НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 19.09.2019 № 2-863/19

Дело № 2-863/2019 Председательствующий судья – Дячук Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3258/2019

гор. Брянск 19 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Фроловой И.М.,

ФИО2,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 11 июня 2019 г. по исковому заявлению ФИО4 к Управлению пенсионного фонда РФ в Бежицком районе городского округа г. Брянска о перерасчете среднемесячного заработка за 2000-2001 годы с учетом неучтенных сумм материальной помощи, взыскании невыплаченных денежных средств, понуждении произвести подсчет индивидуального пенсионного коэффициента.

Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения истца ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика представителя УПРФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) ФИО5, третье лицо представителя Департамента культуры Брянской области ГКУ Брянской области «Государственный архив Брянской области» ФИО6, полагавшей рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением, указывая, что с 16.09.2015 г. по достижении возраста 55 лет, ей была назначена пенсия по старости в размере 8 485,38 руб.

При назначении пенсии из расчета среднемесячного заработка за 2000 -2001 годы ответчиком были исключены суммы материальной помощи в размере 2 000 руб. за август, июнь и март 2001 г., предусмотренные системой оплаты труда в учреждениях для всех сотрудников, что занизило сумму страховой пенсии, назначенной к выплате. В итоге, принятая к расчету среднемесячная заработная плата за 2000-2001 годы определена в размере 1 158,68 руб., что соответствует установленному коэффициенту 0,775. С учетом фактически произведенных выплат должно составлять 1 242 руб., что соответствует установленному коэффициенту 0,831.

Ответчиком был представлен расчет, согласно которому осовремененный среднемесячный заработок истца составляет 1 264,67 руб. При подсчете индивидуального пенсионного коэффициента за 2015 год, в выплатном деле учтены страховые взносы за первый квартал 2016 года, а за июль, август 2015 г. учтены в перерасчете как работающему пенсионеру в августе 2016 г., что может снизить расчет при увольнении истца и уменьшении пенсионных выплат как неработающему пенсионеру.

Просила суд: 1) взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Бежицком районе городского округа г. Брянска (далее - УПФ РФ в Бежицком районе городского округа г.Брянска) 16362,85 руб. (согласно представленному расчету), в качестве образовавшейся задолженности в результате исключения материальной помощи за 2001 год из подсчета среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 годы; 2) обязать ответчика представить подробный расчет пенсии с применением осовремененной зарплаты, отраженной в выплатном деле в размере 1264,67 руб., 3) произвести подсчет индивидуального пенсионного коэффициента за 2016 год в соответствии с законом, отразив в выплатном деле сумму страховой пенсии с учетом взносов за 2015 год в полном объеме в соответствии с пенсионным законодательством (страховые взносы за 2 квартал 2015 года, доплаченные к пенсии в 2016 году, которые были учтены в общем размере страховой части пенсии в перерасчете за август 2016 года.

Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 11 июня 2019 г. исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО4 просит решение суда отменить, указывает, что материальная помощь, полученная ею в 2001 г. входила в фонд заработной платы и независимо от уплаты с нее налога должна включаться в расчет пенсии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений, заслушав объяснения истца ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика представителя УПРФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) ФИО5, третье лицо представителя Департамента культуры Брянской области ГКУ Брянской области «Государственный архив Брянской области» ФИО6, полагавшей рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия правовых оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что с 01.07.1997 г. ФИО7 была принята на работу в <данные изъяты>, где работала в должностях <данные изъяты>.

В связи с достижением пенсионного возраста, с 16.09.2015 г. ФИО4 состоит на учете в УПФР как получатель пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Установленный ФИО4 размер страховой пенсии по старости составлял 8 485,38 руб.

Не согласившись с размером установленной страховой пенсии ФИО4 обратилась с заявлением в отделение пенсионного фонда по Брянской области о взыскании задолженности, сославшись на полученную ею архивную справку от 09.11.2017 г., сформированную на основании лицевых счетов за 2001 год, в которой указана заработная плата с учетом премий, отпускных, больничных листов и материальной помощи. В удовлетворении заявления ей было отказано.

Согласно ст. 30.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. №958н, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года к течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской/из индивидуального лицевого счета.

Оценка выплат, подлежащих или не подлежащих учету при налогообложении за период до 01.01.2002 г. в том числе суммы материальной помощи, относилась к компетенции налоговых органов.

С 1 января 2001 г. уплата страховых взносов во внебюджетные фонды осуществлялась в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог (взнос)». Согласно пп.28 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации (в действующей на тот момент редакции ФЗ от 29.12.2000 г. № 166) не облагались налогом на доходы физических лиц суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, если они не превышают 2000 руб. в год в расчете на одного работника. При этом не имело значения, за счет каких средств производилась выплата материальной помощи. Если материальная помощь выплачивалась бюджетной организацией за счет экономии бюджетных средств, то на основании п.2 ст.238 гл.24 Налогового кодекса РФ в объект налогообложения для исчисления ЕСН не включались только суммы такой материальной помощи в пределах 2000 руб. на каждого работника, начисленные ему за налоговый период.

