам по ОМС за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 79 руб. 15 коп.; а также об уплате пени по налогу на доходы физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 209 руб. 98 коп., в котором ФИО1 указывалось на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оплату задолженности (т. 1 л.д. 18-19, т. 2 л.д. 11-15).

Требование не исполнено, осуществление административным ответчиком в спорный расчетный период деятельности арбитражного управляющего по делу, а также факт получения доход за 2016 год административным ответчиком не оспаривалось.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, являясь плательщиком страховых взносов, налога на доходы физических лиц, не исполнил возникшую обязанность по их уплате, порядок взыскания налоговым органом соблюден.

При установленных фактических обстоятельствах дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции частично.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного кодекса.

Особенности исчисления налога налоговыми агентами, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами регламентированы ст. 226 НК РФ.

В порядке п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

На основании п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

По общему правилу налоговые агенты в силу п. 4 ст. 226 НК РФ обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела, налоговым агентом ООО «Компания БКС» в налоговый орган представлена справка 2-НДФЛ (с признаком 2) за 2016 год от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой сообщалось, что ФИО1 был получен доход за период с июля 2016 года по сентябрь 2016 года в размере 300 500 руб. по кодам доходов «1530» и «1538», и сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составляет 39 065 руб. (т. 1 л.д. 56).

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.

Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения, предусмотренные п. 2 ст. 230, п. 5 ст. 226 НК РФ предоставляются налоговым агентом по форме (форма 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица») установленной приказом ФНС России от 02 октября 2018 года № ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц».

Согласно порядку заполнение общей части формы Справки в поле «Признак» проставляется: цифра 1 - если Справка представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговым агентом; цифра 2 - если Справка представляется в соответствии с п. 5 ст. 226 и (или) п. 14 ст. 226.1 НК РФ налоговым агентом.

В справке 2-НДФЛ за 2016 год в отношении ФИО1 содержащей взыскиваемые суммы налога в размере 39 065 руб., указан «признак 2», то есть справка является сообщением, представленным в налоговый орган, о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ (т. 1 л.д. 56).

Иных документов относительно спорной суммы налога и дохода, полученного налогоплательщиком, исходя из которого исчислен НДФЛ, в налоговый орган налоговым агентом не представлено, что следует из ответа налогового органа на запрос суда апелляционной инстанции (т. 2 л.д. 122-123).

Статья 88 НК РФ не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога. Поскольку справки по форме 2-НДФЛ не являются документами, служащими основанием для исчисления и уплаты налога налоговым агентом, инспекция не осуществляет камеральную проверку указанных справок и не определяет размер обязательства налогового агента перед бюджетом.

Кроме того, по запросу суда апелляционной инстанции ООО «Компания БКС» представлены сведения о том, что между ООО «Компания БКС» и ФИО1 заключено Генеральное соглашение на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп.1 п. 2 ст. 226.1 НК РФ налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок при осуществлении выплат по ценным бумагам признается доверительный управляющий или брокер, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) операции с финансовыми инструментами срочных сделок на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком.

В соответствии с п. 4.3. Приложения № 2 к приказу ФНС России от 02 октября 2018 года № ММВ-7-11/566@ при заполнении Раздела 2 «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода» формы 2-НДФЛ в поле «общая сумма дохода» указывается общая сумма начисленного и фактически полученного дохода, без учета вычетов, указанных в разделе 3 и в Приложении «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода».

При этом с учетом положений пунктов 10, 12 ст. 214.1 НК РФ финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за вычетом расходов, связанных с их приобретением.

Под налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами в соответствии со ст. ст. 53,210, п. 14. ст. 214.1 НК РФ признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций. исчисленный за налоговый период, с которого в конечном итоге и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, общая сумма дохода (сумма без учета вычетов (расходов, связанных с приобретением), полученного ФИО1 в рамках заключенного Генерального соглашения, составила 2 180 356 руб. 59 коп.

