НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 12.04.2022 № 2А-964/2021

Дело № 2а-964/2021 Председательствующий – судья Гуляева Л.Г.

УИД 32RS0008-01-2021-001473-65

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 33а-990/2022

г. Брянск 12 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Петраковой Н.П.

судей областного суда Ильюхиной О.Г.

Сокова А.В.

при секретаре Ласой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Пискунова Игоря Сергеевича на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 17 декабря 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области к Пискунову Игорю Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Петраковой Н.П., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Брянской области обратилась в суд с административным иском к Пискунову И.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на то, что административный ответчик с 16 октября 2020 года по 29 апреля 2021 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.

За период с 16 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года Пискунову И.С. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 6 803,61 рублей. В связи с тем, что обязанность в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование административным ответчиком не исполнена в установленный законом срок, административным истцом ему начислены пени за период с 1 января 2021 года по 14 апреля 2021 года за неуплату страховых взносов на ОПС в общей сумме 101,60 рублей.

Помимо этого, Пискунов И.С. является плательщиком УСН.

13 октября 2020 года Пискуновым И.С. в Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области по ТКС предоставлена первичная декларация по УСН за 2019 год с суммой дохода за 1 квартал 2019 года - 50 000 рублей, исчисленный авансовый платеж за 1 квартал 2019 года составил 57 000 рублей.

10 марта 2021 года Пискуновым И.С. в Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области по ТКС предоставлена первичная декларация по УСН за 2019 год с суммой дохода за 1 квартал 2019 года - 2 450 000 рублей, исчисленный авансовый платеж за 1 квартал 2019 года составил 147 000 рублей, в связи с чем, сумма к доплате по авансовому плату за 1 квартал 2019 года составила - 90 000 рублей. При этом, авансовый платеж за 1 квартал 2019 года в размере 90 000 рублей по сроку 25 апреля 2020 года в бюджетную систему Российской Федерации не оплачена, таким образом у административного ответчика образовалась недоимка по УСН за 2019 год. В связи с тем, что обязанность по уплате УСН Пискуновым И.С. не была выполнена, административному ответчику начислены пени за период с 16 июня 2019 года по 29 марта 2021 года в сумме 12 013,50 рублей; с 26 апреля 2019 года по 14 апреля 2021 года в сумме 229,50 рублей.

В установленный законом срок обязательные платежи административным ответчиком оплачены не были, в связи с чем, в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику 15 апреля 2021 года, 29 марта 2021 года и 19 марта 2021 года направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в том числе пени за неуплату страховых взносов на ОПС и пени за неуплату УСН.

Указанные требования также до настоящего времени не исполнены.

Межрайонная ИФНС России № 5 по Брянской области просила взыскать с Пискунова И.С. сумму в размере 109 148,21 рублей, из которых УСН за 1 квартал 2019 года в размере 90 000 рублей, страховые взносы на ОПС за 2019 год в размере 6 803,61 рублей, пени за неуплату УСН в размере 229,50 рублей и 12 013,50 рублей, пени за неуплату страховых взносов на ОПС в размере 74,22 рублей и 27,38 рублей.

Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 17 декабря 2021 года заявленные требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области удовлетворены в полном объеме.

Суд взыскал с Пискунова И.С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области задолженность в размере 109,148,21 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 3 383 рублей.

В апелляционной жалобе Пискунов И.С. просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, указывает, что суд взыскал с него обязательные платежи за период 1 квартал 2019 года, когда он не являлся индивидуальным предпринимателем и не являлся плательщиком УСН.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы, но НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 229 Кодекса в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 229 Кодекса, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

В силу пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Как следует из материалов дела, Пискунов И.С. с 16 октября 2020 года по 29 апреля 2021 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.

За период с 16 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года Пискунову И.С. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 6 803,61 рублей.

В связи с тем, что обязанность в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование административным ответчиком не исполнена в установленный законом срок, административным истцом ему начислены пени за период с 1 января 2021 года по 14 апреля 2021 года за неуплату страховых взносов на ОПС в общей сумме 101,60 рублей.

Кроме того, Пискунов И.С. является плательщиком УСН.

13 октября 2020 года Пискуновым И.С. в Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области по ТКС предоставлена первичная декларация по УСН за 2019 год с суммой дохода за 1 квартал 2019 года - 50 000 рублей, исчисленный авансовый платеж за 1 квартал 2019 года составил 57 000 рублей.

10 марта 2021 года Пискуновым И.С. в Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области по ТКС предоставлена первичная декларация по УСН за 2019 год с суммой дохода за 1 квартал 2019 года - 2 450 000 рублей, исчисленный авансовый платеж за 1 квартал 2019 года составил 147 000 рублей, в связи с чем, сумма к доплате по авансовому плату за 1 квартал 2019 года составила - 90 000 рублей. При этом, авансовый платеж за 1 квартал 2019 года в размере 90 000 рублей по сроку 25 апреля 2020 года в бюджетную систему Российской Федерации не оплачена, таким образом у административного ответчика образовалась недоимка по УСН за 2019 год. В связи с тем, что обязанность по уплате УСН Пискуновым И.С. не была выполнена, административному ответчику начислены пени за период с 16 июня 2019 года по 29 марта 2021 года в сумме 12 013,50 рублей; с 26 апреля 2019 года по 14 апреля 2021 года в сумме 229,50 рублей.

