НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 15.10.2020 № 2-3018/19

Дело №2-3018/2019 Председательствующий - судья Позинская С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-2290/2020

г.Брянск 15 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,

при секретаре Смольняковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Герасиной А.В. на решение Советского районного суда г.Брянска от 16 сентября 2019 года по гражданскому делу по иску Брянской городской администрации к Герасиной Анне Владимировне, Комитету по физический культуре и спорту Брянской городской администрации, МБОУ дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по спортивной акробатике» о признании незаконными приказов о премировании, приказа об установлении оклада, возмещении ущерба.

Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения Герасиной А.В., её представителя Мнацаканяна А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Брянской городской администрации Кожанова А.А., Драпа А.И., судебная коллегия

установила:

Брянская городская администрация обратилась в суд с иском, ссылаясь, что распоряжением Брянской городской администрации от 24 октября 2013 года № 604-р тренер-преподаватель МБОУ ДОД «СДЮСШОР по спортивной акробатике» Герасина А.В. с 21 октября 2013 года назначена на должность временно исполняющей обязанности директора без установления размера и условия оплаты труда. Трудовой договор не заключался.

В силу пункта 7.5 Устава МБОУ ДОД «СДЮСШОР по спортивной акробатике» директор учреждения подотчетен Брянской городской администрации, однако в нарушение трудового законодательства приказом Комитета по физической культуре и спорту Брянской городской администрации от 24 октября 2013 года № 301/1 Герасиной А.В. с 21 октября 2013 года установлен должностной оклад в размере 7 068 руб. по высшей категории директора, которой у нее не имелось.

8 декабря 2016 года Контрольно-ревизионным отделом Брянской городской администрации проведена проверка, в ходе которой установлено, что с 1 января 2014 года по 31 августа 2015 года Герасиной А.В. оклад по должности директора, персональный повышающий коэффициент, начисление и оплата отпуска, а также премиальные выплаты выплачивались неправомерно.

В связи с чем, с учетом уточнений истец просил суд:

- признать несоответствующими нормам права (незаконными) в части премирования Герасиной А.В. следующие приказы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по спортивной акробатике»:

1. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 24 января 2014г. № 007-О в размере выплаты 610 руб.;

2. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 25 апреля 2014г. № 013-О в размере выплаты 7 068 руб.;

3. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 27 марта 2014г. № 017-О в размере выплаты 13 652 руб.;

4. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 25 апреля 2014г. № 022-О в размере выплаты 11 212,12 руб.;

5. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 26 мая 2014г. № 024-О в размере выплаты 10 602 руб.;

6. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 26 июня 2014г. № 031-О в размере выплаты 10 602 руб.;

7. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 24 июля 2014г. № 032-О в размере выплаты 3 687,65 руб.;

8. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 26 августа 2014г. № 034-О в размере выплаты 14 136 руб.;

9. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 26 сентября 2014г. № 045-О в размере выплаты 10 955,40 руб.;

10. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 27 октября 2014г. № 046-О в размере выплаты 10 955,40 руб.;

11. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 27 ноября 2014г. № 047-О в размере выплаты 12 369 руб.;

12. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 22 декабря 2014г. № 049-О в размере выплаты 6 991,17 руб.;

13. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 27 января 2015г. № 007-О в размере выплаты 14 489,40 руб.;

14. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 20 февраля 2015г. № 008-О в размере выплаты 10 676,40 руб.;

15. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 27 марта 2015г. № 025-О в размере выплаты 14 701,44 руб.;

16. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 27 апреля 2015г. № 027-О в размере выплаты 16 256,40 руб.;

17. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 25 мая 2015г. № 030-О в размере выплаты 3 219,87 руб.;

18. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 25 июня 2015г. № 031-О в размере выплаты 5 216,86 руб.;

19. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 3 июля 2015г. № 032-О в размере выплаты 6 192,17 руб.;

20. Приказ «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике» от 24 августа 2015г. № 034-О в размере выплаты 10 602 руб.;

- признать несоответствующим нормам права (незаконными) в части установления должностного оклада приказ Комитета по физический культуре и спорту Брянской городской администрации от 24 октября 2013 года № 301/1 «Об установлении должностного оклада Герасиной А.В.», согласно которому за период 2014-2015 г.г. Герасиной А.В. начислены выплаты в размере 246 663,48 руб.;

- взыскать с Герасиной А.В. в пользу Брянской городской администрации незаконно полученные денежные средства в размере 441 859,34 руб.

