НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 12.09.2023 № 2-1001/2023УИД320033-01-2023-000833-13П

Дело №2-1001/2023 УИД 32RS0033-01-2023-000833-13 Председательствующий Ткаченко Т.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-2965/2023

г. Брянск 12 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей Алейниковой С.А., Цуканова Д.А.,

при секретаре Михалевой И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 20 июня 2023 г. по иску ФИО1 к Арбитражному суду Брянской области о признании недействительным пункта 4.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Арбитражного суда Брянской области, утвержденного приказом Арбитражного суда Брянской области от 28 февраля 2023 года № 17, о признании недействительным приказа председателя Арбитражного суда Брянской области от 4 мая 2023 года № 32/мп о внесении изменений в приказ Арбитражного суда Брянской области от 3 мая 2023 года № 31/мп, взыскании единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Сидоренковой Е.В., объяснения представителей ответчика- Арбитражного суда Брянской области ФИО2, ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к Арбитражному суду Брянской области. В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ непрерывно проходила государственную гражданскую службу и последовательно замещала должности <данные изъяты>

ФИО1 3 мая 2023 г. обратилась к представителю нанимателя с заявлением о предоставлении части очередного оплачиваемого отпуска, и с заявлениями о выплате двух окладов месячного денежного содержания к указанному отпуску и материальной помощи в размере одного должностного оклада. Приказом представителя нанимателя от 3 мая 2023 г. истцу с 4 мая 2023 г. предоставлена часть очередного оплачиваемого отпуска, продолжительностью 14 календарных дней, 5 мая 2023 г. выплачено денежное содержание за 14 календарных дней очередного оплачиваемого отпуска в размере <данные изъяты>, 11 мая 2023 г. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, рассчитанные представителем нанимателя пропорционально отработанному в календарном году времени в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно. Предоставляя единовременную выплату к очередному оплачиваемому отпуску и материальную помощь пропорционально отработанному в календарном году времени, представитель нанимателя применил пункты 4.2 и 4.3 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Арбитражного суда Брянской области, утвержденного приказом Арбитражного суда Брянской области от 28 февраля 2023 года № 17.

Между тем, порядок единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска определен пунктом 11 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который не наделяет представителя нанимателя правом определять порядок такой выплаты в зависимости от количества предоставленных дней отпуска, поскольку единовременная выплата является дополнительной гарантией права государственного гражданского служащего на достойный отдых.

Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, положения статей 46, 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статей 5, 236, 237 ТК РФ, уточнив заявленные требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, ФИО1 просила суд:

признать недействительным пункт 4.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Арбитражного суда Брянской области, утвержденного приказом Арбитражного суда Брянской области от 28 февраля 2023 года № 17;

признать недействительным приказ председателя Арбитражного суда Брянской области от 4 мая 2023 г. о внесении изменений в приказ от 3 мая 2023 г. в части предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска пропорционально отработанному времени;

взыскать с Арбитражного суда Брянской области в пользу ФИО1 сумму единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 28506 рублей 73 копейки; денежную компенсацию за период с 6 мая 2023 г. по 18 мая 2023 г. на основании статьи 236 ТК РФ в размере 185 рублей 29 копеек, и с 19 мая 2023 года по день фактического расчета включительно; почтовые расходы в размере 595 рублей 50 копеек; компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей; обязать Арбитражный суд Брянской области уплатить НДФЛ в размере 4259 рублей 10 копеек.

Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 20 июня 2023 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение Фокинского районного суда г. Брянска от 20 июня 2023 г., как вынесенное с неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права.

Указывает, что п. 4.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Арбитражного суда Брянской области, утвержденного приказом Арбитражного суда Брянской области от 28.02.2023 г. №17 и п. 4.1 Порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы судебного департамента, утвержденного Приказом Судебного Департамента от 27.03.2007 г. №41, в ред. Приказа Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22.07.2022 г. №121 противоречат п. 11 ст. 46 Федерального закона 27.07.2004 г. №79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по смыслу которого возможность предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему пропорционально отработанному в календарном году времени исключена, поскольку данная норма закона четко регламентирует, что единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания предоставляется один раз в год при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска.