В порядке досудебного урегулирования спора административному ответчику направлены требование от 15 апреля 2021 года №13334 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в том числе пени за неуплату страховых взносов на ОПС, начисленных за период с 1 января 2021 года по 18 марта 2021 года в размере 74,22 рублей, требование от 29 марта 2021 № 12107 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в том числе УСН за 1 квартал 2019 года в размере 90 000 рублей, пени за неуплату УСН с 26 апреля 2021 года по 28 марта 2021 года в сумме 12013,50 рублей, требование от 19 марта 2021 года № 7672 об уплате налога, сбора, пени штрафа, в том числе страховые взносы на ОПС за 2019 год в размере 6803,61 рублей. Пени за неуплату страховых взносов на ОПС, начисленные с 19 марта 2021 года по 14 апреля 2021 года в сумме 27,38 рублей.

Общая сумма задолженности составила - 109 148,21 рублей.

Поскольку сумма задолженности не оплачена в порядке досудебного урегулирования спора, Инспекция в порядке статьи 48 НК РФ обратилась к мировому судье судебного участка №27 Дятьковского судебного района Брянской области с заявлением о вынесении судебного приказа, который определением мирового судьи судебного участка № 27 Дятьковского судебного района Брянской области от 12 июля 2021 года отменен 9 августа 2021 года.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, учитывая вышеуказанные положения статей Налогового кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что Пискуновым И.С. не была исполнена обязанность в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, административным истцом правомерно начислены страховые взносы за период с 16 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года и пени за их неуплату за период с 1 января 2018 года по 18 марта 2021 года и за период с 19 марта 2021 года по 14 апреля 2021 года. Кроме того, Пискуновым И.С. не исполнена обязанность по уплате недоимки по УСН за 2019 года, в связи с чем, административным истцом также правомерно начислены пени за неуплату УСН за 1 квартал 2019 года.

Доказательств исполнения обязанности по уплате обязательных платежей административным ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.

Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не является плательщиком обязательных платежей за 1 квартал 2019 года, в связи с утратой статуса индивидуального предпринимателя, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку согласно приобщенной к материалам дела выписки из ЕГРИП, Пискунов И.С. с 7 апреля 2016 года по 23 апреля 2019 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, начисление административным истцом недоимки по УСН за 1 квартал 2019 года является законным и правомерным.

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием для неуплаты налогов. В случае в дальнейшем утраты статуса индивидуального предпринимателя сохраняется обязанность уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Ссылки в жалобе на то, что налоговый орган не вправе был принимать уточненную декларацию по УСН в связи с утратой Пискуновым И.С. статуса индивидуального предпринимателя, и, следовательно, начислять недоимку по уточненной декларации по УСН, также отклоняются коллегий по следующим основаниям.

Согласно выписке из ЕГРИП, Пискунов И.С. с 16 октября 2020 года по 29 апреля 2021 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Административный ответчик являлся плательщиком УСН.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии со статьей 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, при этом авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Пунктом 8 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено, что, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с указанным пунктом статьи 346,13 Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения (пункт 2 статьи 346.23 Кодекса).

Как было отмечено выше, 13 октября 2020 года Пискуновым И.С. в Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области представлена первичная декларация по УСН за 2019 год с суммой дохода за 1 квартал 2019 года – 950 000 рублей, исчисленный авансовый платеж за 1 квартал 2019 года составил 57 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

10 марта 2021 года Пискуновым И.С. в Межрайонную ИФНС России №5 по Брянской области представлена уточнённая декларация по УСН за 2019 год с суммой дохода за 1 квартал 2019 года – 2 450 000 рублей, исчисленный авансовый платеж за 1 квартал 2019 года составил 147 000 рублей, в связи с чем, сумма к доплате по авансовому платежу за 1 квартал 2019 года составила 90 000 рублей.

Таким образом, Пискуновым И.С. на момент подачи уточненной налоговой декларации имел статус индивидуального предпринимателя, в связи, с чем доводы налогоплательщика о том, что Пискунов И.С. не вправе предоставлять уточнению налоговую декларацию является необоснованным.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия полагает правильным вывод суда об удовлетворении административных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 17 декабря 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области к Пискунову Игорю Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций - оставить без изменения, апелляционную жалобу Пискунова Игоря Сергеевича - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Апелляционное определение изготовлено 19 апреля 2022 года.

Председательствующий Петракова Н.П.

Судьи областного суда Ильюхина О.Г.

Соков А.В.