При этом после уменьшения данной суммы общего дохода на расходы, связанные с получением такого дохода, итоговая сумма дохода, полученного ФИО1, подлежащая налогообложению по ставке 13% (положительный финансовый результат, налоговая база) составила - 384 389 руб. 83 коп.

На момент удержания налога на брокерском счете, открытом ФИО1, не имелось достаточно денежных средств для удержания исчисленного налога в размере 49 969 руб. в полном объеме.

ООО «Компания БКС» часть НДФЛ в размере 10 904 руб. была своевременно удержана и в полном объеме перечислена в бюджет Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 226.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога, в письменной форме налоговый агент уведомляет орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания в сумме задолженности налогоплательщика. Сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются в налоговые органы в срок до 01 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма неудержанного налога связана с тем, что на конец налогового периода на счетах клиентов, по которым были сданы справки по второму признаку, не было свободных денежных средств для полного удержания НДФЛ. О невозможности удержания налога в полном объеме, клиенты уведомляются в январе, следующем за истекшим налоговым периодом. Также информация по неудержанному налогу доступна клиентам в личном кабинете Компании (т. 2 л.д. 83-122).

Ввиду чего, возражения административного ответчика об отсутствии полученного дохода от ООО «Компания БКС» в период с июля 2016 года по сентябрь 2016 года в размере 300 500 руб., подлежат отклонению.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов установлены ст. 226.1 НК РФ.

Согласно п. 14 ст. 226.1 НК РФ при невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога в соответствии со ст. 226.1 Кодекса налоговый агент определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат:

- одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога;

- даты прекращения действия последнего договора, заключенного между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога.

При невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со ст. 228 НК РФ.

Сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются налоговым агентом в налоговые органы в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 72 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном п. 5 ст. 226 Кодекса, за исключением доходов: в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг; в виде дивидендов и процентов; в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса; в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Обязанность налоговых агентов - брокеров, доверительных управляющих депозитариев, эмитентов ценных бумаг, осуществляющих исчисление и удержание налога на доходы физических лиц в отношений доходов от операций с ценными бумагами в соответствии со ст. 226.1 Н КРФ, по уведомлению налоговых органов в письменной форме о невозможности удержания исчисленных сумм налога в сумме задолженности налогоплательщика установлена не п. 5 ст. 226.1 Кодекса, как это предусмотрено в п. 72 ст. 217 Кодекса, а п. 14 ст. 226.1 НК РФ.

Учитывая изложенное, освобождение от обложения налога на доходы физических лиц, предусмотренное п. 72 ст. 217 НК РФ, не распространяется на доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог организацией - налоговым агентом, в рамках ст. 226.1 НК РФ, сведения о которых представлены налоговым агентом в соответствии с п. 14 ст. 226.1 НК РФ.

Следовательно, доходы, полученные ФИО1 в 2016 году по коду дохода «1530» (доходы, полученные от операций с ценными бумагами) и «1538» (доходы в виде процентов, полученных в налоговом периоде по совокупности договоров займа) не освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в указанной части.

Относительно остальной части требований, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в 2017, 2018 году урегулированы Главой 34 НК РФ.

Согласно нормами этой главы расчетным периодом признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 430 НК РФ установлено, что плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года (29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года, 6 884 руб. за расчетный период 2019 года и 8 426 руб. за расчетный период 2020 года.

По общему правилу п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 названной статьи в частности установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Кроме того, разрешая требования о взыскании суммы страховых взносов за 2017 год следует учитывать положения ст. 430 НК РФ (в редакции, актуальной на момент формирования недоимки) плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя в фиксированном размере: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 года, 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года, 32 448 руб. за расчетный период 2021 года.

Как следует из представленных налоговым органом документов, неуплата ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 руб., а также неуплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590 руб.; неуплата им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 руб., а также неуплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб., выявлена налоговым органом.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, ФИО1 начислены пени по страховым взносам за 2017, 2018 годы.

