НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 15.08.2023 № 2-894/2023

дело № 2-894/2023

32RS0027-01-2022-005311-73 председательствующий – судья Мазур Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2478/2023

гор.Брянск 15 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Богородской Н.А.,

судей Бобылевой Л.Н.,

ФИО1,

при секретаре Шалатоновой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО2 на решение Советского районного суда гор.Брянска от 20 февраля 2023 года по делу по иску ФИО3 к департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании решения неправомерным, признании права на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии, понуждении назначить доплату.

Заслушав доклад судьи Богородской Н.А., объяснения представителя ответчика - департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ( с 01 июля 2023 года - департамент социальной политики и занятости населения Брянской области) ФИО4, истца ФИО3, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО3 обратилась в суд с иском к департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании решения неправомерным, признании права на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии, понуждении назначить доплату, ссылаясь на то, что является пенсионером с 06 июля 2022 года. 03 августа 2022 года она обратилась в ГКУ отдел социальной защиты населения Советского района гор.Брянска с заявлением об установлении доплаты к назначенной (страховой) пенсии по старости, как бывшей Главе Злынковского района, работавшей на непостоянной основе, в соответствии с Законом Брянской области от 10 июля 2001 года № 50-З «О доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров». Однако, ответчиком ей отказано в назначении указанной доплаты, в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус бывшего главы муниципального района, работавшего на непостоянной основе.

Просит признать решение департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 19 августа 2022 года № 10015 об отказе в назначении ей, как бывшей Главе Злынковского района, работавшей на непостоянной основе, доплаты к назначенной (страховой) пенсии по старости в соответствии с Законом Брянской области от 10 июля 2001 года № 50-З «О доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров», признать за ней право на указанную ежемесячную доплату и обязать ответчика выплатить ей данную доплату с даты обращения.

Решением Советского районного суда гор.Брянска от 20 февраля 2023 года исковые требования ФИО3 удовлетворены. Суд признал незаконным решение от 19 августа 2022 года № 10015 департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области об отказе ФИО3 в назначении доплаты к назначенной (страховой) пенсии по старости, как бывшей Главе Злынковского района, работавшей на непостоянной основе, в соответствии с Законом Брянской области от 10 июля 2001 года № 50-З «О доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров», признал за ФИО3 право на указанную доплату и обязал департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области установить и выплатить ФИО3 ежемесячную доплату с даты обращения.

В апелляционной жалобе директор департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО2 просит отменить решение суда, как постановленное в нарушение норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3 В обоснование доводов жалобы указано, что из трудовой книжки ФИО3 не усматривается на какой основе она, как Глава Злынковского района, осуществляла свою деятельность, на постоянной или непостоянной основе. Решение Злынковского районного Совета народных депутатов от 07 октября 2014 года № 1-6 о прекращении депутатских полномочий депутата Злынковского районного Совета народных депутатов четвертого созыва ФИО3 не содержит сведений о прекращении ФИО3 полномочий Главы Злынковского муниципального района, работавшей на непостоянной основе. Представленные лицевые счета Злынковского районного Совета народных депутатов за 2009-2014 годы не относятся к документам, перечень которых установлен статьей 3 Закона Брянской области от 10 июля 2001 года № 50-З «О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - департамента социальной политики и занятости населения Брянской области ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Истец ФИО3 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, считает решение суда законным и обоснованным, полагает, что оснований для его отмены не имеется.

Выслушав объяснения представителя ответчика - департамента социальной политики и занятости населения Брянской области ФИО4, истца ФИО3, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, решением Злынковского районного Совета народных депутатов Брянской области от 22 октября 2009 года на основании результатов тайного голосования ФИО3, депутат Злынковского районного Совета народных депутатов по Злынковскому избирательному округу № 7, избрана Главой Злынковского района (председателем Злынковского районного Совета народных депутатов).

Решением Злынковского районного Совета народных депутатов Брянской области от 07 октября 2014 года № 1-6 полномочия ФИО3, депутата Злынковского районного Совета народных депутатов по Злынковскому избирательному округу № 7, прекращены.

Согласно справке от 16 августа 2022 года, выданной администрацией Злынковского района Брянской области, ФИО5 с 22 октября 2009 года по 06 октября 2014 года исполняла полномочия Главы Злынковского района на непостоянной основе, выплаты по оплате труда не начислялись и не выплачивались.

