Дело № 2-71/2019 Председательствующий-судья Калашникова Р.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3629/2019
29 октября 2019 года город Брянск
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего – Суярковой В.В.
судей – Ильюхиной О.Г., Шкобенёвой Г.В.
при секретаре – Аверкиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации - ФИО1 на решение Карачевского районного суда Брянской области от 15 мая 2019 года по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Суярковой В.В., выслушав возражения ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением и выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска истец указал, что квартира по указанному адресу находится в собственности Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. При проведении проверки установлено, что ответчик не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, однако проживает в служебном жилом помещении. 01 августа 2018 года ФИО2 направлено предупреждение о необходимости освобождения незаконно занимаемого служебного жилого помещения, что ответчиком не сделано.
Просил устранить нарушения прав собственника в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и прекратить право пользования ФИО2 указанным жилым помещением. Выселить ответчика из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Решением суда от 15 мая 2019 года исковые требования Министерства обороны Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации - ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении в полном объеме исковых требований. Считает, что не представлено доказательств, что спорное жилое помещение предоставлено ответчику на законных основаниях. Занимая спорное жилое помещение, ФИО2 нарушает права других военнослужащих и их семей, гражданских служащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы ФИО2 просит решение суда оставить без изменения.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы помощник прокурора Карачевского района Брянской области Щербакова Ю.А. просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ходатайствовавший о рассмотрении дела без его участия, представители Федерального государственного казанного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казанного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, представитель войсковой части №, ходатайствовавший о рассмотрении дела без его участия, военный прокурор Брянского гарнизона.
Судебная коллегия в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении заявленных истцом требований суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплено за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Из сообщения командира в/ч № следует, что ФИО2 работала в войсковой части № с 21 июня 1976 года по 12 февраля 1987 года и с 11 апреля 1988 года по 31 августа 2012 года, что также подтверждается записями в трудовой книжке ответчика.
Согласно выписке из протокола № от 06 июля 1999 года ФИО2 была выделена вышеуказанная квартира на состав семьи из двух человек.
Из поквартирной карточки следует, что в спорной квартире с 21 ноября 2002 года зарегистрирована и проживает ФИО2
Установлено, что с 24 июня 1997 года ФИО2 является пенсионером, на предприятии проработала более 10 лет.
В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения ФИО2.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определена категория лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с положениями статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих"); пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение и др.
Пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии обязательных условий: граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Из материалов дела следует, что в собственности ФИО2 недвижимого имущества не имеется.
Постановлением администрации Карачевского района Брянской области № от 14 мая 2019 года ФИО2 в соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса российской Федерации признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При таких обстоятельствах иск Министерства обороны Российской Федерации не подлежит удовлетворению, так как ФИО2 иного жилья не имеет, признана в установленном законом порядке нуждающейся в жилом помещении, является пенсионером по старости. В связи с чем не может быть выселена из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и имеет право проживать в нем.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на иную оценку представленных доказательств.
Руководствуясь частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карачевского районного суда Брянской области от 15 мая 2019 года по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2 о прекращении права пользования жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи | В.В. Суяркова О.Г. Ильюхина Г.В. Шкобенёва |