НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 10.02.2022 № 2А-636/2021

Дело № 2а-636/2021 Председательствующий судья Фирсова А.Н.

32RS0020-01-2021-000851-34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-392/2022 (33а-4020/2021)

г. Брянск 10 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего

Петраковой Н.П.,

судей областного судапри секретаре

Ильюхиной О.Г., Кулешовой Е.В. Пешей Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Половинкина А.Д. на решение Навлинского районного суда Брянской области от 29 октября 2021 года по административному делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к Половинкину <данные изъяты> о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., пояснения представителя административного истца МИФНС России № 5 по Брянской области Калачинского В.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой служба № 5 по Брянской области (далее МИФНС № 5 по Брянской области) обратилась в суд с административным иском к Половинкину А.Д. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям. В обоснование заявленных требований указала, что Половинкин А.Д. состоит на учете в налоговом органе как <данные изъяты>, в связи с чем является плательщиком страховых взносов, при этом обязанность по уплате страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию и пенсионному страхованию за 2020 год им не исполнена, в связи с чем образовалась задолженность. Кроме того, Половинкин А.Д. является плательщиком транспортного налога и налога на доходы физических лиц. Вместе с тем административный ответчик не исполнил обязанность по исполнению налогового законодательства в установленный срок, в связи с чем ему были начислены пени.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, инспекция, с учетом последующих уточнений исковых требований, просила суд взыскать с Половинкина А.Д. задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 43 344 руб. 81 коп., в том числе:

- пени за неуплату транспортного налога за 2014, 2015, 2016 год, исчисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 436 руб. 68 коп.;

- пени за неуплату транспортного налога за 2017 год, исчисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 222 руб. 92 коп.;

- пени за неуплату авансовых платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57 руб. 96 коп.;

- пени за неуплату авансовых платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 530 руб. 22 коп.;

- пени за неуплату авансовых платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 123 руб. 44 коп.;

- пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 549 руб. 59 коп.;

- пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год, начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 202 руб. 57 коп.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб.;

- пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 275 руб. 81 коп.;

- пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год, начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 71 руб. 62 коп.

Решением Навлинского районного суда Брянской области от 29.10.2021 исковые требования МИФНС России № 5 по Брянской области удовлетворены.

Суд взыскал с Половинкина А.Д. в пользу МИФНС России № 5 по Брянской области задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 43 344 руб. 81 коп.

В апелляционной жалобе административный ответчик Половинкин А.Д. просит решение Навлинского районного суда Брянской области от 29.10.2021 отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что взыскание страховых взносов с пенсионера по старости является незаконным, несмотря на осуществление им адвокатской деятельности. Полагает, что административный истец обратился в суд с настоящим иском с пропуском установленного законом срока. Кроме того, ссылается, что не получал налоговые уведомления об уплате обязательных платежей, а также требование налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обязанности по уплате налога, по его мнению, не возникло.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу заместитель начальника МИФНС № 5 по Брянской области Голубина Т.М. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца МИФНС № 5 по Брянской области Калачинский В.В. полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в порядке статьи 150 КАС РФ в отсутствие административного ответчика Половинкина А.Д., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, в том числе приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке части 2 статьи 308 КАС РФ дополнительно представленные административным ответчиком документы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), выслушав представителя административного истца МИФНС России № 5 по Брянской области Калачинского В.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Половинкин А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет деятельность адвоката.

Обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год на ОПС в размере 32 448 руб. и на ОМС в размере 8 426 руб. административным ответчиком не исполнена.

Кроме того, административный ответчик является собственником автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , с ДД.ММ.ГГГГ, право собственности не утрачено.

В связи с чем Половинкину А.Д. был начислен транспортный налог за 2014, 2015, 2016, 2017 годы. При этом транспортный налог за 2014 год уплачен административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 год – ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 – ДД.ММ.ГГГГ, за 2017 год – не уплачен.

Как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель налогового органа, МИФНС по <адрес> предприняла попытку принудительного взыскания транспортного налога за 2017 год в размере 1 944 руб., вместе с тем в удовлетворении указанных требований было отказано в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) по форме 3-НДФЛ, согласно которой сумма налога, исчисленная к уплате составила 4 441 руб. Согласно налоговой декларации за 2019 год сумма авансовых платежей к уплате составила 4 195 руб. (2098 руб. по сроку ДД.ММ.ГГГГ, 2097 руб. по сроку ДД.ММ.ГГГГ), при этом сумма фактически уплаченных авансовых платежей отсутствует.

В адрес Половинкина А.Д. в целях своевременной уплаты налогов МИФНС № 5 по Брянской области были направлены налоговые уведомления.

По причине неуплаты плательщиком в установленный законом срок транспортного налога, налога на доходы физических лиц и страховых взносов, Половинкину А.Д. были начислены пени:

- за неуплату транспортного налога за 2014, 2015, 2016 год в общей сумме 436 руб. 68 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за неуплату транспортного налога за 2017 год в сумме 222 руб. 92 коп.;

- за неуплату авансового платежа по налогу на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 руб. 84 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 руб. 84 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 руб. 52 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 руб. 52 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 руб. 62 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 руб. 55 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 руб. 98 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 71 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 63 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 71 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 71 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 95 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 руб. 38 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61 руб. 70 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61 руб. 73 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 86 руб. 52 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 177 руб. 93 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 186 руб. 82 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 165 руб. 47 коп.;

- за неуплату страховых взносов на ОПС за 2019 год, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 549 руб. 59 коп.; за неуплату страховых взносов на ОМС за 2019 год, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 202 руб. 57 коп.; за неуплату страховых взносов на ОПС за 2020 год, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 275 руб. 81 коп.; за неуплату страховых взносов на ОМС за 2020 год, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 71 руб. 62 коп.

Административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика были направлены требования об уплате обязательных платежей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из базы АИС Налог-3 ПРОМ. В сроки, указанные для исполнения требований, задолженность не оплачена.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Навлинского судебного района <адрес> в отношении Половинкина А.Д. был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налоговым платежам в сумме 43 344 руб. 81 коп., который был отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями.

В Навлинский районный суд Брянской области МИФНС России № 5 по Брянской области с настоящим административным иском обратилась 15.09.2021.

Разрешая заявленные МИФНС России № 5 по Брянской области требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства по уплате обязательных платежей Половинкин А.Д. не исполнил, при этом срок на обращение в суд с настоящим иском налоговым органом не пропущен.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Половинкина А.Д. страховых взносов на ОПС, на ОМС, пени за неуплату страховых взносов на ОПС и ОМС, пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2016 годы; вместе с тем не может согласиться с решением суда первой инстанции в части взыскания пени за неуплату транспортного налога за 2017 год по следующим основаниям.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 2 указанной статьи НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1 статьи 207 указанного Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (пункт 1).

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3).

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (пункт 5).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6).

Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установив, что административным ответчиком надлежащим образом и в установленный законом срок не исполнена обязанность по уплате страховых взносов, авансовых платежей по НДФЛ, а также по уплате транспортного налога, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска в части взыскания страховых взносов на ОПС и ОМС, пени за неуплату авансовых платежей, страховых взносов на ОПС и ОМС, а также за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2016 годы.

Вопреки доводам жалобы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение адвокатов, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов.

Также подлежат отклонению доводы Половинкина А.Д. о пропуске налоговым органом срока исковой давности на обращение в суд с настоящим иском.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Половинкина А.Д. задолженности по обязательным платежам отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим административным иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, срок на обращение с требованиями о взыскании недоимки по страховым взносам, налогам и пеням административным истцом не пропущен.

При этом ссылка на несвоевременную реализацию процедуры судебного взыскания является необоснованной.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа. По настоящему административному делу судебный приказ был вынесен мировым судьей, который в соответствии с положениями статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа.

Доводы Половинкина А.Д. об отсутствии доказательств направления требования от ДД.ММ.ГГГГ опровергается материалами дела.

Несостоятельна и ссылка административного ответчика о преждевременном обращении налогового органа в суд за взысканием страховых взносов, поскольку суммы, включенные в требование от ДД.ММ.ГГГГ, заявлены в отношении страховых взносов за 2020 год, срок уплаты которых определен ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы жалобы о ненаправлении налоговым органом налоговых уведомлений отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также противоречат установленным обстоятельствам по делу.

Статьей 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 НК РФ, адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

При этом налоговые уведомления о необходимости уплаты авансовых платежей по НДФЛ, а также транспортного налога представлены представителем МИФНС № 5 по Брянской области в материалы дела и приобщены судебной коллегией на основании ст. 308 КАС РФ.

Вместе с тем решение суда первой инстанции в части взыскания пени за неуплату транспортного налога за 2017 год подлежит отмене ввиду следующего.

В силу положений пп. 1 и 2 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В силу пунктов 5, 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.

Удовлетворяя заявление МИФНС № 5 по Брянской области и взыскивая с Половинкина А.Д. пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 222 руб. 92 коп., суд не учел положения указанных выше норм права.

При этом в резолютивной части решения суда допущена описка о взыскании пени в размере 222 руб. 92 коп. за неуплату транспортного налога за 2016 год, несмотря на то, что с учетом представленных уточнений административный истец просил взыскать ее за 2017 год (л.д. 48).

Поскольку ранее решением суда в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за указанный период отказано, добровольно административным ответчиком налог за 2017 год не уплачен, следовательно, налоговое обязательство Половинкина А.Д. прекратилось, значит и пеня, начисленная за неуплату транспортного налога за 2017 год, не подлежит взысканию, так как акцессорное (обеспечивающее) обязательство не может существовать без основного обязательства.

В связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе МИФНС № 5 по Брянской области в удовлетворении исковых требований.

Применительно к части 3 статьи 111 КАС РФ решение суда подлежит изменению и в части распределения судебных расходов, которые взыскиваются с учетом части 1 статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ пропорционально удовлетворенным требованиям, а потому с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 1 494 руб.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год подлежит отмене на основании п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований МИФНС России № 5 по Брянской области, а также изменению в части взыскания госпошлины. В остальной части, как уже указывалось выше, решение суда изменению или отмене не подлежит, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для этого не установлено, а заявителем апелляционной жалобы не приведено.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Навлинского районного суда Брянской области от 29 октября 2021 года отменить в части взыскания пени, начисленной за период с 07.02.2019 по 28.06.2020 за неуплату транспортного налога за 2017 год, в сумме 222 руб. 92 коп.

В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к Половинкину <данные изъяты> - отказать.

В части взыскания госпошлины решение суда изменить: взыскать с Половинкина <данные изъяты> в доход местного бюджета госпошлину в размере 1 494 руб.

В остальной части решение Навлинского районного суда Брянской области от 29 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Половинкина А.Д. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Навлинский районный суд Брянской области в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 февраля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи областного суда:

Н.П. Петракова О.Г. Ильюхина Е.В. Кулешова