НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 02.11.2021 № 2-3001/2021УИД320027-01-2021-002441-34П

Дело № 2-3001/2021 УИД 32RS0027-01-2021-002441-34 Председательствующий судья Петрачкова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3026/2021

г. Брянск 02 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей областного суда Фроловой И.М., Сокова А.В.,

при секретаре Кондрашовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца <***> на решение Советского районного суда <адрес> от 01 июля 2021 года по иску <***> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о перерасчете пенсии, установлении дополнительных выплат к пенсии.

Заслушав доклад по делу судьи Сидоренковой Е.В., объяснения истца <***>, судебная коллегия

установила:

<***> обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является получателем страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом, за период работы в шахте им. Гаевого Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не произведены начисления. Обращение в УПФ РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) с требованием об осуществлении перерасчета размера пенсии и страхового стажа оставлено без удовлетворения. Кроме того, истцу отказано в выплате дополнительного материального обеспечения к пенсии как работнику угольной промышленности.

Считая, что отказ пенсионного органа в осуществлении перерасчета размера пенсии и страхового стажа, в назначении ежемесячной доплаты к пенсии является неправомерным и нарушает его права, истец с учетом уточненных исковых требований просил суд обязать пенсионный орган осуществить перерасчет общего трудового (страхового) стажа с учетом периода деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, входящего в трудовой (страховой) стаж, а также с учетом отчисленных страховых взносов по месту работы на территории Украины; осуществить перерасчет установленного истцу размера пенсионного обеспечения с учетом вышеуказанного перерасчета трудового (страхового) стажа; выплатить недополученную часть пенсии за период с момента назначения истцу пенсионных выплат по настоящее время; установить дополнительные выплаты к пенсии как работнику угольной промышленности; выплатить не поступившие (не установленные ранее) дополнительные выплаты к пенсии как работнику угольной промышленности за период с момента назначения пенсионных выплат по настоящее время; выплатить денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. в качестве понесенных расходов на оказание юридических услуг, и <данные изъяты> руб. в качестве компенсации морального вреда.

Решением Советского районного суда <адрес> от 01 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований <***> отказано.

В апелляционной жалобе истец <***> просит отменить решение суда от 01 июля 2021 года как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании истец <***> поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в городском округе <адрес> (межрайонное), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представлено заявление о рассмотрении дела по апелляционной жалобе истца в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно пп.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, и за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств-участников Содружества независимых государств, в числе которых является Украина, осуществляется с применением Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения». Согласно Соглашению учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории Украины, а также на территории бывшего СССР.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. №1-369-18 о применении Соглашения от 13 марта 1992 г. регламентирован порядок учета трудового стажа, согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР, за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.

Таким образом, гражданам, подпадающим под действие Соглашения от 13 марта 1992 г., при назначении пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приобретенные на территории любого из государств-участников Содружества независимых государств, учитываются при определении права на пенсию и исчислении её размера независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Расчет страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ производится с учетом страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно абз. 4 п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р, периоды работы после 1 января 2002 г., при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа для определения права на страховую пенсию, но не для её расчета.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, <***> с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости на основании п.п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ». Продолжительность страхового стажа истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 22 года 02 месяца 21 день.

Период работы истца на Украине на шахте им.Гаевого с 1 января 2002 г. по 29 сентября 2003 г. включен в страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости на основании архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, данный период не повлек за собой увеличение размера пенсии, поскольку его расчет с ДД.ММ.ГГГГ производится с учетом страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет работника в Пенсионный фонд Российской Федерации. Тогда как страховые взносы, поступившие на индивидуальный лицевой счет <***> в Пенсионный фонд РФ за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г., отсутствуют.

Обращение в УПФ РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) с требованием об осуществлении перерасчета размера пенсии и страхового стажа оставлено без удовлетворения.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при определении размера пенсии гражданина правовое значение имеет страховой стаж, приобретенный только до 01 января 2002 года, наличие или отсутствие страхового стажа после указанной даты на размер страховой пенсии по старости не влияет, поскольку после 01 января 2002 года учитываются только страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж заявленные в иске периоды его работы на территории Украины. Само по себе включение указанного периода в страховой стаж истца, при отсутствии страховых отчислений в указанный период в Пенсионный фонд Российской Федерации, никаким образом не может повлиять на размер получаемой истцом пенсии, а следовательно, не является основанием для перерасчета назначенной пенсии.

Разрешая исковые требования об обязании пенсионного органа установить дополнительные выплаты к пенсии как работнику угольной промышленности, суд первой инстанции исходил из положений Федерального закона от 10 мая 2010 г. №84-ФЗ «О дополнительном специальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности» и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку у истца <***> отсутствует право на установление доплаты к пенсии, т.к. общий трудовой стаж работы <***> горнорабочим очистного забоя в организациях угольной промышленности бывшего ССР до 1 декабря 1991 г. составляет 8 лет 7 месяцев 11 дней, то есть менее необходимых для назначения доплаты к пенсии 20 лет.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не включены в подсчет трудового стажа период с 01.01.2002 г. по 29.09.2003 г., не может служить основанием для отмены решения суда, так как, как было указано выше, судом было установлено, что при расчете пенсии были учтены периоды трудовой деятельности истца после 01.01.2002 г., при этом, с 01.01.2002 г. на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ; какие-либо доказательства того, что расчет и выплата пенсии истцу производятся с нарушением законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не применены нормы международного Соглашения «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» был предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которой, исходя из вышеизложенного, соглашается судебная коллегия.

Отклоняя вышеуказанный довод, суд правильно исходил из того, что Соглашение от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы дополнительного социального обеспечения работников.

Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 10 мая 2010 г. №84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» определяет порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплаты доплаты, и не содержит ограничения по назначению доплаты пенсионерам, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ также определены условия и порядок назначения доплаты к пенсии.

Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда <адрес> от 01 июля 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца <***> - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда И.М. Фролова

А.В. Соков

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.11.2021 г.