Дело №2-899/2018 Председательствующий – судья Данченко Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3470/2018
г. Брянск 06 ноября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,
при секретаре Бердниковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истцов Бондаренко Д.Ф., Данченко В.В. на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 25 июля 2018 года по иску Бондаренко Дмитрия Федоровича, Лагушко Натальи Дмитриевны, Данченко Валентины Васильевны, Гамулина Игоря Петровича о признании незаконными действий Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области.
Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко Д.Ф., Лагушко Н.Д., Данченко В.В. и Гамулин И.П. обратились в суд с иском к Региональному Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области о признании незаконными действий. В обоснование заявленных требований, указали, что согласно договоров участия в долевом строительстве многоэтажного жилого дома по <адрес> от 2013 года являются собственниками жилых помещений. Дом № <адрес> состоит из трех подъездов, является единым объектом недвижимости имеет один адрес и сплошную нумерацию квартир. Дом возводился секциями. В то же время каждая секция не представляет собой отдельный многоквартирный дом. Истцы считали, что на основании постановления Правительства Брянской области от 15.09.2014 года № 436п «О внесении изменений в Постановление Правительства Брянской области от 30.12.2013 года № 802-п «Об утверждении региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области (2014-2024 г.)» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у них с 01.06.2015 года. Первая секция дома <адрес> введена в эксплуатацию не в 2013 году, а 13.01.2014 года, когда была введена вторая очередь дома (2-й и 3-й подъезды), с сетями водоснабжения, электроснабжения, наружного освещения. Недостроенный дом не мог быть включен в программу капитального ремонта, и оплата взносов за капитальный ремонт собственниками только части дома (первого подъезда), нарушает их права. Полагали, что при утверждении платы за капитальный ремонт на собственников жилья распространяются положения п. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у них в течение пяти лет после включения дома в региональную программу, то есть, с 2021 года.
С учетом уточненных исковых требований просили суд признать действия ответчика по начислению взносов за капитальный ремонт дома <адрес> (1 подъезд) незаконными, отменить начисление взносов с первого месяца начисления, взыскать с ответчика в пользу Бондаренко В.Ф. 10 144, 94 руб., Лагушко Н.Д. 9 446, 80 руб., Данченко В.В. 17 069, 60 руб., Гамулина И.П. 18 065, 25 руб., уплаченных в качестве взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 25 июля 2018 г. Бондаренко Д.Ф., Лагушко Н.Д., Данченко В.В. и Гамулину И.П. в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец Данченко В.В. просит решение городского суда отменить, как незаконное, принять новое решение. Ссылаясь на обстоятельства указанные в качестве доводов искового заявления, считает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у нее как у собственника жилого помещения возникает только с 2021 г.
Истец Бондаренко Д.Ф. в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт дома возникла у собственников жилого дома только с 01.06.2015 г., так как многоквартирный жилой дом построен только в 2014 г. (после окончательного присоединения сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и функционирования лишь после введения в эксплуатацию всего жилого дома). Указывает, что судом не учтены положения ст.170 ЖК РФ.
Представителем ответчика Некоммерческой организации Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области Шараевской О.Н. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу истца Данченко В.В., в которых она просит решение городского суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Данченко В.В. – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей не направили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
От и.о. главы Клинцовской городской администрации Харченко Т.А. и генерального директора ООО «УК «Гарант» Москаленко В.В. поступили ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителей Клинцовской городской администрации и ООО «УК «Гарант».
В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на жалобу, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы Бондаренко Д.Ф., Лагушко Н.Д., Данченко В.В. и Гамулин И.П. являются собственниками квартир №№ (соответственно) в доме № <адрес>.
Основанием приобретения права собственности на объекты недвижимости явились заключенные с ООО «Стройгарант» договоры участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в г.Клинцы Брянской области (первый этап строительства).
Многоквартирный жилой дом (далее - МКД) введен в эксплуатацию поэтапно, что следует из проектной документации на многоквартирный жилой дом, а также сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым по адресу: <адрес>, значатся здание с кадастровым номером № (1-й этап) и здание с кадастровым номером № (2-й этап).
Первый этап строительства (квартиры №№ 1-60, подъезд №1) многоквартирного жилого дома введен в эксплуатацию на основании разрешения администрации <адрес> на ввод объекта в эксплуатацию № RU 32303000-16 от 28.06.2013 года, выданного в соответствии с постановлением Клинцовской городской администрации от 28.06.2013 года № 1992.
