НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 25.02.2020 № 2-979/19

Дело № 2-979/2019 Председательствующий – судья Соловец Л.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 33-717/2020

г. Брянск 25 февраля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Петраковой Н.П.

судей областного суда Денисюка О.Н.

Киселевой Е.А.

при секретаре Ласой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента финансов Брянской области на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от
4 декабря 2019 года по делу по иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, действующего в защиту социальных прав ФИО10, к ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница», Департаменту финансов Брянской области, Департаменту здравоохранения Брянской области о признании права на бесплатное обеспечение тест-полосками, понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Петраковой Н.П., объяснения представителя по доверенности Департамента финансов Брянской области Малаева С.С., прокурора, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области, действующий в защиту социальных прав ФИО9 обратился в суд с иском к ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница», Департаменту финансов Брянской области, Департаменту здравоохранения Брянской области о признании права на бесплатное обеспечение
тест-полосками, понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, что Новозыбковской межрайонной прокуратурой Брянской области проведена проверка по обращению ФИО11 в сфере исполнения требований законодательства об охране здоровья граждан.

В ходе проведения указанной проверки выявлены нарушения исполнения требований законодательства об охране здоровья граждан со стороны медицинского учреждения и органов государственной власти Брянской области. Установлено, что ФИО12состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» с диагнозом <данные изъяты> инвалидность не установлена.

Согласно информации ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» ФИО13 находится на <данные изъяты>, в виду чего, ему рекомендовано проведение регулярного самоконтроля глюкозы в крови 4 раза в день.

Однако, рецепты на бесплатное получение тест-полосок за 2018 год – 2019 год ФИО14 не выписывались, в связи с чем, он вынужден за счет собственных денежных средств приобретать тест-полоски.

В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июля 1994 года № 890, ФИО15 имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом, инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, а также средствами диагностики.

Вместе с тем, ФИО16 тест-полосками не обеспечивается в связи с отсутствием у него группы инвалидности. Заявки от ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» на обеспечение ФИО17. средствами диагностики в департамент здравоохранения Брянской области не поступало.

В связи с чем, прокурор просил признать за ФИО18 право на бесплатное обеспечение тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями, обязать ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» в установленном порядке в соответствии с медицинскими показаниями выписывать ФИО19 рецепты на бесплатный отпуск тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови, обязать Департамент финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение тест-полосок для ФИО20 в соответствии с заявкой Департамента здравоохранения Брянской области, обязать Департамент здравоохранения Брянской области организовать мероприятия по обеспечению ФИО21 тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в соответствии с рецептом и заявкой ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница».

Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от
4 декабря 2019 года исковые требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, действующего в защиту социальных прав ФИО22 удовлетворены частично.

Суд признал за ФИО23 право на бесплатное обеспечение тест-полосками определения уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязал ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» в установленном порядке в соответствии с медицинскими показаниями выписывать ФИО24 рецепты на бесплатный отпуск тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови.

Обязал Департамент финансов Брянской области выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение тест-полосок для ФИО25 в соответствии с заявкой Департамента здравоохранения Брянской области.

Обязал Департамент здравоохранения Брянской области организовать мероприятия по обеспечению ФИО26 тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в соответствии с рецептом и заявкой ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница».

Взыскал с ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» в доход муниципального образования госпошлину в размере 600 рублей.

В остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель Департамента финансов Брянской области просил отменить решение городского суда в части возложения обязанности на Департамента финансов Брянской области по выделению денежных средств на приобретение тест-полосок для ФИО27 в соответствии с заявкой Департамента здравоохранения Брянской области, поскольку в решении суда указаны два главных распорядителя бюджетных средств - департамент финансов Брянской области и департамент здравоохранения Брянской области, что нарушает принцип подведомственности бюджета. Указывает, что главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения является департамент здравоохранения Брянской области, возложение обязанности на два департамента создает неисполнимость судебного решения.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы
помощник прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры Брянской области просил решение суда оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель по доверенности Департамента финансов Брянской области Малаев С.С., прокурор, поддержали доводы апелляционной жалобы.

От первого заместителя директора Департамента здравоохранения Брянской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о заседании надлежащим образом, своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе согласно договору добровольного медицинского страхования.

Как следует из материалов дела, ФИО28., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете <данные изъяты> ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>ФИО29. рекомендовано проведение регулярного самоконтроля глюкозы в крови не менее четырех раз в сутки.

Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области, действующий в защиту социальных прав ФИО30 обращаясь в суд, указал, что ФИО31 в нарушение действующего законодательства рецепты на тест-полоски в 2018 году – 2019 году не выписывались, в связи с отсутствием у него группы инвалидности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля
1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Так, в разделах указанного Перечня «Группы населения» и «Категории заболеваний» указано заболевание <данные изъяты> и закреплено право граждан, имеющих заболевание «диабет» на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом, инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним и средствами диагностики.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
11 декабря 2007 года № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в который включены тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное (бесплатно или со скидкой) обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что ФИО1, страдающий <данные изъяты>, имеет право на бесплатное обеспечение тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в соответствии с медицинскими показаниями, при этом, обязанность, предусмотренная действующим законодательством по обеспечению тест-полосками ФИО1 не выполнена, что нарушает его конституционные права на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Вместе с тем, суд первой инстанции, возлагая обязанность на Департамент финансов Брянской области по выделению денежных средств на приобретение тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови в соответствии с заявкой Департамента здравоохранения Брянской области, на который решением суда возложена обязанность организовать мероприятия по обеспечению ФИО1 тест-полосками в соответствии с рецептом и заявкой ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» не учел, что исполнение бюджета, действующее законодательство относит к исключительной компетенции органов исполнительной власти.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований (пункт 3); составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (пункт 5); определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями (пункт 8).

Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 76
«Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Брянской области» закреплено, что департамент здравоохранения Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в формировании и проведении единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, мобилизационной подготовки здравоохранения, разработки региональных государственных программ, координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Брянской области.

Департамент здравоохранения Брянской области в области экономической деятельности и учета является главным распорядителем средств областного бюджета, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным государственным учреждениям здравоохранения.

Как указано в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.

Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.

При отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в суде выступает соответственно Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность по организации мероприятий по обеспечению ФИО1 тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в соответствии рецептом и заявкой ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» должна быть возложена исключительно на Департамент здравоохранения Брянской области. Возложение обязанности по выделению денежных средств на приобретение тест-полосок для определения глюкозы в крови для ФИО1 одновременно с возложением обязанности на департамент здравоохранения Брянской области по организации мероприятий по обеспечению тест-полосоками для определения глюкозы в крови для ФИО1, делает решение суда неисполнимым, что приведет к нарушению прав и законных интересов ФИО1

Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

На основании изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Департамента финансов Брянской области по выделению денежных средств на приобретение тест-полосок для ФИО1 в соответствии с заявкой Департамента здравоохранения Брянской области.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от
4 декабря 2019 года по делу по иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, действующего в защиту социальных прав ФИО1, к ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница», Департаменту финансов Брянской области, Департаменту здравоохранения Брянской области о признании права на бесплатное обеспечение тест-полосками, понуждении к совершению действий отменить в части возложения на Департамент финансов Брянской области обязанности по выделению денежных средств за счет средств областного бюджета на приобретение тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови для ФИО1 в соответствии с заявкой Департамента здравоохранения Брянской области.

В иске к Департаменту финансов Брянской области отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий Петракова Н.П.

Судьи областного суда Денисюк О.Н.

Киселева Е.А.