Дело №2-1193/2016 Председательствующий - судья Сухорукова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2200/2016
г.Брянск 14 июня 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей Кулешовой Е.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ИФНС России по г.Брянску НЕА на решение Советского районного суда г.Брянска от 19 февраля 2016 года по делу по иску СВП к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску о принятии налоговой декларации.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя ответчика ИФНС России по г.Брянску ЧИА, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца СВП, судебная коллегия
установила:
СВП обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в 2012 году совместно с супругом САА приобрела квартиру по адресу 1-й <адрес>.Димитрова, <адрес>.
На основании налоговых деклараций за 2012-2013 г.г. САА получил сумму имущественного вычета, ДД.ММ.ГГГГ он умер.
СВП является единственным наследником супруга САА
31 марта 2015 года она представила в ИФНС по г.Брянску налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год с отметкой на титульном листе (представитель налогоплательщика), в рассмотрении которой ей было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих полномочия представителя на подачу декларации.
СВП просила суд обязать ИФНС России по г.Брянску принять к рассмотрению представленную ею 31 марта 2015 года налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год за супруга САА
Решением суда от 19 февраля 2016 года иск удовлетворен.
Суд обязал ИФНС России по г.Брянску принять к рассмотрению от СВП налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год за САА, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе начальник ИФНС России по г.Брянску НЕА просила отменить решение суда как незаконное, основанное на неверном толковании норм материального права, указывая в доводах, что передача наследнику права на имущественный налоговый вычет, принадлежащего наследодателю, не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Судом необоснованно сделан вывод о неправомерности действий инспекции, поскольку заполнение налоговой декларации в порядке не предусмотренном Административным регламентом ФНС является основанием для отказа в приеме налоговой декларации. Отказом в принятии декларации послужило отсутствие предусмотренных регламентом документов, подтверждающих полномочия СВП на подачу декларации за умершего супруга.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что СВП нарушен порядок заполнения налоговой декларации, в связи с непредоставлением документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика, как наследника, а не форма заполнения налоговой декларации, утвержденные приказом ФНС России от 24 декабря 2014 N ММВ-7-11/671@, что не является основанием для отказа в приеме соответствующей налоговой декларации для рассмотрения налоговым органом.
С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, СВП является наследником по закону после смерти САА, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имущества, в том числе ? доли квартиры, общей площадью 78,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, пр.1-й Ст.Димитрова, <адрес>.
Право собственности наследодателя зарегистрировано на основании решения Советского районного суда г.Брянска от 12 декабря 2011 года.
Согласно справке от 27 января 2015 года, выданной нотариусом Брянского нотариального округа Брянской области ГЕВ, по заявлению СВП открыто наследство (наследственное дело №) к имуществу САА, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Дети наследодателя САА и БТА отказались от причитающейся им доли в наследственном имуществе.
Наследственное имущество состоит, в том числе, из денежных средств, составляющих переплату по имущественному налогу на доходы по декларации (форма 3 НДФЛ).
В 2015 году СВП по её заявлению возвращена переплата по налогу на доходы физических лиц в размере 45 145 руб., образовавшаяся в лицевом счете САА по налоговой декларации за 2013 год, что истцом не оспаривалось.
4 марта 2015 года СВП направила в адрес ИФНС России по г.Брянску по почте налоговую декларации по налогу на доходы физических лиц по форма 3-НДФЛ за 2014 год на САА, с отметкой на титульном листе (представитель налогоплательщика).
Письмом от 23 марта 2015 года № ИФНС России по г.Брянску отказала в принятии указанной декларации, в связи с отсутствием документов, подтверждающих полномочия представителя на подачу декларации.
В силу п. 1 ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п. 3 ст. 26 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Налогового кодекса РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 N 99н основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
Следовательно, налоговая декларация должна быть в обязательном порядке подписана законным или уполномоченным представителем налогоплательщика, в случае ее подписания уполномоченным представителем к ней в обязательном порядке должна быть приложена доверенность, выданная уполномоченному представителю, с указанием в ней права на подписание от имени налогоплательщика налоговой отчетности.
Отсутствие в декларации подписи законного или уполномоченного представителя, подтверждающей достоверность и полноту указанных в ней сведений, равно как и не приложение (не представление) вместе с декларацией, подписанной уполномоченным представителем, доверенности, подтверждающей его полномочия, влечет отказ налогового органа в принятии такой декларации на основании пункта 4 статьи 80 и пункта 28 Административного регламента ввиду отсутствия подтверждения налогоплательщиком достоверности и полноты указанных в ней сведений.
Таким образом, наличие в представленной истцом декларации подписи неуполномоченного лица не может свидетельствовать об указании конкретным налогоплательщиком в такой декларации достоверных и полных сведений, в связи с чем налоговый орган правомерно отказал СВП в приеме к учету декларации за 2014 год. Действия налогового органа совершены в соответствии с законом, в пределах его полномочий, права и свободы заявителя СВП не нарушены.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска СВП
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что СВП не лишена возможности обратиться в суд с требованием о включении налогового вычета в наследственную массу к имуществу САА, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Отменить решение Советского районного суда г.Брянска от 19 февраля 2016 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска СВП о принятии налоговой декларации, предъявленного к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда Е.В. Кулешова
С.А. Алейникова