НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 21.07.2015 № 33-2646/2015

Судья: Курнаева Г.В. Дело №33-2646/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Парамоновой Т.И.,

судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,

с участие прокурора Бойкачева М.С.

при секретаре Галкине А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренковой Е.В. «21» июля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Управления лесами по Брянской области ФИО5 на решение Советского районного суда г. Брянска от 22 октября 2014 года по гражданскому делу по иску Брянского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Управления лесами Брянской области, ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба», и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что представленные полномочия, закрепленные в Лесном кодексе Российской Федерации, Управлением лесами Брянской области и ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» используются не в полном объеме, поскольку не проводятся реконструкции и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). На балансе ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» находятся 28 пожарно-наблюдательных вышек, из которых 9 находятся в неисправном состоянии, требуют обследования специализированной организацией и капитального ремонта. Кроме того, в некоторых районах Брянской области пожарно - наблюдательные вышки отсутствуют вообще. Согласно указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.1995 года № 100, строительство и размещение наблюдательных пунктов, в том числе передвижных, должно вестись с учетом рельефа местности и с таким расчетом, чтобы вся их сеть позволяла обеспечить максимальный обзор охраняемой территории, своевременно обнаружить возникающие пожары и определять их места методом засечек с 2 — 3 пунктов. Указанные требования Управлением лесами Брянской области и ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» не выполняются. На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Управления лесами Брянской области и ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» по непринятию мер к проведению обследования, капитального ремонта и введения в эксплуатацию пожарных вышек, расположенных в Брянском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском и Трубчевском районах Брянской области, и по строительству пожарно-наблюдательных вышек в Выгоничском, Гордеевском, Дубровском, Жирятинском, Клинцовском, Климовском, Комаричском, Новозыбковском, Погарском, Почепском, Рогнединском, Севском, Стародубском и Суражском районах Брянской области; обязать Управление лесами Брянской области и ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» принять меры в пределах предоставленных полномочий для организации проведения обследования, капитального ремонта и введения в эксплуатацию пожарных вышек, расположенных в Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском и Трубчевском районах Брянской области и строительству пожарно-наблюдательных вышек в Выгоничском, Гордеевском, Дубровском, Жирятинском, Клинцовском, Климовском, Комаричском, Новозыбковском, Погарском, Почепском, Рогнединском, Севском, Стародубском и Суражском районах Брянской области.

22 октября 2014 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение об удовлетворении заявленных требований. Судом постановлено: признать незаконным бездействие Управления лесами Брянской области и ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» по непринятию мер к проведению обследования, капитального ремонта и введения в эксплуатацию пожарных вышек, расположенных в Брянском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском и Трубчевском районах Брянской области и по строительству пожарно-наблюдательных вышек в Выгоничском, Гордеевском, Дубровском, Жирятинском, Клинцовском, Климовском, Комаричском, Новозыбковском, Погарском, Почепском, Рогнединском, Севском, Стародубском и Суражском районах Брянской области; обязать Управление лесами Брянской области и ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» принять меры в пределах предоставленных полномочий для организации проведения обследования, капитального ремонта и введения в эксплуатацию пожарных вышек, расположенных в Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском и Трубчевском районах Брянской области и строительства пожарно-наблюдательных вышек в Выгоничском, Гордеевском, Дубровском, Жирятинском, Клинцовском, Климовском, Комаричском, Новозыбковском, Погарском, Почепском, Рогнединском, Севском, Стародубском и Суражском районах Брянской области.

В апелляционной жалобе представитель Управления лесами по Брянской области ФИО5 просит отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 22 октября 2014 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.1995г. №100 содержал указания к лесхозам, которые в связи с принятием нового Лесного кодекса РФ были реорганизованы путем преобразования в государственные унитарные предприятия с коммерческими функциями. Кроме того, в соответствии статьей 85 Лесного кодекса РФ основным документом территориального планирования является Лесной план, который судом не рассматривался, и не был представлен в материалы дела. В соответствии с Лесным планом Брянской области, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 06.04.2011г. №304, установлены перечень и местонахождение пожарно - наблюдательных вышек, а также систем видеонаблюдения. На территории Брянской области пожарно - наблюдательные вышки установлены в строгом соответствии с данным Лесным планом, в то время как строительство новых вышек планом не предусмотрено.

