НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 03.12.2013 № 33-3650

  Судья Поставнева Т.Н.                                                        Дело № 33-3650(2013)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                               Петраковой Н.П.,      

судей областного суда                                     Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,                                   

при секретаре                                                   Холомеевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 декабря 2013 года                        по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе П.Е.Н. на решение Унечского районного суда Брянской области от 26 сентября 2013 года по делу по исковому заявлению П.Е.Н. к Государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» о признании действий незаконными, о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,

у с т а н о в и л а:

П.Е.Н. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ее несовершеннолетняя дочь П.О.Д., ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом детства и согласно индивидуальной программы реабилитации нуждается в слуховом аппарате на правое ухо марки SimensPure 700. Данный аппарат стоимостью 84 500 руб. был ею приобретен ДД.ММ.ГГГГ в ООО МЦ «Мастер слух».Однако полной компенсации за приобретенный слуховой аппарат она не получила, ей выплачено лишь 49 845 руб. на основании стоимости, определенной по результатам проведенных торгов.Данные действия ГКУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» считает незаконными и просит суд взыскать с ответчика оставшуюся часть денежной компенсации в размере 34 655 руб., за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, а именно: слуховой аппарат SimensPure 700.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ГКУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» исковые требования не признали.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителей ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области» Бюро № 16 -филиал, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области» Бюро № 4 -филиал, а также в отсутствие представителятретьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области предоставившего письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, считающего исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Решением Унечского районного суда Брянской области от 26 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требовании П.Е.Н. отказано. П.Е.Н. возвращена уплаченная государственная пошлина в размере 1 439 руб. 65 коп.

В апелляционной жалобеП.Е.Н. просит решение суда отменить.Указывает, что отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области нарушил порядок рассмотрения обращения граждан, поскольку не предоставил сведений об установленном лимите компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, что привело к причинению убытков, также указывает, что ответчиком ранее была полностью компенсирована стоимость первого слухового аппарата. Ссылается на то, что судом при вынесении решения не учтено заключение ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области, выдавшего ИПР, в котором указано на необходимость предоставления ребенку конкретной модели слухового аппарата, так как её дочь нуждается в бимодальном протезировании, при котором необходимо использование двух совершенно одинаковых слуховых аппаратов. Кроме того, суд не приводит доводов, на основании чего сделан вывод, что слуховой аппарат предложенный ответчиком и приобретенный самостоятельно являются аналогичными. Судом не исследованы технические характеристики аппаратов, не привлечены специалисты, обладающие техническими познаниями в области изготовления и применения слуховых аппаратов. Указывает, что судом не учтено, что размер компенсации за приобретенное инвалидом средство технической реабилитации не ставится в зависимость от цены данного изделия, указанной в государственном контракте.

Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Г.И.В., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истица П.Е.Н. является законным представителем (матерью) П.О.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является ребенком-инвалидом.

Согласно индивидуальной программы реабилитации № 1820 от 10 декабря 2012 года, разработанной ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области П.О.Д. относится к категории ребенок-инвалид сроком до 12 июля 2016 года и нуждается в слуховом аппарате на правое ухо марки SimensPure 700.

Судом также установлено, что ранее, 30 ноября 2011 года П.Е.Н. обращалась к ответчику - ГКУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района» Брянской области с заявлением о компенсации расходов, связанных с самостоятельным приобретением технического средства реабилитации (слухового аппарата) на основании индивидуальной программы реабилитации № 288 от 19.02.2010 года, Компенсация была назначена и выплачена истице в размере понесенных расходов на приобретение слухового аппарата.

11 декабря 2012 года П.Е.Н. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов, связанных с приобретением слухового аппарата на правое ухо SimensPure 700, предоставив Индивидуальную программу реабилитации № 1820 к акту освидетельствования № 2032 от 10 декабря 2012 года (рекомендована досрочная замена слухового аппарата на правое ухо SimensPure 700) и документы от 10 декабря 2012 года, подтверждающие расходы на самостоятельное приобретение вышеуказанного слухового аппарата на сумму 84 500 руб.

ГКУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» принял решение и выплатил П.Е.Н. компенсацию в размере 49 845 руб. 00 коп., которые ею получены 28.12.2012г.

При расчете размера компенсации ответчик учел результаты последней проведенной закупки аналогичного приобретенному истицей слуховому аппарату по договору от 28.06.2012 года № 290, согласно которому для обеспечения в 2012 году ребенка -инвалида осуществлена поставка слухового аппарата FonakExeliaArtSH (производитель Швейцария) стоимостью 49 845 руб. за штуку.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", а также пунктами 3, 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздрава РФ № 57н от 31.01.2011г., согласно которым компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более размера стоимости технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и пришел к выводу, что компенсация ответчиком назначена П.Е.Н. в соответствии с действующим законодательством и в установленные сроки, размер компенсации определен правильно по результатам последней закупки аналогичного слухового аппарата.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 11.1 названного Федерального закона к техническим средствам реабилитации относятся протезные изделия (слуховые аппараты).

Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

Согласно пункту 2 названного Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

В целях реализации Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и администрацией Брянской области о передаче администрации Брянской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2420-р, администрацией Брянской области принято постановление № 1247 от 27 декабря 2012 года «О мерах по реализации Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и администрацией Брянской области о передаче администрации Брянской области осуществления части полномочий Российской Федерации», которым утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами, а также установлено, что решение о выплате заявителю компенсации и её размере, в том числе, в случае приобретения инвалидом технического средства самостоятельно, принимают учреждения, подведомственные Управлению социальной защиты населения Брянской области (п.п.7 п.1.3, п.6.1, п.6.5 Порядка).

К таким учреждениям относятся - государственные учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения Брянской области (п.1.2 Положения о департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 4 февраля 2013 года N 98 "О переименовании управления социальной защиты населения Брянской области").

Согласно п. 6.1 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, утвержденного вышеуказанным постановлением администрации Брянской области № 1247 от 27 декабря 2012 года, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство (изделие) и (или) оплатил услугу, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация. Определение размера такой компенсации, а также информирование инвалида (ветерана) о размере указанной компенсации осуществляются в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку технического средства реабилитации и (или) услуги, а также документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги.

Пунктом 3 названного Порядка также предусмотрено, что компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 823н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка выплаты компенсации.., размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.

Уполномоченные органы могут направлять запрос о последнем по времени размещения заказе на поставку соответствующего технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурсе, аукционе, запросе котировок) в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации в течение 5 дней со дня поступления запроса уполномоченного органа предоставляет информацию о последнем по времени размещения заказе на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурсе, аукционе, запросе котировок) в пределах федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, или в пределах территории Российской Федерации.

Информация об итогах размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет располагается на официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа.

В соответствии с п. 15.1 Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Как усматривается из утвержденной приказом Министерства труда и социального защиты Российской Федерации Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, в названной классификации проведено соответствие средств реабилитации по их виду, без определения конкретных моделей аппаратов.

Таким образом, анализ вышеприведенных положений действующего законодательства свидетельствует о том, что определение размера компенсации в соответствии со стоимостью аналогичного приобретенному инвалидом техническому средству возможно лишь в случае наличия в индивидуальной программе реабилитации инвалида указания на конкретный вид технического средства, например, «слуховой аппарат заушный сверхмощный», без рекомендаций в ИПР о конкретной модели аппарата такого вида.

Между тем, судом первой инстанции не было учтено, что П.О.Д. индивидуальной программой реабилитации предусмотрено обеспечение конкретной моделью технического средства реабилитации - слуховым аппаратомSimensPure 700.

При таких обстоятельствах, ответчику при определении размера компенсации П.Е.Н. за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, в соответствии с вышеназванным Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н необходимо было руководствоваться результатами последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок) именно данной модели слухового аппарата.

Однако таких доказательств ответчиком не было представлено.

Более того, в соответствии с вышеназванными правилами определения размера компенсации, уполномоченный орган учитывает результаты последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru., проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таких доказательств, в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком также не представлено. При этом представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Г.И.В. суду апелляционной инстанции пояснила, что в 2012 году в Брянской области не проводились госзакупки слухового аппарата марки SimensPure 700.

С учетом того, что П.О.Д. имеет право на бесплатное получение технического средства реабилитации инвалида за счет средств федерального бюджета и в отсутствии доказательств о завышении (занижении) стоимости необходимого ей слухового аппарата марки SimensPure 700, приобретенного за счет собственных средств её законным представителем - П.Е.Н., судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении требований П.Е.Н. о признании действий неправомерными и выплате недоплаченной суммы компенсации противоречащим фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, постановленным при неправильном применении судом норм процессуального и материального права, в связи с чем, в силу п.п 3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежащим отмене, с вынесением по делу нового решения о признании незаконным отказа ГКУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» в выплате П.Е.Н. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (слуховой аппарат) в декабре 2012 года в размере 84 500 руб. и довзыскании в пользу законного представителя П.О.Д. - П.Е.Н. денежные средства, израсходованные на приобретение необходимого слухового аппарата.

Как указано выше ГКУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» выплатил П.Е.Н. компенсацию в размере 49 845 руб. 00 коп., следовательно, с ГКУ «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» в пользу П.Е.Н. подлежит взысканию недоплаченная компенсация в размере 34 655 руб. (84 500 - 49 845= 34 655).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Унечского районного суда Брянской области от 26 сентября 2013 года отменить, с вынесением по делу нового решения, которым исковые требования П.Е.Н. к Государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» о признании действий незаконными и взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» в выплате П.Е.Н. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (слуховой аппарат) в декабре 2012 года в размере 84 500 руб.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Отдел социальной защиты населения Унечского района Брянской области» в пользу П.Е.Н. недоплаченную компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (слуховой аппарат) в декабре 2012 года в размере 34 655 руб.

Председательствующий                                                  Н.П.Петракова

судьи областного суда                                                       О.Н.Денисюк

                                                                                            Е.В.Апокина