НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 13.11.2018 № 2-1932/18

Дело № 2-1932/2018 Председательствующий судья Бурлина Е.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3826/2018

гор. Брянск 13 ноября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей областного суда Алейниковой С.А.,

Маклашова В.И.,

при секретаре Смольняковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тимошина И.Е. на решение Советского районного суда г. Брянска от 04 июля 2018 года по делу по иску Мазькова Григория Ивановича к Департаменту строительства Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным отказа, о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, об обязании совершить действия.

Заслушав доклад по делу судьи Сидоренковой Е.В., объяснения представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Клюева С.В., возражения представителя Мазькова Г.И. – Стефуришина А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мазьков Г.И. обратился в суд с указанным иском к Департаменту строительства Брянской области, указывая на то, что является собственником недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Истец обратился в Комиссию по рассмотрению заявлений и документов от граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с приложением всех необходимых документов. Решением комиссии ему было отказано в выплате компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества по причине завышения оценки имущества. Не согласившись с данным отказом, он обратился в суд. Ранее решением Советского районного суда г. Брянска от 28 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных им требований было отказано со ссылкой на то, что регистрация Мазькова Г.И. в «чистой зоне» носит формальный характер и была осуществлена исключительно с целью получения компенсации за утраченное имущество.

В мае 2017 года истец изменил адрес места жительства и адрес регистрации. В настоящее время истец проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. В июне 2017 года он повторно обратился в Департамент строительства и архитектуры Брянской области с заявлением о выплате компенсации за утраченное имущество в связи с его радиационным загрязнением. Ответом Департамента строительства и архитектуры Брянской области от "дата" ему было отказано во включении в список граждан на получение компенсации за отчуждаемое имущество, в связи с наличием решения Советского районного суда г. Брянска. С данным отказом истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что в силу положений постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 869, которым утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, единственным запретом на обращение в комиссию по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации является обращение в отношении имущества, за которое уже выплачена единовременная денежная компенсация. Кроме того, считает необоснованной ссылку на решение суда от 28 апреля 2017 года, поскольку в настоящее время изменились обстоятельства, а именно- место его жительства и регистрации, которые не были предметом исследования судом при вынесении указанного решения.

Представитель истца Стефуришин А.Н., с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области -АС от "дата" в выплате Мазькову Г.И. компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать за Мазьковым Г.И. право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно: жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный по адресу: <адрес> обязать рассмотреть заявление Мазькова Г.И. в порядке, установленном действующим законодательством.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 04 июля 2018 года удовлетворены исковые требования Мазькова Г.И.

Суд решил признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области -АС от "дата" в выплате Мазькову Григорию Ивановичу компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать за Мазьковым Григорием Ивановичем право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно: жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный по адресу: <адрес>; обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области рассмотреть заявление Мазькова Григория Ивановича о выплате единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с пунктом 5 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 869.

В апелляционной жалобе директор Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тимошин И.Е. просит отменить решение суда, как постановленное незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального права. Указывает, что истцом не было представлено доказательств, подтверждающих право на единовременную денежную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества, а именно, данных о том, что спорное имущество, в том числе и ряд построек, принадлежало истцу на дату - 01.01.1994 года. Считает, что справка Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области, подтверждающая право собственности истца, не является правоустанавливающим документом. Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.07.2015 г., дата регистрации указана после 01.01.1994 г.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Клюев С.В. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда.

Представитель Мазькова Г.И. – Стефуришин А.Н. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Как следует из материалов дела, Мазькову Г.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Мазьков Г.И. обратился в Департамент строительства и архитектуры Брянской области с заявлением о выплате компенсации за утраченное имущество в связи с его радиационным загрязнением.

Комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол о "дата") принято решение об отказе во включении Мазькова Г.И. в список граждан на получение компенсации за отчуждаемое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, по причине наличия решения Советского районного суда г. Брянска, которым Мазькову Г.И. было отказано в удовлетворении требований о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС со ссылкой на то, что регистрация в «чистой зоне» носит формальный характер и была осуществлена исключительно с целью получения компенсации за утраченное имущество.

Удовлетворяя исковые требования Мазькова Г.И. о признании незаконным отказа Комиссии Департамента строительства и архитектуры Брянской области, суд первой инстанции исходил из установления факта проживания Мазькова Г.И. в спорном жилом помещении, владения и пользования недвижимым имуществом по состоянию на 01 января 1994 года, а так же регистрации в настоящее время истца в «чистой зоне», т.е. его выезда из загрязненной зоны.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда исходя из следующего.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно пункта 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.