С 06 июля 2022 года ФИО3 назначена страховая пенсия по старости бессрочно в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и статьями 28.1, 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

19 августа 2022 года департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО3 уведомлена об отсутствии правовых оснований для установления ей доплаты к назначенной (страховой) пенсии в соответствии с Законом Брянской области от 10 июля 2001 года № 50-З «О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров», поскольку ею представлен не полный пакет документов, а именно отсутствуют документы, подтверждающие статус бывшего главы муниципального образования городского округа, муниципального района, председателя представительного органа городского округа, муниципального района, работавшего на непостоянной основе.

Разрешая спор, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО3 о признании незаконным решения департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области об отказе истцу в назначении доплаты к установленной (страховой) пенсии по старости, как бывшей Главе Злынковского района, признав за ФИО3 право на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии, обязав ответчика установить и выплатить истцу указанную доплату с момента обращения, при этом суд исходил из того, что ФИО3, согласно представленным доказательствам, осуществляла деятельность Главы Злынковского района на непостоянной основе.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не находит, поскольку выводы суда соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 1 Закона Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-№ «О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров» доплата к пенсии, назначенной на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и выплачиваемой территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, устанавливается, в том числе, бывшим главам муниципальных образований городских округов и муниципальных районов, председателям представительных органов городских округов и муниципальных районов, работавшим на непостоянной основе не менее трех лет.

Согласно статье 3 указанного Закона Брянской области для установления и выплаты доплаты к пенсии лицам, перечисленным в статье 1 настоящего Закона, необходимо представить в структурные подразделения уполномоченного органа государственной власти Брянской области, осуществляющего проведение государственной политики в области социальной защиты населения, по месту жительства заявителя: а) заявление о назначении доплаты к пенсии; б) документ, удостоверяющий личность и место жительства; в) копию трудовой книжки либо иные документы, подтверждающие общий трудовой стаж первого руководителя сельскохозяйственного предприятия, государственного и (или) муниципального ведомственного учреждения здравоохранения (больница, поликлиника, центр, диспансер), областного, районного или городского государственного и (или) муниципального ведомственного учреждения культуры, областного, районного или городского государственного и (или) муниципального ведомственного учреждения социальной защиты населения, государственного и (или) муниципального ведомственного образовательного учреждения (школа, детский дом, гимназия, лицей, кадетский корпус, профессиональное училище, техникум, колледж, вуз, межшкольный учебный комбинат), государственного и (или) муниципального ведомственного дошкольного образовательного учреждения, государственного и (или) муниципального ведомственного образовательного учреждения дополнительного образования, главного редактора областной или районной газеты, директора центра занятости населения; г) документы, подтверждающие факт назначения персональной пенсии (для лиц, получавших персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения); д) документы, подтверждающие статус бывшего депутата Верховного Совета СССР любого созыва или Верховного Совета РСФСР последнего созыва; е) документы, подтверждающие, что лицо имеет почетное звание СССР, РСФСР или Российской Федерации; ж) справку сельскохозяйственного предприятия о правопреемстве в случае ликвидации, слияния, выделения, разделения, реорганизации сельскохозяйственного предприятия; з) копию информационного письма комитета по статистике Брянской области об учете сельскохозяйственного предприятия в Едином государственном реестре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО); и) документы, подтверждающие статус бывшего главы муниципального образования городского округа, муниципального района, председателя представительного органа городского округа, муниципального района, работавшего на непостоянной основе; к) справку соответствующего органа о назначенной (досрочно оформленной) пенсии с указанием федерального закона, на основании которого она назначена (досрочно оформлена).

Указанные документы в 14-дневный срок со дня регистрации заявления об установлении доплаты к пенсии структурным подразделением уполномоченного органа государственной власти Брянской области, осуществляющего проведение государственной политики в области социальной защиты населения по месту жительства заявителя, направляются в уполномоченный орган государственной власти Брянской области, осуществляющий проведение государственной политики в области социальной защиты населения.

Доплата к пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, устанавливается решением руководителя уполномоченного органа государственной власти Брянской области, осуществляющего проведение государственной политики в области социальной защиты населения, который в десятидневный срок уведомляет пенсионера о принятом решении.

Доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления об установлении доплаты к пенсии, но не ранее дня, с которого назначена соответствующая пенсия по старости (инвалидности), и не ранее дня, следующего за днем увольнения с работы.