Второй этап строительства (квартиры №№ 60-139) указанного МКД введен в эксплуатацию на основании разрешения администрации г. Клинцы Брянской области на ввод объекта в эксплуатацию № RU 32303000-7 от 28.03.2014 года, выданного в соответствии с постановлением Клинцовской городской администрации от 28.03.2014 года № 747.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1-я очередь (60 квартир), имеет год ввода в эксплуатацию – 2013, что подтверждается данными мониторинга технического состояния многоквартирных домов, предоставленных Клинцовской городской администрацией в 2014 году в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 09.09.2013 года № 496-п «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Брянской области».
Указанный МКД включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области, постановлением Правительства Брянской области от 15.09.2014 года № 436-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года № 802-п «Об утверждении региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области» (2014-2043 годы).
Постановлением Клинцовской городской администрации от 03.08.2015 года № 2511 данный многоквартирный жилой дом включен в перечень жилых домов, по которым постановлено формировать фонд капитального ремонта многоквартирных домов г. Клинцы на счете регионального оператора.
Основанием для начисления взносов региональным оператором на капитальный ремонт по квартирам, принадлежащим истцам Бондаренко Д.Ф., Лагушко Н.Д., Данченко В.В. и Гамулина И.П. (собственники квартир 1- очереди многоквартирного дома) явилось постановление Клинцовской городской администрации о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию от 28.06.2013 года, включение указанного многоквартирного жилого дома в программу капитального ремонта 15.09.2014 года и в перечень многоквартирных домов, в отношении которых сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора Брянской области.
Отказывая в удовлетворении требований истцов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 72 Конституции РФ, статьями 13, 39, 167-169, 170 ЖК РФ, статьей 2, 4 Закона Брянской области от 11.06.2013 № 40-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», учитывая, что принадлежащие истцам жилые помещения, расположенные в первой секции многоквартирного жилого дома <адрес>, введенном в эксплуатацию 28.06.2013 году, то есть, до утверждения Региональной программы капитального ремонта 30.12.2013 года, включены в данную программу после актуализации 15.09.2014 года, пришел к выводу о том, что обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возникает у истцов по истечении 8 месяцев, то есть, с 01.06.2015 года. Поскольку Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области не определяет самостоятельно перечень домов, по которым формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не устанавливает дату ввода жилого дома в эксплуатацию, суд сделал вывод об отсутствии в действиях ответчика нарушений действующего законодательства, а также нарушения прав истцов, как собственников помещений в МКД.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционных жалоб в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ).
Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч.6 ст. 170 ЖК РФ).
Определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п.8.3 ст. 13 ЖК РФ).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 ЖК РФ).
На территории Брянской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Брянской области от 11.06.2013 № 40-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области» (2014-2043 годы).
Постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 г. № 802-п утверждена Региональная программа капитального ремонта.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 11 Закона № 40-3 региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализиции. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений.
В соответствии с п.1 ст.4 3акона № 40-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области» источники образования фонда капитального ремонта, его размер и способы формирования устанавливаются в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает за один месяц до истечения пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта (ч.3 статьи 2 Закона).
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах, что многоквартирный жилой дом № <адрес> (1 подъезд, в котором находятся жилые помещения принадлежащие истцам) был включен в региональную программу капитального ремонта 15.09.2014 года, то обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возникла у собственников по истечении восьми месяцев, то есть с 01.06.2015 года, следовательно, суд сделал верный вывод о периоде начисления спорных взносов, и, как следствие, отказе истцам в удовлетворении требований признании незаконным действий ответчика по начислению взносов за капитальный ремонт, отмене указанных начислений с первого месяца и взыскании с ответчика в пользу истцом уплаченных взносов.
Доводы апеллянтов об отсутствии у них обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт дома с 01.06.2015 г., по мотиву несогласия с датой ввода в эксплуатацию первого этапа строительства МКД, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Ссылка в жалобе истца Бондаренко Д.Ф. на положения ч.5.1 ст. 170 ЖК РФ, которые, по мнению апеллянта, должны быть применены в настоящем споре, не может быть принята судебной коллегией во внимание, так как основана на ошибочном толковании норм права, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного постановления.
В целом доводы апелляционных жалоб повторяют позицию истцов, изложенную в исковых (с учетом уточнений) требованиях и не опровергают выводы суда, не содержат обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке, других доказательств суду не предоставлено, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 25 июля 2018 года по иску Бондаренко Дмитрия Федоровича, Лагушко Натальи Дмитриевны, Данченко Валентины Васильевны, Гамулина Игоря Петровича о признании незаконными действий Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области оставить без изменения, апелляционные жалобы истцов Бондаренко Д.Ф., Данченко В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи областного суда О.Н. Денисюк
С.В. Катасонова