Гражданам, имевшим по состоянию на 01 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

В отношении имущества, за которое была выплачена единовременная денежная компенсация, предусмотренная настоящим пунктом, повторная выплата указанной денежной компенсации не осуществляется.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.

Определяют порядок предоставления гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 869, согласно частям 2,3 которых предоставление компенсации, включающей в себя стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 г., стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, а также стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, и утраченных садово-ягодных насаждений, посевов (далее - утраченное имущество), производится гражданам, указанным в пунктах 6 и 11 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, основанием для предоставления гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения в порядке статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС является факт нахождения у них по состоянию на 01 января 1994 года в собственности (пользовании) строений (жилых помещений, садовых домиков, дач, гаражей, хозяйственных построек).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня представления гражданином заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме (пункт 5). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (пункт 6).

Постановлением Администрации Брянской области от 11 октября 2010 года № 1021 Департамент строительства и архитектуры Брянской области был определен органом исполнительной власти Брянской области, организующим работу по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 2).

Согласно пункта 4 Постановления администрации Брянской области от 11 октября 2010 года № 1021 выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, сформированных Департаментом строительства и архитектуры Брянской области и утвержденных распоряжением администрации области, за исключением списков граждан, сформированных на основании судебных актов, вступивших в законную силу.

Указом Губернатора Брянской области № 34 от 16 февраля 2018 года в целях оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти Брянской области функции Департамента строительства Брянской области с 16 апреля 2018 года по осуществлению организационно- технического обеспечения деятельности комиссий по вопросам выплаты компенсации за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС переданы Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пгт. Вышков отнесен к зоне отселения.

Согласно справке Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области от "дата", указанный жилой дом до 01 января 1994 года принадлежал Мазькову Г.И. на праве частной собственности.

Согласно техническому паспорту объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленного ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» Новозыбковский филиал по состоянию на 14 апреля 2014 года, в состав указанного объекта входят: жилой дом 1974 года постройки, жилая пристройка - 1980 года постройки, три сарая - 1979 года постройки, баня - 1984 года постройки, погреб - 1979 года постройки.

Согласно справке от "дата", выданной Вышковской поселковой администрацией Злынковского района Брянской области, а так же сведениям из домовой книги домовладения, расположенного по адресу: <адрес> следует, что в период с 26 апреля 1986 года по 18 января 2013 года Мазьков Г.И. проживал по адресу: <адрес> в период с "дата" по "дата" в д. Гута; в период с "дата" по "дата" в <адрес>.

Согласно справке Павловской сельской администрации от "дата" Мазьков Г.И. в период с 10 июля 2015 года по 13 мая 2017 года был зарегистрирован по месту жительства на территории Павловского сельского поселения по адресу: <адрес>. С 13 мая 2017 года по настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (справка Речицкой сельской администрации Почепского района Брянской области от "дата").

Согласно справке Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области от "дата", акта обследования жилого помещения от "дата", составленного комиссией Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области, рапорта участкового полиции УУП отделения полиции МО МВД России «Новозыбковский» капитана полиции Ю. от "дата", в домовладении, расположенном по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает.

Выезд истца из вышеуказанного домовладения и проживание по адресу: <адрес> подтверждается рапортом Ст. УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Почепский» Г. от "дата", из которого следует, что с "дата" истец зарегистрирован и проживает в доме по адресу: <адрес>, работает вахтовым методом в г. Москва.

На основании удостоверения от "дата", Мазьков Г.И. является лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения.

Ранее данное имущество в качестве утраченного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не сдавалось, что подтверждается справкой Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области от "дата".

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о признании незаконным отказа во включении Мазькова Г.И. в список граждан на получение компенсации за отчуждаемое имущество, признании за ним права на получение компенсации за утраченное имущество, поскольку истец проживал в спорном домовладении, владел, пользовался им по состоянию на 01 января 1994 года, в последующем выехал из загрязненной зоны и проживает в «чистой зоне».

Как верно указал суд, отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области во включении истца в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество, со ссылкой на наличие решения Советского районного суда г. Брянска от 28 апреля 2017 года является незаконным, так как при обращении в Департамент строительства и архитектуры Брянской области в июне 2017 года Мазьковым Г.И. были указаны иные основания, которые не были приняты во внимание и не рассмотрены исполнительным органом.

При указанных обстоятельствах, поскольку за Мазьковым Г.И. признано право на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд обоснованно, с учетом полномочий, предоставленных Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, пришел к выводу об обязании ответчика совершить действия по включению истца в список граждан на получение компенсации.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 04 июля 2018 года по делу по иску Мазькова Григория Ивановича к Департаменту строительства Брянской области, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконным отказа, о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, об обязании совершить действия- оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тимошина И.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда С.А. Алейникова

В.И. Маклашов