НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 08.02.2024 № 2-485/2023

Дело №2-485/2023 Председательствующий – судья Клименко В.И.

УИД 32RS0032-01-2023-000493-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-348/2024 (33-4215/2023)

г. Брянск 08 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей областного суда Фроловой И.М., Ильюхиной О.Г.

при секретаре Н.Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ОСФР по Брянской области Храмковой Е.И. на решение Унечского районного суда Брянской области от 29 августа 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Бердниковой Валентины Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования в Брянской области о признании права на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», назначении пенсии с даты первичного обращения.

Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя ответчика ОСФР по Брянской области Храмковой Е.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бердникова В.И. обратилась в суд с указанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Брянской области (далее - ОСФР по Брянской области), мотивируя свои требования тем, что по ее заявлению от 7 апреля 2023 года о назначении пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 13 апреля 2023 года принято решение № 104956/23, которым ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости, в связи с неверным указанием даты ее рождения в справке, подтверждающей проживание в зоне радиоактивного загрязнения.

С указанным решением она не согласна, так как с момента рождения, включая период с 26 апреля 1986 года по 2 июля 1986 года, была зарегистрирована и фактически проживала в <адрес> с родителями. Названный населенный пункт в соответствии с Распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28 декабря 1991 года был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Документ о проживании на территории <адрес> был выдан Березинской сельской администрацией <адрес> на основании похозяйственных книг Рюховского сельского совета народных депутатов <адрес>, в которых дата ее рождения ошибочно указано как «ДД.ММ.ГГГГ», тогда как она родилась ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Унечского районного суда Брянской области от 31 мая 2023 года запись в похозяйственной книге даты ее рождения как «ДД.ММ.ГГГГ» признана недействительной. Суд обязал Березинскую сельскую администрацию <адрес>, в состав которого в настоящее время входит <адрес>, внести соответствующие изменения в похозйственные книги.

Несмотря на названное судебное решение, устранившего ошибку административного органа при ведении документации, специалистом клиентской службы ОСФР по Брянской области в <адрес> ей было разъяснено, что пенсия по основаниям ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не может быть назначена с 7 апреля 2023 года, даты первичного обращения, с чем она не согласна. Ее вина в допущенном Рюховским сельским советом народных депутатов нарушении при ведении похояйственных книг отсутствует.

На момент обращения в ОСФР по Брянской области 7 апреля 2023 года с учетом обстоятельств и фактов, установленных решением Унечского районного суда от 31 мая 2023 года у нее имелось право на назначение пенсии, в связи с чем она просит признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», назначении пенсии с даты первичного обращения –7 апреля 2023 года.

Решением Унечского районного суда Брянской области от 29 августа 2023 года исковые требования Бердниковой Валентины Ивановны удовлетворены.

Судом постановлено: «Признать за Бердниковой В.И., ДД.ММ.ГГГГ, уроженкой <адрес>, зарегистрированной по месту жительства в <адрес>, <данные изъяты>, право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области назначить Бердниковой В.И. пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию и производить выплату пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии – с 7 апреля 2023 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в пользу истца Бердниковой В.И. судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 300 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в сумме 5 000 рублей».

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по Брянской области Храмкова Е.И. просит решение суда отменить в части обязания ОСФР по Брянской области назначить Бердниковой В.И. пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию и производить выплату пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии – с 07.04.2023 г. и в части взыскания с ОСФР по Брянской области государственной пошлины в размере 300 руб.

Бердникова В.И. в своих возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились по неизвестной суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя ответчика ОСФР по Брянской области Храмковой Е.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 31 декабря 2018 года включительно, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 настоящего Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.

В соответствии с абзацем 2 указанной статьи, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Согласно ст. 34 приведенного Закона гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (часть 2 ст. 22 Федерального закона).

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р <адрес> включено в перечень населенных пунктов, отнесенных к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Для приобретения права на пенсию по старости по нормам ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).

Судом установлено, что истец Бердникова (Шкуратова) Валентина Ивановна родилась 22 марта 1968 года в с. Волкустичи Унечского района Брянской области, что подтверждается свидетельством о рождении истца (л.д. 10), справкой о рождении (л.д. 11), справкой о заключении брака (л.д. 12), свидетельством о расторжении брака с Б.А.В.. (л. д. 13).

