НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 01.03.2022 № 2-3336/2021

Судья Дружинина О.В.

дело № 2-3336/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-2802/2022

1 марта 2022 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Подрябинкиной Ю.В., Елгиной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Разорёновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Ившина Владимира Васильевича к областному казенному учреждению Центр занятости населения города Златоуста о взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Ившина Владимира Васильевича на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 29 ноября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ившин В.В. обратился в суд с иском к областному казенному учреждению Центр занятости населения города Златоуста (далее - ОКУ ЦЗН г. Златоуста) с учетом уточнения о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 000 руб.

В обоснование иска указал, что 8 сентября 2021 г. ответчик зарегистрировал его в качестве безработного. С указанного времени согласно статье 3 Закона № 82-ФЗ от 19 июня 2000 г. ответчик обязан ему начислить пособие по временной нетрудоспособности, исходя из минимального размера оплаты труда с региональным коэффициентом – 14710 руб. Считал, что указанными действиями ответчика ему причинен моральный вред.

Истец Ившин В.В. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика ОКУ ЦЗН г. Златоуста в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ившина В.В.

В апелляционной жалобе истец Ившин В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, в связи с неправильным толкованием норм материального права. Указывает, что не считает, что пособия по безработице и пособие временной нетрудоспособности идентичны, по причине того, что работа есть, но квалификация, должностные обязанности, нормирование и оплата труда предоставляются работодателем некорректными, следовательно, заключать договор он не будет, остается временно нетрудоспособным. Пособие может быть только по временной нетрудоспособности. Указывает на низкий размер пособия по безработице. Считает, что суд не понимает, для чего устанавливается потребительская корзина на гражданина. Ссылается на положения статьи 3 Закона №82-ФЗ, которой предусмотрено определение размеров пособий по временной нетрудоспособности.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика ОКУ ЦЗН г. Златоуста просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Ившин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 31 августа 2021 г. обратился с заявлением в электронной форме в ОКУ ЦЗН г. Златоуста в целях поиска подходящей работы, указав о дате увольнения 1 января 2013 г., отнесении к гражданам предпенсионного возраста, на основании этого заявления он поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (л.д. 49-53).

3 сентября 2021 г. Ившин В.В. обратился в ОКУ ЦЗН г. Златоуста с заявлением о признании его безработным и назначении пособия по безработице (л.д. 47).

Согласно сведениям о трудовой деятельности Ившина В.В. он имеет начальное профессиональное образование по профессии токарь, по трудовой книжке №АТ-II 8163921 он работал: токарем – 1 месяц, экспедитором – 2 года 3 месяца, резчиком горячего металла - 2 года, обработчиком поверхностных пороков металла – 1 год 1 месяц, строгальщиком – 1 год 1 месяц. Последнее место работы ГБУК ЧО «ЗГДТ «Омнибус» столяром 1 месяц 11 дней, уволен 26 августа 2013 г. (л.д. 32-33).

Приказом ОКУ ЦЗН г. Златоуста от 8 сентября 2021 г. Ившин В.В. признан безработным, ему назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 34 Закона Российский Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 31 августа 2021 г., установлен период выплаты пособия по безработице с 18 декабря 2021 г. по 17 марта 2022 г. в размере 1725 руб. Ившин В.В. ознакомлен с данным решением под роспись (л.д. 41).

3 и 8 сентября 2021 г. Ившину В.В. выдавались направления на работу в ОАО «Златоустовский часовой завод», Вагонное ремонтное депо Златоуст ОСП АО «ОМК Стальной путь», АО «Златоустовский машиностроительный завод» <данные изъяты> (л.д.42-45).

11 ноября 2021 г. Ившину В.В. выдано направление на работу в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» <данные изъяты>. В этот же день истцом сделана отметка «по направлению не ходил» (л.д. 37).

11 ноября 2021 г. Ившину В.В. вновь выдано направление на работу в ООО «Златоустгазстрой» <данные изъяты>. 17 ноября 2021 г. истец отказался от работы по состоянию здоровья (л.д. 36).

Из пояснений истца, данных в суде первой инстанции, следует, что Закон о занятости населения утратил юридическую силу в связи с принятием Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». При этом ответчик, игнорируя этот закон, не выплатил ему пособие по безработице в размере минимального размера оплаты труда с учетом уральского коэффициента в общей сумме 14 710 руб., тем самым нарушил его права. Кроме того, ответчиком не учитывался его стаж по специальности столяр, в связи с чем ему предлагалась работа не по его квалификации, а также работа, которая не подходила ему по графику работы, либо его не устраивал размер заработной платы (л.д. 60-61).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 19 июня 2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» не может применяться для регулирования правоотношений между сторонами, в том числе при определении размера пособия по безработице, назначенного Ившину В.В., учел, что пособие по безработице и пособие по временной нетрудоспособности не являются идентичными, поэтому оснований для определения истцу размера пособия по безработице в процентном отношении к среднемесячному заработку не имеется, пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о причинении Ившину В.В. физических и нравственных страданий вследствие нарушения действиями ответчика личных неимущественных прав и нематериальных благ истца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Компенсация морального вреда может быть взыскана при установлении неправомерных действий должностных лиц и иных сотрудников ответчика в отношении истца, повлекших причинение ему физических и нравственных страданий. Таких обстоятельств при рассмотрении дела не установлено.

Согласно пункту 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения). Данный Закон не отменен и действует по настоящее время.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о занятости населения решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о занятости населения государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Согласно пунктам 1, 1.1 статьи 30 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 30 Закона о занятости населения пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» предусмотрено на 2021 год: для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице; для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей.

Исходя из указанных норм законодательства о занятости населения, лицу, не состоявшему в трудовых (служебных) отношениях в течение 12 месяцев до постановки на учет в качестве безработного, пособие по безработице выплачивается в минимальном размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации, увеличенном на размер районного коэффициента.

Таким образом, назначенное истцу пособие по безработице в размере 1725 руб. (1500 руб. х 1,15) соответствует вышеуказанным требованиям законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при признании безработным пособие может быть только по временной нетрудоспособности по причине того, что работа есть, но квалификация, должностные обязанности, нормирование и оплата труда предоставляются работодателем некорректными, следовательно, заключать договор он не будет, остается временно нетрудоспособным, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку действующим законодательством предусмотрена выплата гражданам, признанным безработными, пособия по безработице в установленном законом размере, в том числе в период временной нетрудоспособности.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации: 1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; 3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; 4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; 5) священнослужители; 6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Таким образом, граждане, признанные безработными, по Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Этим законом не предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с постановкой граждан в качестве безработных и вообще не регулируются правоотношения, связанные с социальной защитой от безработицы, которые регламентируются Законом о занятости населения.

Суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы пришел к правильным выводам о том, что Федеральный закон от 19 июня 2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» к спорным правоотношениям не может быть применен, поскольку статьей 3 этого Федерального закона прямо предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Ссылки в апелляционной жалобе на низкий размер пособия и иные доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, фактически сводятся к неверному толкованию норм права.

Указание в жалобе на то, что суд не понимает, для чего устанавливается потребительская корзина на гражданина, не может быть принято во внимание, поскольку Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2021 г. в связи с истечением срока действия, установленного статьей 4 этого Федерального закона.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 29 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ившина Владимира Васильевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 9 марта 2022 г.