Определением суда от 29 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по спортивной акробатике», Финансовое управление Брянской городской администрации.

Решением суда от 16 сентября 2019 года иск удовлетворен.

Суд признал несоответствующими нормам права в части премирования Герасиной А.В. вышеуказанные приказы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по спортивной акробатике» «О распределении стимулирующей выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам СДЮШОР по спортивной акробатике».

Признал несоответствующим нормам права в части установления должностного оклада приказ Комитета по физический культуре и спорту Брянской городской администрации от 24 октября 2013 года № 301/1 «Об установлении должностного оклада Герасиной А.В.».

Взыскал с Герасиной А.В. в пользу Брянской городской администрации неправомерно полученные денежные средства размере в размере 441 859,34 руб.

В апелляционной жалобе, с учетом дополнений, Герасина А.В. просила отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая в доводах на неправомерный вывод суда об отсутствии у неё права на получение заработной платы со ссылкой на то, что работодатель не заключил с ней трудового договора, что противоречит положениям ст.67 Трудового кодекса РФ и указывает на злоупотребление правом со стороны истца. Считает неправомерным выводы суда об отсутствие у неё права на ежегодный оплачиваемый отпуск и его оплату, исходя из размера полученной заработной платы, поскольку отпуск оформлялся отдельным распоряжением работодателя с указанием на его оплату. Считает начисление и выплату премий законной, поскольку она производилась по решению комиссии по распределению стимулирующих выплат. Кроме того, судом не проверен представленный истцом расчет.

В письменных возражениях представитель Брянской городской администрации Драп А.И. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 января 2020 года решение Советского районного суда г.Брянска от 16 сентября 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Герасиной А.В. – без удовлетворения.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 января 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда.

На основании определения судебной коллегия Брянского областного суда от 1 сентября 2020 года дело по апелляционной жалобе Герасиной А.В. на решение Советского районного суда г.Брянска от 16 сентября 2019 года рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ. Комитет по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по спортивной акробатике» привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Герасина А.В. и ее представитель - адвокат Мнацаканян А.Г., поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Заявили о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском.

Представитель Брянской городской администрации Кожанов А.А., Драп А.И. в заседании судебной коллегии полагали решение районного суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, возражали против заявленного ходатайства.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах и на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве ответчиков Комитет по физический культуре и спорту Брянской городской администрации, МБОУ дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по спортивной акробатике», приказы которых истцом оспариваются, решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, 10 января 2006 года Герасина А.В. принята на работу в МОУ ДОД по ФК и С СДЮСШОР по спортивной акробатике на должность тренера-преподавателя 14 разряда высшей категории и с ней заключен трудовой договор №14 от 10 января 2006 года.

С 21 января 2013 года, на основании распоряжения Брянской городской администрации от 24 октября 2013 года № 604-р, назначена временно исполняющей обязанности директора МБУ ДО «СДЮШСШОР по спортивной акробатике». Размер и условия оплаты труда Герасиной А.В. распоряжением не устанавливались.

С 21 октября 2013 года, на основании приказа Комитета по физической культуре и спорта Брянской городской администрации от 24 октября 2013 года № 301/1, ей установлен должностной оклад в размере 7 068 руб.