Согласно похозяйственной книги №7 Рюховского сельского совета <адрес> за 1986-1990 годы, лицевой счет №101 Шкуратова Валентина Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ, в период с 26 апреля 1986 года по 2 июля 1986 года проживала с родителями Ш.И.С. и Ш.Н.Н. по месту рождения в <адрес>. (л.д. 23, 24).

7 апреля 2023 года после достижения 55-летнего возраста Бердникова Валентина Ивановна обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Решением ОСФР по Брянской области 13 апреля 2023 года №104956/23 истцу отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с несоответствием справки о проживании, поскольку указана неверная дата рождения заявителя. Других оснований для отказа не имелось.

Согласно сведениям, имеющимся в ОСФР страховой стаж Бердниковой В.И. на дату обращения 07.04.2023 года составляет 34 года 8 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 62.096, заявителю на дату обращения исполнилось 55 лет.

Решением Унечского районного суда Брянской области от 31 мая 2023 года по иску Бердниковой В.И. запись в похозяйственной книге № 7 Рюховского сельского совета народных депутатов <адрес> за 1986-1990 годы, лицевой счет №101, в части указания даты рождения Шкуратовой Валентины Ивановны «ДД.ММ.ГГГГ», признана недействительной, суд обязал Березинскую сельскую администрацию <адрес> в разделе I «Список членов семьи» строке 4 «Число, месяц, год рождения» в лицевом счете 101 названной похозяйственной книги дату рождения Бердниковой (Шкуратовой) Валентины Ивановны указать как ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт проживания истца Бердниковой В.И. в период с 26 апреля 1986 года по 2 июля 1986 года на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Решение вступило в законную силу с 06 июля 2023 года (л.д. 26-31).

Согласно информации Березинской сельской администрации решение суда от 31 мая 2023 года исполнено в полном объеме (л.д.72).

Вместе с тем, 5 июля 2023 года на приеме в клиентской службе ОСФР по Брянской области в <адрес> ей пояснили, что для назначении пенсии ей необходимо обратиться с заявлением вновь и пенсия будет назначена с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» после вступления в силу решения суда, но не с первичного обращения - 7 апреля 2023 года, а с даты нового обращения. В судебном заседании данное обстоятельство подтверждено показаниями свидетеля Новиковой С.А. Данное обстоятельство стороны не оспаривали.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения. Отказ в назначении пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение гарантированного ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации

В соответствии ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Бердниковой В.И. срок для предоставления надлежаще оформленной справки о ее проживании в период с 26 апреля 1986 года до 2 июля 1986 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом ОСФР по Брянской области не предоставлялся, а вынесено решение об отказе в назначении пенсии.

Однако названный документ был предоставлен заявителю органом местного самоуправления, неверное указание в нем даты рождения Бердниковой В.И. явилось следствием ненадлежащего ведения похозяйственной книги в Рюховском сельском совете народных депутатов <адрес>.

При изложенных обстоятельствах суд обосновано пришел к выводу, что у ОСФР по Брянской области имелись основания для дачи Бердниковой В.И. соответствующих разъяснений и предоставления срока для восполнения (замены надлежаще оформленным) недостающего документа.

Доводы представителя ответчика о невозможности применения положений ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" к назначению пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не основаны на законе, поскольку законом определена обязательность необходимых документов для назначения пенсии, однако безусловная обязанность по их представлению, в том числе в корректной форме, заявителем не установлена. Из части 8.1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, следует, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно подпункту «д» п. 18 названных Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии.

Решение Унечского районного суда Брянской области вступило в законную силу 6 июля 2023 года, то есть до истечения установленного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ трехмесячного срока. Бердникова В.И. после решения, принятого Унечским районным судом о признании недействительной записи даты ее рождения в похозяйственной книге, обращалась в клиентскую службу ОСФР в Брянской области в <адрес> относительно назначения пенсии с 7 апреля 2023 года, но ей было разъяснено о невозможности назначения пенсии с даты первичного обращения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд правильно пришел к выводу, что истец Бердникова В.И. имеет право на назначение ей пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая подлежит назначению и выплате с 7 апреля 2023 года, поскольку в ошибке, допущенной при заполнении документов органом местной власти, ее вина отсутствует.