С учетом действовавшего на тот момент налогового законодательства не подлежали налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов и не включались в состав доходов, не превышающих 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам.

Как следует из ответа ИФНС России по г. Брянску от 20.07.2018 г. исх. № 20-23/26899 сведениями о сумме начисленного налога на доходы физических лиц за 2000 -2001 годы налоговый орган не располагает, в связи с чем ФИО4 рекомендовано обратиться в Управление Пенсионного фонда РФ.

В связи с неоднократными обращениями ФИО4 в ОПФР в по Брянской области, в период с 08.02.2018 г. по 19.02.2018 г. по запросу ГУ- УПФ РФ в Бежицком районе городского округа г. Брянска от 31.01.2018 г. была проведена внеплановая проверка достоверности заработной платы ФИО4 (026-727-467 68) <данные изъяты> года рождения, за период работы в <данные изъяты> с 01.01.1997 г. по 31.12.2001 г. По результатам проверки архивной справки за 2001 г. в марте, июне и августе было рекомендовано исключить материальную помощь на которую не начислялись взносы (взносы на ОПС до 2000 руб., свыше 2000 начислялись согласно 198-ФЗ ст.238).

Как следует из материалов дела, в марте 2001 г. истцу выплачена сумма 760 руб. 00 коп. - материальная помощь (на которую взносы не начислялись), в июне 2001 г. выплачена сумма 760 руб. 00 коп. - материальная помощь и в августе выплачена сумма 500 руб. 00 коп. (480,00 руб. не облагается взносами и 20,00 руб. - облагается взносами).

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что сумма материальной помощи в размере 2000 рублей, выплаченная ФИО4 в 2001 году, не подлежит включению в её индивидуальный лицевой счет и учету в расчете пенсии, в связи с чем оснований для удовлетворения требований ФИО4 о взыскании в ее пользу с УПФ РФ в Бежицком районе городского округа г. Брянска 16362, 85 руб. (согласно представленному расчету), образовавшейся задолженности в результате исключения материальной помощи за 2001 год из подсчета среднемесячной заработной платы за 2000 -2001 годы, являются обоснованными.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, (предусмотренная п. 4 ст. 30), учитываемая в календарном порядке по их фактической продолжительности (за исключением поименованных в данной норме Закона периодов).

На неоднократные обращения ФИО4, отделением Пенсионного фонда по РФ истцу предоставлялись ответы от 07.06.2018г., 04.09.2018 г., 23.01.2019 г., содержащие подробные расчеты пенсии с указанием величины индивидуального пенсионного коэффициента за каждый календарный год с учетом ежегодных пенсионных отчислений страховых взносов в ПФР.

Доводы жалобы, что подробные расчеты по всем видам начисления пенсии ответчиком не предоставлены, судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку они опровергаются материалами дела.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований ФИО4 о понуждении ответчика представить подробный расчет пенсии по п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с применением осовремененной зарплаты, отраженной в выплатном деле в размере 1264, 67 руб.

Как следует из ответа ОПФР от 07.06.2018 г. исх. № П-488-14/707-18 согласно выписке из индивидуального лицевого счета ФИО4, сформированной 14.08.2015 г. на дату назначения пенсии были учтены страховые взносы за первый квартал 2015 г. в сумме 8306, 76 руб.

В соответствии с п.7 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ была произведена корректировка размера страховой пенсии ФИО4 со дня начисления ее назначения с учетом страховых отчислений, начисленный работодателем за 2-й квартал 2015 г., в сумме 7762,01 коп., в связи с чем, изменен индивидуальный пенсионный коэффициент.

Страховые взносы, начисленные работодателем на индивидуальный лицевой счет ФИО4 за 2 и 3 квартал 2015 года были учтены в соответствии с пп.3 п.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при беззаявительном перерасчете страховой пенсии с 01.08.2016 г., в связи с чем общая сумма страховых взносов, начисленная на индивидуальный лицевой счет ответчика учтена в полном объеме.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца произвести подсчет индивидуального пенсионного коэффициента за 2016 год в соответствии с законом, отразив в выплатном деле сумму страховой пенсии с учетом взносов за 2015 год в полном объеме в соответствии с пенсионным законодательством (страховые взносы за 2 квартал 2015 года, доплаченные к пенсии в 2016 году, которые были учтены в общем размере страховой части пенсии в перерасчете за август 2016 года, у суда не имелись.

С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО4 в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заявителя в судебном заседании суда первой инстанции, которой дана правильная правовая оценка, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств, выводов суда не опровергают, следовательно, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.

При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в необходимом объеме исследовал представленные доказательства и к спорным правоотношениям сторон надлежащим образом применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 11 июня 2019 г. по исковому заявлению ФИО4 к Управлению пенсионного фонда РФ в Бежицком районе городского округа г.Брянска о перерасчете среднемесячного заработка за 2000-2001 годы с учетом неучтенных сумм материальной помощи, взыскании невыплаченных денежных средств, понуждении произвести подсчет индивидуального пенсионного коэффициента оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

И.М. Фролова

ФИО2