По состоянию на 1 января 2014 года и 1 сентября 2014 года оклад директора МБУ ДО «СДЮШСШОР по спортивной акробатике», согласно штатному расписанию, утвержденному врио директора Герасиной А.В. и согласованному председателем Комитета по физической культуре и спорту Брянской городской администрации ННВ, установлен в размере 7 068 руб., коэффициенты, повышающие размер его должностного оклада: персональный повышающий коэффициент 0,5 и повышающий коэффициент за специфику работы 0,15 от должностного оклада.

Приказами Комитета по физической культуре и спорту Брянской городской администрации от 31 декабря 2013 №367, от 29 сентября 2014 №175/1, от 4 марта 2015 №55/1 Герасиной А.В. как врио директора МБУ ДО «СДЮШСШОР по спортивной акробатике» установлена стимулирующая выплата в размере 2% от фонда оплаты труда учреждения. Данная стимулирующая надбавка выплачена в полном объеме.

На основании приказов МБУ ДО «СДЮШСШОР по спортивной акробатике» от 24 января 2014 г. № 007-О; от 25 апреля 2014 г. № 013-О; от 27 марта 2014 г. № 017-О; 25 апреля 2014 г. № 022-О; от 26 мая 2014 г. № 024-О; от 26 июня 2014 г. № 031-О; от 24 июля 2014 г. № 032-О; от 26 августа 2014 г. № 034-О; от 26 сентября 2014 г. № 045-О; от 27 октября 2014 г. № 046-О; от 27 ноября 2014 г. № 047-О; от 22 декабря 2014 г. № 049-О; от 27 января 2015 г. № 007-О; от 20 февраля 2015 г. № 008-О; от 27 марта 2015 г. № 025-О; от 27 апреля 2015 г. № 027-О; от 25 мая 2015 г. № 030-О; от 25 июня 2015 г. № 031-О; от 3 июля 2015 г. № 032-О; от 24 августа 2015 г. № 034-О Герасиной А.В. произведены выплаты стимулирующего характера и материального поощрения (премирование) на общую сумму 195 195,86 руб.

В период 2014-2015 гг. врио директора МБОУДОД «СДЮСШОР по спортивной акробатике» Герасиной А.В. распоряжением Брянской городской администрации предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск.

31 августа 2015 года она уволена по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ.

С 19 октября 2016 года по 21 ноября 2016 года контрольно-ревизионным отделом Брянской городской администрации проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения за период с 1 января 2015 года по 30 сентября 2016 года, по результатам которой, согласно акту проверки, выявлены факты неправомерных премиальных выплат Герасиной А.В., выплат персонального и повышающего коэффициента, оплаты отпуска, исходя из оклада по должности директора, о чем составлен акт №17 от 8 декабря 2016 года и выдано предписание №17 об устранении выявленных нарушений.

Обращаясь в суд с иском, истец, ссылаясь на результаты проверки, указал, что ответчиком в период 2014 года – 8 месяцев 2015 года незаконно получены денежные средства в размере 441 859,34 руб., которые до настоящего времени в бюджет города не возвращены.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии нормам права приказов МБОУДОД «СДЮСШОР по спортивной акробатике» в части выплат стимулирующего характера и материального поощрения (премирование) ответчику и иных работников школы, приказа Комитета по физической культуре и спорта Брянской городской администрации об установлении должностного оклада ответчику, и посчитал, что в результате неправомерных действий ответчика бюджету города Брянска причинены убытки в размере 441 859,34 руб., которые подлежат возмещению.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).

Пунктом 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

В силу ч. 1 ст. 277 Трудового кодекса РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством (ч. 2 ст. 277 Трудового кодекса РФ).

В абз. 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 года N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" разъяснено, что привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" Трудового кодекса Российской Федерации (главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника").

Руководитель организации (в том числе бывший) на основании ч. 2 ст. 277 Трудового кодекса РФ возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ, ст.25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др.). Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым под убытками понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (ст. 15 Гражданского кодекса РФ) (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 г. N 21).