Полагает, что суд при принятии решения не указал мотивы, по которым не применил п. 11 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Не исследованы и не получили правовой оценки ссылки истца на положения иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующие вопросы выплаты заявленных к взысканию сумм.

Заявляет о дискриминации в сфере предоставления ответчиком дополнительных выплат и оплаты труда, выраженной в преимущественном положении одних государственных служащих, получивших полную выплату в текущем году, перед другими, необоснованно получившими выплату пропорционально отработанному времени.

В отзыве на апелляционную жалобу председатель Арбитражного суда Брянской области Егоров Е.И. просил решение Фокинского районного суда г. Брянска от 27 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Представители ответчика- Арбитражного суда Брянской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы.

Представитель третьего лица - Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ФИО4 представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ г. являлась <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. между представителем нанимателя в лице председателя Арбитражного суда Брянской области и ФИО1 был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Арбитражном суде Брянской области, ФИО5 назначена на должность государственной гражданской службы- <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ г. дополнительным соглашением о внесении изменений в служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ г., гражданскому служащему ФИО1 установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере <данные изъяты> в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 35 процентов этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 0,3 должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов месячного денежного содержания на основании заявления государственного гражданского служащего, и материальной помощи, предусмотренной соответствующими федеральными законами и иными нормативными актам; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3 мая 2023 г. ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней, ДД.ММ.ГГГГ г., и с заявлением о выплате материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В материалы дела представлен график отпусков сотрудников суда на 2023 г., утвержденный председателем Арбитражного суда Брянской 9 декабря 2022 года, в соответствии с которым ФИО1 должен быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в количестве 28 календарных дней, из которых: 17 календарных дней ежегодного основного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ г.; 10 календарных дней- дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ г., за период работы с 12 января 2022 г. по 1 января 2023 г.; 1 календарный день ежегодного оплачиваемого отпуска ДД.ММ.ГГГГ. за период с 12 января 2023 г. по 11 января 2024 г.

Приказом председателя Арбитражного суда Брянской области от 3 мая 2023 г. ФИО1 за период с 12 января 2022 г. по 11 января 2023 г. предоставлен ежегодный основной оплачиваемой отпуск на 14 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ г. В тот же день ФИО1 была ознакомлена с приказом.

Также был издан приказ председателя Арбитражного суда Брянской области от 3 мая 2023 г. в соответствии с которым на основании Положения Арбитражного суда Брянской области ФИО1 надлежало произвести единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов месячного содержания и материальную помощь в размере одного должностного оклада.

4 мая 2023 г. ФИО1 обратилась с заявлением об освобождении от замещаемой должности и увольнении с федеральной государственной гражданской службы 18 мая 2023 г. по собственной инициативе.

Согласно служебной записке главного бухгалтера Арбитражного суда Брянской области в адрес руководителя, в связи с поступившим 4 мая 2023 г. заявлением об увольнении с федеральной государственной гражданской службы с 18 мая 2023 г. ФИО1, выплата материальной помощи и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть выплачена за фактически отработанное время; просил внести изменения в приказ председателя Арбитражного суда Брянской области от 3 мая 2023 г. «О единовременной выплате и об оказании материальной помощи ФИО1».

Приказом председателя Арбитражного суда Брянской области от 04 мая 2023 года внесены изменения в приказ от 3 мая 2023 г. следующего содержания: выплатить единовременную выплату из расчета предусмотренных законодательством двух окладов денежного содержания пропорционально отработанному времени, за пять полных отработанных месяцев в 2023 г.; выплатить материальную помощь из расчета предусмотренного законодательством одного должностного оклада пропорционально отработанному времени, за пять полных отработанных месяцев в 2023 г.

Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривалось, что указанные изначально в приказе от 03 мая 2023 года суммы выплат ФИО1 не начислялись, и, соответственно, не выплачивались.

Согласно справке работодателя, представленной в материалы дела, ФИО1 в мае 2023 г. начислены и выплачены суммы денежного содержания и иных дополнительных выплат: 1) денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 14 дней, на основании приказа Арбитражного суда Брянской области от 3 мая 2023 г. – <данные изъяты>; 2) материальная помощь из расчета одного должностного оклада пропорционально отработанному времени, за пять полных отработанных месяцев в 2023 году, на основании приказа председателя Арбитражного суда Брянской области от 4 мая 2023 г. -<данные изъяты>; 3) единовременная выплата к отпуску из расчета двух окладов денежного содержания пропорционально отработанному времени, за пять полных отработанных месяцев в 2023 г., на основании приказа председателя Арбитражного суда Брянской области от 4 мая 2023 г.-<данные изъяты>; 4) компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении за 29,6 дней, на основании приказа председателя Арбитражного суда Брянской области 4 мая 2023 г.-<данные изъяты>; 5) денежное содержание за 2 рабочих дня мая 2023 г. -<данные изъяты> рублей; 6) премия за выполнение особо важных и сложных заданий за фактически отработанное время в мае 2023 г., на основании приказа председателя Арбитражного суда Брянской области от 16 мая 2023 г. -<данные изъяты> рублей.

4 мая 2023 г. на основании приказа председателя Арбитражного суда Брянской области ФИО1 освобождена от должности и уволена ДД.ММ.ГГГГ по инициативе гражданского служащего в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», соответствующая запись внесена в трудовую книжку истца.

Приказом председателя Арбитражного суда Брянской области от 28 февраля 2023 г. утверждены «Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Арбитражного суда Брянской области».

С указанным Положением Арбитражного суда Брянской области истец ознакомлена 6 марта 2023 г.

Пунктом 4.2 Положения установлено, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается гражданскому служащему пропорционально отработанному в календарном году времени, в том числе при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в текущем календарном году, при предоставлении отпуска с последующим увольнением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части оспаривания пункта 4.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Арбитражного суда Брянской области», утв. приказом Арбитражного суда Брянской области от 28 февраля 2023 г. №17, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительные выплаты, к которым отнесена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, производятся из фонда оплаты труда государственных служащих, и председатель Арбитражного суда Брянской области в силу части 4 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между различными выплатами, он же вправе самостоятельно определять и Порядок единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим Арбитражного суда Брянской области, в отношении которых является представителем нанимателя.

Рассматривая требования истца о признании недействительным приказа председателя Арбитражного суда Брянской области от 4 мая 2023 г. «О внесении изменений в приказ от 3 мая 2023 года /мп» в части предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска пропорционально отработанному времени, взыскании недоплаченной суммы единовременной выплаты в размере 28 506 рублей 73 копейки, суд исходил из того, что у истца ежегодный оплачиваемый отпуск был запланирован с ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 последовательно обращалась с заявлениями о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ г., об увольнении 18 мая 2023 г., следовательно, начисление единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску пропорционально отработанному времени за пять полных месяцев в 2023 г. на основании пункта 4.2 Положения Арбитражного суда <адрес> является законным.

Поскольку нарушения прав истца со стороны ответчика судом первой инстанции не установлено, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании компенсации за задержку выплат при предоставлении отпуска, компенсации морального вреда, судебных расходов.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся, в том числе единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Частью 2 статьи 44 Федерального конституционного закона от 28 апреля1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Как следует из абзаца первого пункта 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее также - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим, в том числе, организационное обеспечение деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»).

Согласно пункту 18 части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент организует материальное и социальное обеспечение, в том числе работников аппаратов судов.

На основании пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Генеральный директор Судебного департамента издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности.

Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 марта 2007 г. № 41 (в редакции №121 от 19 декабря 2022 г.) утвержден Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента (далее- Порядок).