Заслушав доклад по делу судьи Брянского областного суда Сидоренковой Е.В., выслушав представителя ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» - ФИО6, поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу прокурора Бойкачева М.С., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области в апреле 2014 года проведена проверка соблюдения Лесного законодательства в части полноты и законности мер, принимаемых Управлением лесами Брянской области по лесонарушениям и иным направлениям деятельности, в ходе которой установлено, что на балансе ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» находятся 28 пожарно-наблюдательных вышек, которые введены в эксплуатацию в 1970 - 1980 годах и используются для наблюдения за лесным фондом в течение пожароопасного сезона. Восемь пожарно-наблюдательных вышек находятся в неисправном состоянии и требуют обследования специализированной организацией и капитального ремонта (ремонта соединений металлоконструкций, растяжка вышки тросами). Данные обстоятельства подтверждаются актами осмотра пожарно-наблюдательных вышек. Указанные вышки расположены в Брянском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском и Трубчевских районах Брянской области и в соответствии с приказом директора ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» за от ДД.ММ.ГГГГ, не эксплуатируются. Также судом установлено, что в Выгоничском, Гордеевском, Дубровском, Жирятинском, Клинцовском, Климовском, Комаричском, Новозыбковском, Погарском, Почепском, Рогнединском, Севском, Стародубском и Суражском районах Брянской области пожарно - наблюдательные вышки отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ.

Согласно Указу Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 82 «Об утверждении Положения об управлении лесами Брянской области», Управление лесами Брянской области (далее Управление) является органом исполнительной власти Брянской области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации).

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (п. 1 ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу положений части 1 статьи 53.8. Лесного кодекса, если данным Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что бездействие Управления лесами Брянской области и ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» в части не принятия мер по организации реконструкции и эксплуатации пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), а также возведению новых пожарно - наблюдательных вышек, может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из - за отсутствия возможности своевременного выявления факта пожара, а также повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации на участки государственного лесного фонда и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по мотивам, изложенным в судебном решении, поскольку указанные выводы основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречат имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствуют требованиям действующего законодательства, на нормы которого суд правомерно сослался.

При этом, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заинтересованных лиц о недостаточности финансирования для проведения вышеуказанных мероприятий, поскольку отсутствие финансовой возможности организации мер противопожарной безопасности в рамках, предусмотренных законодательством, не является основанием для освобождения от выполнения требований закона.

Доводы жалобы о достаточном количестве на территории Брянской области пожарно - наблюдательных вышек, которые установлены в соответствии с Лесным планом, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку из представленных суду документов не усматривается соответствия количества наблюдательных пунктов в отдельный районах Брянской области Указаниям по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.1995 года № 100, где указано, что строительство и размещение наблюдательных пунктов, в том числе передвижных, должно вестись с учетом рельефа местности и с таким расчетом, чтобы вся их сеть позволяла обеспечить максимальный обзор охраняемой территории, своевременно обнаружить возникающие пожары и определять их места методом засечек с 2 — 3 пунктов. Доказательств в подтверждение изложенных в жалобе доводов суду не представлено; данные доводы не содержат правового обоснования и в апелляционной жалобе.

Само по себе наличие в Лесном плане Брянской области сведений о количестве и месторасположении пожарных наблюдательных вышек не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, и не препятствует исполнению решения суда в части строительства таких вышек, поскольку Лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются основные цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта Российской Федерации, и зоны такого освоения, и включает в себя, в том числе, основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Доводы жалобы о том, что Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.1995г. №100 содержал указания к лесхозам, которые в связи с принятием нового Лесного кодекса РФ были реорганизованы путем преобразования в государственные унитарные предприятия с коммерческими функциями, коллегия отклоняет, поскольку в силу п. 2.3 Положения об Управлении лесами Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 82, задачей Управления лесами Брянской области является, в том числе, осуществление государственного управления и контроля за государственными казенными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и государственным бюджетным учреждением Брянской области "Лесопожарная служба", подведомственными Управлению.

Доводы жалобы о невозможности проведения ремонта пожарно-наблюдательных вышек, находящихся на балансе ГБУ «Лесопожарная служба» и являющихся областной собственностью, судебная коллегия отклоняет ввиду вышеизложенного, а также исходя из того, что суд первой инстанции обязал ГБУ «Лесопожарная служба» и Управление лесами Брянской области принять меры для организации капитального ремонта в пределах предоставленных полномочий.

Все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судом исследованы, им дана соответствующая оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 22 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий Т.И. ПАРАМОНОВА

Судьи областного суда И.М. ФРОЛОВА

Е.В. СИДОРЕНКОВА