Судья Резниченко Ю.Н.
Дело № 2-4767/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-12662/2020
г. Челябинск 01 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Загвоздиной Л.Ю.
судей Шушкевич О.В., Челюк Д.Ю.
при секретере Татаринцевой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тузова Николая Николаевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 08 сентября 2020 года по иску Тузова Николая Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (межрайонному) о признании решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Тузова Н.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (межрайонного) Судакова В.В., Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Харитонкиной Ю.Б. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тузов Н.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее ОПФР по Челябинской области), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (межрайонному) (далее УПФР в Сосновском районе Челябинской области),с учетом уточнения о признании решения от 06 апреля 2020 года об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы, перерасчете пенсии с 01 января 2019 года.
В обоснование заявленных требований указал на то, что обратился с заявлением в ОПФР по Челябинской области о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 06 апреля 2020 года № Т-954-26/1495 в удовлетворении обращения было оказано ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет работы в сельском хозяйстве. При этом в стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы <данные изъяты> совхоза «Аргазинский» (впоследствии АОЗТ «Аргазинское», ЗАО «Аргазинское») с 23 октября 1984 года по 31 мая 2005 года. Отказ считает незаконным, поскольку до избрания на выборную должность он работал <данные изъяты> машинно-тракторной мастерской, которая предусмотрена Списком от 29 ноября 2018 года № 1440. Кроме того, согласно ст. 375 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» время работы освобожденных профсоюзных работников на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в их общий и специальный трудовой стаж.
Истец Тузов Н.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков ОПФР по Челябинской области - Харитонова Е.А. и УПФР в Сосновском районе Челябинской области - Деревянко А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Тузов Н.Н. просит решение суда отменить ввиду его незаконности связи с неправильным применением норм материального права. Указывает на то, что до избрания <данные изъяты> Первичной профсоюзной организации совхоза «Агразинский» он работал в совхозе <данные изъяты> машинно-тракторной мастерской, данная должность поименована в Списке от 29 ноября 2018 года № 1440. Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» время работы <данные изъяты> засчитывается в их общий и специальный трудовой стаж, в связи с чем период работы в должности <данные изъяты><данные изъяты> с 01 января 1992 года по 31 мая 2005 года должен быть зачтен в сельский стаж в полном объеме, как специальный трудовой стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчики указывают на то, что право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости дает непосредственная занятость лиц на работах в производстве сельскохозяйственной продукции, за исключением работ до 01 января 1992 года на территории бывшей РСФСР в колхозах, машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных). Периоды работы Тузова Н.Н. до 01 января 1992 года, в том числе в должности <данные изъяты><данные изъяты> совхоза, засчитаны в стаж работы в сельском хозяйстве, периоды работы после указанной даты засчитать в стаж работы в сельском хозяйстве не представляется возможным по причине отсутствия данной должности в Списке от 29 ноября 2018 года № 1440.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно ч. 16 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 данной статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утвержден Список работ, производств профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности).
Указанным Списком предусмотрены производства сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, рыбоводство. Каждое из указанных производств содержит перечень профессий, должностей и специальностей, работа в которых дает право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пунктом 4 раздела «Наименование работ, производств сельского хозяйства» Списка предусмотрена работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 01 января 1992 года, независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Из материалов дела следует, что Тузов Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
21 февраля 2020 года Тузов Н.Н. обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Письмом ОПФР по Челябинской области от 06 апреля 2020 года № Т-954-26/1495 Тузову Н.Н. дан ответ о том, что у него отсутствует требуемая продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет; период работы в должности <данные изъяты><данные изъяты> «Аргазинский» с 01 января 1992 года по 31 мая 2005 года в указанный стаж не засчитан, поскольку названные профессия и организация не предусмотрены Списком от 29 ноября 2018 года № 1440 (л.д. 11-12).
Из указанного ответа также следует, что продолжительностьстажа работы в сельском хозяйстве Тузова Н.Н. составляет 17 лет 04 месяца 09 дней, в который учтены периоды его трудовой деятельности до 01 января 1992 года в совхозах «Аргазинский», «Богдановский», «Варненский», а также время работы <данные изъяты><данные изъяты> Аргаяшского совхоза и совхоза «Аргазинский», поскольку до 01 января 1992 года работа в совхозе подлежит включению в такой стаж независимо от наименования профессии или занимаемой должности.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого (животноводческого) направления организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство; поскольку в период с 01 января 1992 года по 31 мая 2005 года Тузов Н.Н. не работа в организации, предусмотренной Списком от 29 ноября 2018 года № 1440, данный период включению в стаж работы в сельском хозяйстве не подлежит, продолжительность стажа работы Тузова Н.Н. в сельском хозяйстве до 01 января 1992 года составляет менее требуемых 30 лет, следовательно, права на установление повышенной фиксированной выплаты в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» он не имеет.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж. Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.