Из приведенных положений Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу, и несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым под убытками понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода).

Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2). Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3).

Пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3,4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, подпунктом 3 пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учредитель должен осуществлять контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

В 2015 году условия, механизм формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете города Брянска на очередной финансовый год, регулировались «Порядком формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями города Брянска», утвержденным постановлением Брянской городской администрации от 22 января 2015 № 116-п.

Согласно пункту 9 Порядка финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета города Брянска.

Субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) включает в себя оплату труда работников учреждения в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы и численность соответствующих категорий работников по оказанию муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием.

С 1 января 2016 года действует Положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Брянска и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Брянска, утвержденное постановлением Брянской городской администрации от 16 октября 2015 года № 3269-п.

Согласно пункту 16 данного Положения в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включаются, в том числе, затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая взносы в государственные внебюджетные фонды, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

Решением Брянского городского Совета народных депутатов
от 28 мая 2008 года N 979 утверждено Положение о комитете по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, действовавшее в период спорных правоотношений, в соответствии с которым комитет является отраслевым органом Брянской городской администрации, обеспечивающим условия для развития на территории города Брянска физической культуры и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города Брянска. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств бюджета города Брянска и на основании бюджетной сметы. Одной из основных задач является формирование и развитие сети муниципальных учреждений физической культуры и спорта на территории города Брянска, координация их деятельности. Комитет является главным распорядителем бюджетных средств, участвует в формировании бюджета города Брянска в части расходов на физическую культуру и спорт, осуществляет финансирование муниципальных учреждений физической культуры и спорта города Брянска, проведение спортивных мероприятий. Осуществляет полномочия главного администратора доходов бюджета города Брянска. Кроме того, на Комитет возложена обязанность осуществлять контроль за ведением как учебно-тренировочного процесса, так и за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности в подведомственных учреждениях.

Частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Согласно п.п. 3.1 п.2 ст.158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Согласно Уставу, утвержденному постановлением Брянской городской администрации от 5 декабря 2011 года №3246-п, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по спортивной акробатике» является бюджетным учреждением, учредителем которого является Брянская городская администрация (п.1.4, 1.5 Устава).

Высшим должностным лицом учреждения, в силу п.7.3 и 7.5 Устава, является его директор, назначаемый и освобождаемый от должности учредителем по согласованию с Брянским городским Советом народных депутатов. Директор осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения и несет ответственность за организацию и состояние всей учебно-тренировочной, воспитательной и административно-хозяйственной работы. Директор осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения и подотчетен Брянской городской администрации.

Оплата труда работников учреждения регулируется Постановлением Брянской городской администрации от 21 сентября 2011 года №2413-п «Об утверждении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, авиационно-технического спортивного клуба «Пересвет», находящихся в ведении муниципального образования «Город Брянск» (далее Постановление от 21 сентября 2011 2413-п).

Для стимулирования руководителей учреждений принято Положение о порядке распределения фонда стимулирования руководителей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, авиационного технического спортивного клуба «Пересвет», находящихся в ведении муниципального образования «Город Брянск» (Приложение №5 к Постановлению №2413-п).

Согласно пункту 1.2. Положения конкретный размер стимулирующих выплат руководителю учреждения устанавливается приказом комитета по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, с учетом критериев распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, отраженных в пунктах 2.2 и 2.3 Положения и учитывающих эффективность учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процесса, а также эффективность управленческой деятельности. Размер стимулирующих выплат руководителю учреждения не должен превышать 2% от фонда оплаты труда учреждения.

Из материалов дела следует, что в спорный период в заработную плату сотрудников школы, включая руководителя, приказами Комитета по физической культуре и спорта Брянской городской администрации и положений о заработной плате, утвержденных и действовавших в МБОУДОД «СДЮСШОР по спортивной акробатике», включены как должностной оклад, так и дополнительные выплаты, подлежащие расчету, исходя из стимулирующей части фонда оплаты труда работников.