Доводы представителя ответчика Храмковой Е.И., что решением Унечского районного суда Брянской области от 31 мая 2023 г. был установлен факт постоянного проживания Бердниковой В.И. в указанной зоне в период с 26.04.1986 г. по 02.07.1986 г., то право на назначение пенсии у истца возникает с момента вступления решения в законную силу, судебная коллегия полагает необоснованным, поскольку решение суда в части об установлении факта проживания в зоне с правом проживания с льготным социально-экономическим статусом является производным от решения суда в части признания недействительным записи в похозяйственной книге даты рождения Бердниковой В.И. и внесения изменений в нее. Сам факт проживания истца в указанный период в суде сторонами не оспаривался, оспаривалась лишь дата назначения пенсии.

В связи с чем, суд правильно пришел к выводу о наличии спора между ОСФР по Брянской области и Бердниковой В.И. о реализации права на пенсионное обеспечение, подлежащего разрешению судом.

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В соответствии с договором об оказании юридических услуг от 5 июля 2023 года за подготовку искового заявления к ОСФР по Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии, представление ее интересов при рассмотрении гражданского дела в Унечском районном суде Брянской области (л.д. 32-34) Бердникова В.И. выплатила индивидуальному предпринимателю Третьяк-Харчевниковой Ж.Б. 5000 рублей.

Из ч. 1 ст. 100 ГПК РФ следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание, что Третьяк-Харчевникова Ж.Б. подготовила исковое заявление, участвовала в трех судебных заседаниях, учитывая сложность дела и размер платы, которая взимается за оказание аналогичных услуг в Брянской области, в том числе, согласно Рекомендациям по оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, учреждениям, организациям, предприятиям Адвокатской палаты Брянской области, суд правильно пришел к выводу о взыскании с ответчика 5000 рублей.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Федеральным законом РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» СФР и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий, осуществляют ежемесячные

денежные выплаты отдельным категориям граждан, дополнительное ежемесячное обеспечение отдельных категорий граждан, ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и др.).

Вышеуказанные полномочия ПФР (СФР), как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 25.06.2001 № 9-П - являются публично - властными полномочиями и относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Как следует из материалов дела, причиной обращения Бердниковой В.И. в суд с иском явилось ее несогласие с решением ОСФР по Брянской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Таким образом, исходя из приведенного выше участие ОСФР по Брянской области в рассмотрении данного дела в качестве ответчика обусловлено осуществлением публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем ответчик в соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, в силу статьи 98 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При подаче иска в суд Бердниковой В.И. произведена оплата государственной пошлины в размере 300 руб.

В целях предоставления дополнительных гарантий гражданам-пенсионерам при обращении их в суд с исками по требованиям, вытекающим из пенсионных отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям в Налоговом кодексе Российской Федерации установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Исходя из приведенных нормативных положений законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-пенсионеров как экономически более слабой стороны в пенсионном правоотношении, учитывая материальные возможности пенсионеров, предоставил дополнительную гарантию таким гражданам при обращении их в суд с иском к пенсионному органу о защите нарушенных или оспариваемых пенсионных прав, освободив их от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, на гражданина-пенсионера, обратившегося в суд с иском к пенсионному органу, в том числе с требованием о включении в страховой стаж периода работы (учебы), перерасчете размера страховой пенсии по старости, не может быть возложена обязанность по оплате госпошлины.

В силу статьи 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина Бердниковой В.И. при подаче иска может быть возвращена ей на основании положений статьи 93 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем обращения с заявлением в суд о возврате излишне уплаченной госпошлины.

По общему правилу, изложенному в пункте 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, с представлением определения суда о возврате излишне уплаченной госпошлины и платежного документа.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части взыскания с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в пользу Бердниковой Валентины Ивановны судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что с требованиями о взыскании государственной пошлины Бердникова В.И. в суд не обращалась.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Унечского районного суда Брянской области от 29 августа 2023 года в части взыскания с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в пользу Бердниковой Валентины Ивановны судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. отменить.

В остальной части решение Унечского районного суда Брянской области от 29 августа 2023 года оставить без изменения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Унечский районный суд Брянской области в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Е.В. Сидоренкова

Судьи

И.М. Фролова

О.Г. Ильюхина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.02.2024 г.