Согласно пункту 4.1 Порядка при предоставлении федеральному государственному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в течение календарного года на основании его заявления производится единовременная выплата в размере двух окладов месячного содержания.

В случае предоставления гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска по частям выплата производится один раз в год при предоставлении части отпуска продолжительностью не менее 14 календарных дней, о чем он указывает в своем заявлении о предоставлении основного оплачиваемого отпуска.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается гражданскому служащему пропорционально отработанному в календарном году времени, в том числе при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в текущем календарном году, в том числе в связи с достижением предельного возраста пребывания на федеральной государственной гражданской службе, а также при предоставлении отпуска с последующим увольнением.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий, в том числе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Арбитражного суда Брянской области, утвержденного приказом Арбитражного суда Брянской области от 28 февраля 2023 г. № 17 (далее-Положение Арбитражного суда Брянской области).

Согласно статье 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (часть 1); ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя (часть 9); при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (часть 11).

Таким образом, приведенной выше нормой права определен период времени (1 календарный год), в который государственный гражданский служащий вправе получить единовременную выплату, выплачиваемую один раз в год по письменному заявлению государственного гражданского служащего, одновременно с выплатой денежного содержания за период оплачиваемого отпуска.

Пунктом 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что дополнительные выплаты, к которым отнесены, в том числе единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа (часть 1); при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (часть 2); порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 4).

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 751 в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ утвержден Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории «Сириус» и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус».

Пунктом 8 Порядка установлено, что председатель федерального арбитражного суда вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального арбитражного суда, между выплатами, установленными пунктом 3 настоящего Порядка, включающими в себя (месячного оклада федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны; премий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи).

В обоснование своей позиции по делу, представители ответчика в суде апелляционной инстанции ссылались также на письмо Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 07.07.2023 г. №СД -12/5486, из которого следует, что средства, указанные подпункте «ж» п. 3 Порядка, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2021 г. №751 предусматриваются на каждую штатную должность гражданской службы. Вместе с тем, в течение года штатную должность могут замещать не один гражданский служащий, а два и более. Таким образом, предусмотренные фондом оплаты труда средства должны быть распределены на всех гражданских служащих, замещающих одну и ту же конкретную должность гражданской службы. Осуществление единовременной выплаты к отпуску и оказание материальной помощи в полном размере всем гражданским служащим, замещающим одну и ту же должность гражданской службы в календарном году, может повлечь образование дебиторской задолженности по выплате заработной платы, влекущей административную (часть 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголовную (статья 145.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации) ответственность работодателя.

С учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не указаны мотивы, по которым не применен п. 11 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являлись предметом оценки суда первой инстанции.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что пункт 4.2 Положения, утвержденного Приказом Арбитражного суда Брянской области от 28 февраля 2023 г. №17, в силу которого единовременная выплата выплачивается пропорционально отработанному в календарном году времени, не противоречит п.11 ст.46 указанного ФЗ, поскольку оспариваемым пунктом Положения определение размера единовременной выплаты поставлено в зависимость от фактически отработанного времени в году, что соответствует общему порядку ее выплаты и дискриминационным не является, поскольку не ставит лиц, на которых распространяется ее действие, в неравное положение по сравнению с другими государственными гражданскими служащими. Такое правовое регулирование основано на объективных критериях и не может расцениваться как противоречащее ФЗ №79, и, соответственно, как нарушающее права истца.

Таким образом, оснований для признания п.4.2 Положения недействительным и удовлетворения иных требований истца у суда первой инстанции не имелось.

В рассматриваемом случае, единовременная выплата к отпуску истцу была правомерно рассчитана и выплачена пропорционально отработанному сотрудником времени.

Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе ссылка на положения иных федеральных органов исполнительной власти, основаны на неверном понимании норм права и не являются основанием к отмене правильного по существу судебного акта.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 20 июня 2023 г.– оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через Фокинский районный суд г. Брянска.

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда С.А. Алейникова

Д.А. Цуканов

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2023 г.