Должностной оклад и стимулирующая выплата в размере 2% от фонда оплаты труда учреждения установлены Герасиной А.В. в период выполнения трудовой функции приказами Комитета по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, то есть не произвольно.

Порядок распределения различных видов материального стимулирования работников МБУ ДО «СДЮШСШОР по спортивной акробатике» регламентировался Положением о распределении премиальных выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам МБУ ДО «СДЮШСШОР по спортивной акробатике» на 2014-2015 учебный год, утвержденным на заседании трудового коллектива 29 августа 2014 г.

Принимая во внимание, что Комитет по физической культуре и спорту Брянской городской администрации как главный распорядитель бюджетных средств, в силу полномочий, предоставленных ст.158 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с Положением о комитете по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2008 года №979, участвует в формировании бюджета города Брянска в части расходов на физическую культуру и спорт, осуществляет финансирование муниципальных учреждений физической культуры и спорта города Брянска, в том числе МБУ ДО «СДЮСШОР по спортивной акробатике», осуществляет контроль за их деятельностью, а потому расходы на оплату труда работникам муниципального учреждения в спорный период, в том числе ответчику, являлись запланированными.

Установлено, что оклад и стимулирующие выплаты (премии) производились на основании распоряжений (приказов) и с одобрения уполномоченного истцом органа – Комитета по физической культуре и спорта Брянской городской администрации и действующей у работодателя системой оплаты труда. Денежные средства на оплату труда расходовались из фонда заработной платы. За расходованием денежных средств осуществлялся контроль как со стороны учредителя, так и со стороны главного распорядителя. Фонд оплаты труда учреждения не превышал лимит бюджетных обязательств в спорный период, что подтвердил представитель Брянской городской администрации в судебном заседании.

Приведенные обстоятельства свидетельствует об отсутствии убытков у истца вследствие выплаты заработной платы и премий руководителю муниципального учреждения. Каких-либо недобросовестных, неразумных или виновных действий генерального директора учреждения по премированию работников учреждения не установлено и истцом допустимых и достоверных доказательств в подтверждение этого не представлено.

При таких обстоятельствах, выплата ответчику заработной платы с суммами премирования не может быть отнесена к прямому действительному ущербу в правовом понимании ст.ст. 277 и 238 Трудового кодекса РФ как реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества.

Кроме того, заслуживает внимания довод стороны ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд.

При разрешении спора о праве работника на получение оплаты труда применяются нормы трудового законодательства, в связи с чем в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", если работодатель пропустил срок для обращения в суд, судья вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока до вынесения судом решения заявлено ответчиком и истцом не будут представлены доказательства уважительности причин пропуска срока, которые могут служить основанием для его восстановления (часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления.

По смыслу ч. 3 ст. 392 Трудового кодекса РФ днем обнаружения ущерба следует считать день, когда работодателю стало известно о наличии ущерба, причиненного работником.

В силу ч. 4 ст. 392 Трудового кодекса РФ и ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ уважительность причин пропуска срока на обращение в суд доказывается истцом - работодателем.

Таким образом, истцом пропущен годичный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, по тому основанию, что оспариваемые приказы изданы в 2013-2015 г.г., о нарушении своего права работодателю стало известно по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения в 2016 году (акт №17 от 8 декабря 2016 года), с настоящим иском истец обратился в марте 2019 года, то есть с пропуском срока, установленного положениями ст. 392 Трудового кодекса РФ. Доказательств об уважительных причинах пропуска процессуального срока не представлено.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции, на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Брянской городской администрации.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Брянска от 16 сентября 2019 года по иску Брянской городской администрации к Герасиной Анне Владимировне, Комитету по физический культуре и спорту Брянской городской администрации, МБОУ дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по спортивной акробатике» о признании незаконными приказов о премировании, приказа об установлении оклада, возмещении ущерба, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи С.А. Алейникова

И.М. Фролова