Судья Сидоров Р.Н. Дело № 33-2549/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего судьи Супроненко И.И.,
судей областного суда Сокова А.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Атамамедовой О.А.,
с участием прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2012г. по докладу судьи облсуда Алейниковой С.А. дело по апелляционному представлению прокурора города Клинцы ФИО4 на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 16 мая 2012г. по иску прокурора города Клинцы в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Управдом» о понуждении к совершению действий
установила:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения жилищного законодательства в ООО «УК «Управдом» установлены нарушения - взимается плата за коммунальные услуги по статье отопление в обслуживаемых многоквартирных домах с учетом налога на добавленную стоимость (далее НДС).
Так, по многоквартирным жилым домам по улице <адрес> №№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, улице <адрес> №№, №, улице <адрес> №№, №, №, улице <адрес> №№, №, улице <адрес> №, улице <адрес> №, проспект <адрес> №№, №, №, №, № №, №, улице <адрес> №, улице <адрес> №№, №, №, улице <адрес> №, улице <адрес> №№, №,№, ул.<адрес> №№, №, № №, №, №, №, улице <адрес> №№, №, улице <адрес> №№, №, №, №, №, №, №, улице <адрес> №№, №, №, переулку <адрес> №№, № переулку <адрес> №, размер платы за коммунальные услуги по статье «отопление» составляет 14 руб. 46 коп. за 1 кв.м из расчета: 845,41 руб./Гкал * 0,0145 Гкал/кв.м. * 1,18% (НДС).
В отношении многоквартирных жилых домов по улице <адрес> №, улице <адрес> №№, №, проспект <адрес> №№, №, №, № №, №, №, улице <адрес> №№, №, улице <адрес> №, размер платы за коммунальные услуги по статье «отопление» составляет 22 руб. 60 коп. за 1 кв.м из расчета: 1405,15 руб./Гкал * 0,01363Гкал/кв.м. * 1,18% (НДС).
7 апреля 2011г. по факту выявленных нарушений жилищного законодательства в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.
В связи с чем, прокурор просил суд признать незаконными бездействие ответчика по устранению выявленных нарушений жилищного законодательства, обязать его устранить данные нарушения и произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг по статье «отопление» в обслуживаемых многоквартирных домах.
В судебном заседании прокурор, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, уточнил заявленные требования.
Просил признать незаконными бездействие ответчика по устранению выявленных нарушений жилищного законодательства, обязать ответчика устранить данные нарушения и произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг по статье «отопление» в обслуживаемых многоквартирных домах за период с 1 января 2010г. по настоящее время.
Иск мотивировал тем, что пунктом 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Расчет размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307.
В нарушение положений статьи 149 Налогового кодекса РФ, определяющей налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, взимает плату за коммунальные услуги по статье «отопление» в обслуживаемых многоквартирных домах с учетом налога на добавленную стоимость.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 16 мая 2012г. иск прокурора города Клинцы оставлен без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор города Клинцы ФИО4 просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска в полном объеме.
Считает, что вывод суда о законности начисления ответчиком платы за коммунальные услуги по статье «отопление» с учетом налога на добавленную стоимость необоснован, поскольку противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307. Согласно формуле, предусмотренной данным постановлением, налогом на добавленную стоимость в расчет не включается.
В возражениях на апелляционное представление и.о.генерального директора ООО «УК «Управдом» ФИО5 указывает на законность и обоснованность принятого судом решения и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи облсуда Алейниковой С.А., объяснения прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права.
Так, из материалов дела следует, что ООО «УК «Управдом» осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом многоквартирных домов, а именно: управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, уборкой территорий жилого и нежилого фонда и др.
На основании договора теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Смоленская теплосетевая компания» предоставляет теплоноситель ООО «УК «Управдом», которые в свою очередь взяли обязательство по оплате данной услуги.
Начисление платы за услугу «отопление» производится ООО «РИРЦ» на основании договора на оказание услуг расчетно-сервисного обслуживания №, заключенному между ОАО «БКС» и ООО «РИРЦ», которое осуществляет расчет стоимости оказанных коммунальных услуг на основании предоставленных ОАО «БКС» документов и в соответствии с тарифами, получает от плательщиков платежи за оказанные коммунальные услуги и перечисляет Заказчику.
Постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28 декабря 2009г. № 22/2-т и от 28 декабря 2009г. № 24/6-т установлены тарифы для потребителей тепловой энергии без учета НДС.
Постановлением Комитета от 16 декабря 2010г. (в ред. от 27 октября 2011г.) тарифы населению на тепловую энергию (горячая вода) установлены с учетом НДС.
Из положений статьи 157 Жилищного кодекса РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии п.п.29 и п.п.30 статьи 149 Налогового Кодекса РФ не подлежат налогообложению, в части НДС, на территории РФ следующие операции: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства за услугу «отопление» поступают ОАО «БКС», а не ответчику и пришел к выводу о том, что в силу положений статьи 149 Налогового кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг населению действующее налоговое законодательство содержит положения как обязывающие организации включать налог на добавленную стоимость в стоимость реализации, так и предоставляющие соответствующие налоговые льготы. В связи с чем, организация может реализовать данное право либо отказаться от этого, по своему усмотрению.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда и, кроме того, считает, что ООО «УК «Управдом» не является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Доводы апелляционного представления аналогичны позиции истцапо иску, направлены на оспаривание выводов суда и иную оценку доказательств. Они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а потому основанием к отмене решения суда служить не могут.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит фактическим обстоятельствам, собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений норм материального и процессуального закона не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
определила:
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 16 мая 2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Супроненко
Судьи областного суда А.В.Соков
С.А. Алейникова