Дело №2-5673/2019 Председательствующий - судья Склянная Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-957/2020
г.Брянск 17 марта 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,
при секретаре Смольняковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Брянска от 24 октября 2019 года по иску ФИО1 к Брянской таможне, Федеральной таможенной службе о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Брянской таможни ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что с 1993 года по 2007 год проходил службу в Брянской таможне на различных должностях. 8 февраля 1994 года поставлен на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, с составом семьи три человека. С 2014 года состоял на учете на улучшение жилищных условий путем предоставления субсидии на приобретение жилья с составом семьи два человека.
Решением комиссии Брянской таможни (протокол №4 от 23 июля 2019 года) снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с несоблюдением условий, определенных в п.2 ч.3 ст.4 ФЗ от 30 декабря 2012 года №283 - ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С решение не согласен, в связи с чем просил суд признать незаконными действия административного ответчика - Брянской таможни в лице комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудника таможенных органов и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах, по снятию его и его супруги ФИО4 с учета на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и обязать устранить нарушения - обязать восстановить административного истца в очереди на получение субсидии под тем порядковым номером, под которым он состоял в очереди до снятия.
Определением суда от 24 октября 2019 года производство по административному иску ФИО1 к Брянской таможне прекращено. Суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, ФИО1 просил суд признать за ним право на предоставление ему с учетом состава семьи 2 человека единовременной субсидии (социальной выплаты) для приобретения или строительства жилого помещения; признать действия Брянской таможни по снятию его и его супруги ФИО4 с учета на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения незаконными и обязать восстановить его в очереди на получение субсидии под тем порядковым номером, под которым он состоял в очереди до снятия.
Решением суда от 24 октября 2019 года иск ФИО1, предъявленный к Брянской таможне, оставлен без удовлетворения.
Дополнительным решением от 13 декабря 2019 года иск ФИО1, предъявленный к Федеральной таможенной службе, отставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая в доводах на процессуальное нарушение его прав в связи с переходом суда к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Не согласен с выводом суда о том, что он и супруга были вселены в квартиру ЛЛВ и проживали в ней как члены её семьи, так как на момент постановки на учет на получение субсидии они проживали в квартире по возмездному и срочному договору найма отдельной жилой комнаты, в родственных отношениях с ЛЛВ он не состоит.
В письменных возражениях представитель Брянской таможни ФИО3 просила решение суда оставить без изменений, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя Федеральной таможенной службы, ФИО4, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в Брянской таможне с 24 августа 1993 года по 2 сентября 2007 года. При увольнении выслуга лет составила 23 года 2 месяца 12 дней.
С 5 октября 1977 года ФИО1 состоит в браке со ФИО4
4 февраля 2014 года ФИО1 обратился с заявлением к начальнику Брянской таможни о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и его супруги, приложив к заявлению соответствующие документы.
30 апреля 2014 года ФИО1 поставлен на учет для предоставления единовременной выплаты в соответствии с п.1 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (выписка из протокола № 1 от 30 апреля 2014 года).
При пересмотре учетного дела решением комиссии Брянской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол №14 от 23 июля 2019 года), ФИО1 снят с вышеуказанного учета в связи с несоблюдением условий, определенных в п.2 ч.3 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При принятии решения Комиссия приняла во внимание то, что супруги С-вы с 31 июля 2007 года зарегистрированы в качестве членов семьи собственника жилого помещения ЛЛВ по адресу: <адрес>, общей площадью помещения 47,9 кв.м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м, что превышает учетную норму общей площади жилого помещения, установленной п.2 ч.3 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением более 15 кв.м на каждого, в связи с чем он обоснованно снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с чем соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
К членам семьи собственника жилого помещения, на основании части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственников в качестве членов его семьи, а также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения, в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
Как следует из материалов дела, до 31 июля 2007 года супруги С-вы были зарегистрированы по адресу: <адрес>, где им принадлежало на праве собственности по 1/3 доли (вместе с сыном) до 4 сентября 2007 года.
ФИО1, претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставил поквартирную карточку ООО «Жилкомсервис» от 28 января 2014 года, согласно которой с 31 июля 2007 года ФИО1 и его супруга зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 47,9 кв.м, собственником которого является мать его супруги ЛЛВ
Кроме того, предоставлен договор найма жилого помещения, зарегистрированный 18 марта 2011 года в ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», по условиям которого ЛЛВ сдала в наем ФИО1 и его супруге комнату в квартире по вышеуказанному адресу с 1 марта 2011 года сроком на 60 месяцев.
Согласно поквартирной карточке, представленной по запросу суда ООО «Феникс» от 3 октября 2019 года, в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 48,6 кв.м, зарегистрированы: с 20 июня 2006 наниматель (ответственный собственник) ЛЛВ; с 31 июля 2007 года ФИО4 (дочь) и ФИО1 (зять), то есть истец с супругой вселены в жилое помещение в качестве членов семьи ЛЛВ
До настоящего времени С-вы зарегистрированы по указанному адресу.
По данным ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет 47,9 кв.м. Соответственно, на каждого приходится более 15, 97 кв. м (47,9 кв.м / 3), что превышает учетную норму общей площади жилого помещения, установленной п.2 ч.3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он зарегистрирован, и проживание носит временный характер на основании заключенного договора найма, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку из поквартирной карточки как по состоянию на 2014 год, так и 2019 год, следует, что истец и его супруга вселены в квартиру, принадлежащей ЛЛВ, постоянно, без каких-либо ограничений по времени и в качестве членов семьи, в связи с чем ссылка на договор найма, зарегистрированный 18 марта 2011 года в ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», т.е спустя почти 4 года после вселения С-вых в квартиру, общей площадью 47,9 кв.м, несостоятельна.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика оснований для снятия истца с соответствующего учета является законным, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м является основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела по существу по правилам административного судопроизводства суд необоснованно перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, судебная коллегия отвергает как основанный на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии со ст. 1 КАС РФ, ст. 2 ГПК РФ, абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" спор о признании незаконными актов органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, не содержат правовых оснований для отмены решения суда и основаниями для его отмены не являются.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 24 октября 2019 года по иску ФИО1 к Брянской таможне, Федеральной таможенной службе о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
И.М. Фролова