НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Брянского областного суда (Брянская область) от 01.11.2016 № 2-3672/2016

Дело №2-3672/2016 Председательствующий - судья Шматкова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-4575/2016

г.Брянск 1 ноября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренковой Е.В.,

судей Фроловой И.М., Алейниковой С.А.,

при секретаре Клищенко Н.В.,

с участие прокурора Пахомовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению И.о. прокурора Брянского района Брянской области ТДД на решение Советского районного суда г.Брянска от 12 июля 2016 года по делу по иску прокурора Брянского района Брянской области, в защиту интересов БРА, к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Брянской области, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании неработающим пенсионером, обязании произвести индексацию страховой пенсии.

Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения БРА, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ОПФР по Брянской области ИНВ, представителя УПФР в Брянском муниципальном районе Брянской области ПРВ, судебная коллегия

установила:

Прокурор Брянского района Брянской области, в защиту интересов БРА, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 20 ноября 2012 года между администрацией Брянского муниципального района Брянской области и БРА заключен договор о приемной семье, согласно которому орган опеки и попечительства поручил, а БРА приняла на себя обязательства по защите прав и законных интересов несовершеннолетней ХВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с выплатой вознаграждения в размере 4 403 руб. (с учетом дополнительных соглашений).

С 16 сентября 2015 года БРА назначена пенсия по старости в размере 6 072,94 руб., но с января 2016 года прекращена индексация страховой пенсии, поскольку она является работающим лицом, является получателем ежемесячного вознаграждения.

По мнению прокурора, осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.

В связи с чем, с учетом уточнения иска прокурор просил суд признать БРА неработающим пенсионером; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области перевести БРА в статус неработающего пенсионера и произвести индексацию ее страховой пенсии как неработающего пенсионера в соответствии с действующими законодательством; возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области произвести перерасчет индексированной страховой пенсии БРА как неработающего пенсионера, с последующей ее выплатой.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном представлении И.о. прокурора Брянского района Брянской области ТДД просил отменить решение суда как незаконное, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

В письменных возражениях начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области СНМ просила решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность доводов апелляционного представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражения на него, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционное представление удовлетворению не подлежит.

Согласно ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Такая индексация (корректировка) производится лишь по окончании трудовой деятельности пенсионеров (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).

По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейного кодекса РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ).

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ).

При этом из данных положений (п. 2 ст. 153.1) усматривается, что Семейный кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к указанным отношениям применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 20 ноября 2012 года между администрацией Брянского муниципального района Брянской области и БРА заключен договор о приемной семье, согласно которому орган опеки и попечительства поручил, а БРА приняла на себя обязательства по защите прав и законных интересов несовершеннолетней ХВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с выплатой вознаграждения приемному родителю в размере 4 403 руб. (с учетом дополнительных соглашений), на содержание приемного ребенка, а также разовой материальной помощи один раз в год.

С 16 сентября 2015 года БРА получает пенсия по старости в размере 6 072,94 руб. на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С 1 января 2016 года прекращена индексация страховой пенсии БРА

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, исходил из того, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате, не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Принимая во внимание, что БРА, являясь стороной по договору о приемной семье от 20 ноября 2012 года, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то её следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу о том, что она не имеет права, как работающее лицо, на индексацию (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Кроме того, данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16 ноября 2015 года №72-КГ15-3.

Доводы апелляционного представления аналогичны позиции прокурора в судебном заседании суда первой инстанции, которой дана правильная правовая оценка, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, выводов суда не опровергают, следовательно, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Брянска от 12 июля 2016 года по делу по иску прокурора Брянского района Брянской области, в защиту интересов БРА, к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Брянской области, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании неработающим пенсионером, обязании произвести индексацию страховой пенсии, оставить без изменения, апелляционное представление И.о. прокурора Брянского района Брянской области ТДД - без удовлетворения.

Председательствующий Е.В. Сидоренкова

Судьи областного суда И.М. Фролова

С.А. Алейникова