По смыслу Федерального закона «О страховых пенсиях» и ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности при определении права на пенсию; специальный трудовой стаж, принимаемый пенсионным органом при определении права на пенсию, это стаж работы на определенных должностях, работах, по профессиям или специальностям, в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда, в определенных местностях.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предметом регулирования данного закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов. Данный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно.
В ст. 26 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определены гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, в том числе установлено, что время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантии, предоставляемые профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания на выборные должности в профсоюзные органы, в том числе в области их пенсионного обеспечения, закреплены в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовом кодексе Российской Федерации. К таким гарантиям относится реализация права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы при определении права на пенсию в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях.
Таким образом, отсутствие в Федеральном законе «О страховых пенсиях», а также в Списке от 29 ноября 2018 года № 1440 соответствующих изменений, позволивших бы включать период осуществления истцом профсоюзной деятельности в страховой стаж работы, в целях повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных им требований.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий или специальный трудовой стаж при назначении такому работнику страховой пенсии.
Между тем указанные положения судом первой инстанции не применены, в связи с чем суд пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для включения в стаж работы истца в сельском хозяйстве спорного периода работы и перерасчета размера страховой пенсии.
Поскольку нормами Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 375 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет этого периода работы в общий и специальный трудовой стаж, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Тузова Н.Н.
При этом, как следует из материалов дела, в стаж работы Тузова Н.Н. в сельском хозяйстве ответчиком учтены периоды работы до 01 января 1992 года в совхозах «Аргазинский», «Богдановский», «Варненский», а также период работы с 23 октября 1984 года по 31 декабря 1991 года <данные изъяты><данные изъяты> Аргаяшского совхоза и совхоза «Аргазинский», продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве составляет 17 лет 04 месяца 08 дней.
Таким образом, дополнительному включению в стаж работы Тузова Н.Н. в сельском хозяйстве подлежит период работы с 01 января 1992 года по 31 мая 2005 года, с учетом которого продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве составляет 30 лет 09 месяцев 08 дней.
Разрешая требования Тузова Н.Н. о перерасчете пенсии, судебная коллегия отмечает, что по общему правилу, установленному п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем.
Между тем, в соответствии с п. 5. ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях») осуществляется с 01 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 01 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 01 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 01 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального «О страховых пенсиях».
Из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что по вопросу перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в марте 2020 года он обращался в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в Аргаяшском районе Челябинской области, где ему не предложили написать заявление о перерасчете, разъяснили, что права на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости он не имеет, т.к. период работы в должности <данные изъяты><данные изъяты> включению в стаж работы в сельском хозяйстве не подлежит.
Не согласившись с таким ответом, Тузов Н.Н. направил письменное обращение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое для исполнения было направлено в ОПФР по Челябинской области. Из ответа ОПФР по Челябинской области от 04 сентября 2019 года следует, что период работы Тузова Н.Н. с 01 января 1992 года по 31 мая 2005 года в стаж работы в сельском хозяйстве не засчитан, поскольку данная профессия не предусмотрена Списком от 29 ноября 2018 года № 1440 (л.д. 182-184), т.е. фактически Тузову Н.Н. в перерасчете пенсии отказано.
Таким образом, факт обращения истца в пенсионный орган по вопросу перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости нашел свое подтверждение, а потому требования Тузова Н.Н. о перерасчете пенсии с 01 января 2019 года подлежат удовлетворению.
При этом ответ УПФР в Сосновском районе Челябинской области от 30 ноября 2020 года на запрос суда апелляционной инстанции о том, что Тузов Н.Н. по вопросу перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в 2019-2020 гг. не обращался (л.д. 181), не может быть принят во внимание, поскольку данный ответ противоречит материалам дела и установленным судом апелляционной инстанции обстоятельствам.
Обязанность произвести перерасчет Тузову Н.Н. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежит возложению на УПФР в Сосновском районе Челябинской области, в состав которого в связи с реорганизацией на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 марта 2019 года № 138п (л.д. 35-37) вошло УПФР в Аргаяшском районе Челябинской области.
Вместе с тем с учетом заявленных истцом требований следует признать незаконным фактический отказ в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», выраженный в ответе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 06 апреля 2020 года № Т-954-26/1495.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 08 сентября 2020 года отменить и принять новое решение.
Признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 06 апреля 2020 года № Т-954-26/1495 об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Челябинской области (межрайонному) включить Тузову Николаю Николаевичу в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 23 октября 1984 года по 31 мая 2005 года, установить Тузову Николаю Николаевичу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2019 года.
Председательствующий
Судьи