Из материалов дела следует, что при обращении в департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области по вопросу установления доплаты к назначенной пенсии по старости, ФИО3 был представлен пакет документов в соответствии со статьей 3 Закона Брянской области Закона Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-№ «О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров», в том числе, копия трудовой книжки, решения Злынковского районного Совета народных депутатов от 22 октября 2009 года № 1-7 и от 07 октября 2014 года № 1-6, подтверждающие осуществление ею полномочий Главы Злынковского района с 2009 года по 2014 год, справки администрации Злынковского района Брянской области об осуществлении ею указанных полномочий на непостоянной основе и отсутствии в указанный период выплат по оплате труда, как Главе Злынковского района Брянской области.

Согласно положениям главы IV Устава Злынковского района, в редакциях от 22 мая 2009 года, 08 января 2011 года и 09 января 2014 года (действовавших в период осуществления истцом полномочий Главы Злынковского района), представленного по запросу суда апелляционной инстанции, структуру органов местного самоуправления муниципального образования – Злынковского района составляют: представительный орган - Злынковский районный Совет народных депутатов; глава муниципального образования - Глава Злынковского района; исполнительно-распорядительный орган - администрация Злынковского района, контрольно-счетный орган - Контрольно-счетная палата Злынковского района.

Глава Злынковского района является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения настоящим уставом. Глава Злынковского района избирается Советом народных депутатов из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов районного Совета на срок полномочий Совета народных депутатов и исполняет полномочия его председателя. Глава Злынковского района может исполнять свои полномочия на непостоянной (постоянной) основе.

Уставом Злынковского района главе района, депутату Совета народных депутатов, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета гарантируются, в том числе, условия работы, обеспечивающие осуществление полномочий, право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий главы района, депутата Совета народных депутатов, члена выборного органа местного самоуправления.

Главе района, депутату Совета народных депутатов, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, выплата денежного содержания не предусмотрена.

Исходя из положений Устава Злынковского района о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, депутат может осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, при этом осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты Злынковского районного Совета народных депутатов не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Как следует из материалов дела, согласно записям в трудовой книжке ФИО3, до избрания ее 22 октября 2009 года Главой Злынковского района, она 19 мая 2008 года была избрана на должность генерального директора ОАО «Злынковская передвижная механизированная колонна», уволена с данной должности по собтвенному желанию 31 декабря 2013 года, с 01 января 2014 года по 25 августа 2017 года являлась директором ООО «СтройГарант».

В соответствии со справкой, выданной администрацией Злынковского района Брянской области от 16 августа 2022 года, ФИО3 в период с 22 октября 2009 года по 06 октября 2014 года исполняла полномочия Главы Злынковского района на непостоянной основе, выплаты по оплате труда ей не начислялись и не выплачивались.

При этом согласно истребованным судом апелляционной инстанции сведениям УФНС по Брянской области о доходах (по форме 2 НДФЛ) за 2009- 2014 годы ФИО5 в 2009 -2013 году получен доход по месту работы в ОАО «Злынковская передвижная механизированная колонна», в 2014 году – в ООО «СтройГарант», данных свидетельствующих о получении истцом иных доходов, в том числе, в связи с осуществлением полномочий Главы Злынковского района Брянской области, не имеется.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда об удовлетворении исковых требований ФИО3 о признании за ней права на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии и обязании ответчика установить и выплатить истцу указанную доплату с момента обращения, т.к. документы, которые были представлены ответчику для начисления ей данной доплаты, подтверждают статус ФИО3, как бывшего Главы Злынковского района, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, и не содержат сведений об осуществлении ФИО3 полномочий Главы Злынковского района на постоянной основе, что исключало бы возможность назначения ей доплаты к установленной пенсии по старости в соответствии с Законом Брянской области от 10 июля 2001 года N 50-№ «О доплате к пенсии отдельным категориям пенсионеров».

Судебная коллегия полагает, что имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены верно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

По существу доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в решении суда, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения, само по себе несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом представленных доказательств, не влекут отмену решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Советского районного суда гор.Брянска от 20 февраля 2023 года по делу по иску ФИО3 к департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании решения неправомерным, признании права на ежемесячную доплату к назначенной страховой пенсии, понуждении назначить доплату оставить без изменения, апелляционную жалобу директора департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Н.А.Богородская

Судьи Л.Н.Бобылева

ФИО1

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2023 года