Сумма задолженности по вышеуказанным обязательным платежам и пени ФИО1 в бюджет не перечислена, факт наличия задолженности ФИО1 не оспаривается.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что административным истцом шестимесячный срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям ; ; ; не пропущен, ввиду чего административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предоставлено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

С учетом пп. 1, 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как указывалось выше, в требовании по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки, пени, выставленном ФИО1, обозначена необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оплату налога, пени (л.д. 20). Поскольку сумма требования превысила 3 000 руб., то срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа истекал ДД.ММ.ГГГГ.

В требовании ; ; об уплате недоимки, пени, выставленном ФИО1, ему указывалось на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно произвести оплату налога, пени. Поскольку сумма указанных трех требований превысила 3 000 руб., то срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа по указанным требованиям истекал ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов административного дела , заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по требованиям ; ; ; ИФНС России по Центральному району г. Челябинска зарегистрировано на судебном участке № 5 Центрального района г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (т. 2 л.д. 127).

На основании изложенного, срок обращения с заявлением к мировому судье налоговым органом по требованиям ; ; не пропущен, однако по требованию срок, предусмотренный положениями абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, был пропущен.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 5 Центрального района г. Челябинска вынесен судебный приказ (т. 2 л.д. 127).

ДД.ММ.ГГГГ от должника ФИО1 поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, определением мирового судьи судебного участка № 5 Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен (т. 2 л.д. 133, 134-135).

Соответственно, шестимесячный срок, предусмотренный положениями ст. 48 НК РФ для обращения с иском суд был установлен до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).

С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на административном исковом заявлении, то есть в срок, предусмотренный абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ (т. 1 л.д. 4).

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, с административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 4), в связи с чем, сроки для обращения налогового органа в суд, установленные ст. 48 НК РФ, налоговым органом не нарушены.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что налоговым органом срок для взыскания недоимки, пени по требованиям ; ; не пропущен, однако в части требований о взыскании задолженности по требованию судебная коллегия приходит к выводу, что такой срок, предусмотренный положениями ст. 48 НК РФ, истек.

Таким образом, административные исковые требования, основанные на налоговом требовании о взыскании пени по уплате налога на доходы физических лиц за 2014 год в размере 15 руб. 05 коп. удовлетворению не подлежат ввиду пропуска срока, предусмотренного положениями ст. 48 НК РФ, и решение в указанной части подлежит изменению.

Кроме того, исходя из ч. 3 ст. 111 КАС РФ, судебная коллегия также полагает необходимым изменить решение суда в части размера взысканной государственной пошлины в размере 400 руб. ввиду следующего.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом приведенных выше правовых норм, а также удовлетворения административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 3 243 руб. 60 коп.

В остальной части, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что данное дело не подсудно Центральному районному суду г. Челябинска, являются несостоятельными.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям УВМ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета, причиной снятия указано: убытие в <адрес> (т. 1 л.д. 54 оборот).

Согласно сведениям ОАСР УВМ МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 106).

Согласно сведениям ОАСР УМВД России по г. Севастополю ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 164), что также подтверждается сведениями из паспорта административного ответчика (т. 1 л.д. 139), а также данный адрес указан в апелляционной жалобе как адрес проживания ФИО1

В ходе рассмотрения дела ФИО1 было заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности в <адрес>.

Принимая во внимание, что на момент принятия административного искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ - т. 1 л.д. 1) ФИО1 не имел места регистрации, административное исковое заявление было принято к рассмотрению по последнему известному месту регистрации административного ответчика ФИО1 по адресу: <адрес>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, административное дело принято к производству Центрального районного суда г. Челябинска с соблюдением правил подсудности, и оснований для передачи административного дела по подсудности в <адрес> не имеется, в связи с чем, определением Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства ФИО1 о передаче дела по подсудности в <адрес> отказано, сведений об обжаловании указанного определения материалы дела не содержат (т. 1 л.д. 205-207).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,

определила:

решение Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании налога, недоимки по страховым взносам, пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 39 065 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 278 руб. 34 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС, за периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 430 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 403 руб. 67 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 49 945 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 057 руб. 86 коп., всего взыскать 102 179 руб. 87 коп.

В удовлетворении остальной части требований ИФНС России по Центральному району г. Челябинска - отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 243 руб. 60 коп.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи