НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Белгородского областного суда (Белгородская область) от 26.09.2018 № 22-1321/18

Дело № 22-1321/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 26 сентября 2018 года

Белгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кудинова Н.И.,

судей Сидорова С.С., Ремневой Е.В,

при ведении протокола секретарем Белоус С.В.,

с участием:

прокурора Гейко Л.В.,

осужденной Рысиковой И.Ю.,

адвоката Тулинова А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Рысиковой И.Ю. и адвоката Тулинова А.В. на приговор Алексеевского районного суда Белгородской области от 30 июля 2018 года, которым

Рысикова Ирина Юрьевна, <данные изъяты>, не судимая,

осуждена по ст.159.2 ч.3 УК РФ к лишению свободы сроком на 3 года в ИК общего режима.

Постановлено в соответствии с ч.1 ст.82 УК РФ отсрочить Рысиковой Ирине Юрьевне реальное отбывание наказания в виде лишения свободы до достижения несовершеннолетними детьми Ч. и РС. 14-ти летнего возраста, то есть до 19.01.2027 года.

Заслушав доклад судьи Кудинова Н.И., изложившего содержание приговора, апелляционных жалоб, возражений, выслушав выступления Рысиковой И.Ю. и адвоката Тулинова А.В. об отмене приговора по доводам жалоб, выступление прокурора Гейко Л.В. об оставлении приговора без изменения, суд

У С Т А Н О В И Л:

Рысикова И.Ю. совершила хищение денежных средств при таких обстоятельствах.

Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991 года, предусматривается возмещение вреда и социальную поддержку граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Устанавливается система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, которые постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8 ч.1 ст.13), а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

К ним относятся ежемесячные денежные выплаты; ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет; ежемесячная компенсация на питание детей, посещающих государственные, муниципальные дошкольные организации в возрасте до 7 лет, и ежемесячная денежная компенсация на питание детей в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях; ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

Постановлением Правительства РФ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №907 от 31.12.2004 г. утверждены правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей, обучающихся в общеобразовательных организациях и правила предоставления ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Постановлением Правительства РФ «О правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №439 от 16 июля 2005 года, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет» №692н от 01 декабря 2008 года, установлены порядок предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – граждане).

С момента рождения осужденная Рысикова И.Ю. проживала по улице <адрес> г. Бирюч Красногвардейского района.

Рысикова И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ родила сына Ч., а ДД.ММ.ГГГГ сына РС.

Рысикова И.Ю. с детьми - Ч., РС., мужем РВ., проживала в с. Малобыково Красногвардейского района Белгородской области, а затем в г. Одинцово Московской области.

С 05 сентября 2012 года, были зарегистрированы по <адрес> в г. Алексеевка Белгородской области, который включен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ №1074 от 08.10.2015 года, но постоянно проживали с семьей в г.Одинцово Московской области, не обладающим льготным социально-экономическим статусом.

Но Рысикова И.Ю. в период с 05 сентября 2012 года по 14 февраля 2013 года обращалась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР) в г. Алексеевка и Алексеевском районе Белгородской области, расположенное в г. Алексеевка ул. Красноармейская д. 2, Белгородской области, с заявлениями о назначении ей и ее детям ежемесячных денежных выплат ЕДВ, как лицам постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС:

5 сентября 2012 года с заявлением о назначении ей – Рысиковой И.Ю. ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в связи с проживанием в городе Алексеевка Белгородской области с предоставлением справки администрации городского поселения «город Алексеевка» Белгородской области №1731/4 от 05 сентября 2012 года, содержащей недостоверные сведения о её фактическом месте жительства; 20 сентября 2012 года и 14 февраля 2013 года - с заявлениями о назначении ЕДВ ей на её детей Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и РС., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

При указанных обращениях она представила справки администрации городского поселения «г. Алексеевка» Белгородской области №1729/4 от 05 сентября 2012 года, и №1670/4 от 29 января 2013 года, содержащие недостоверные сведения о фактическом месте жительства её сыновей.

На основании предоставленных документов УПФР в г. Алексеевка и Алексеевском районе Белгородской области, были начислены и выплачены из средств федерального бюджета Российской Федерации ежемесячные денежные выплаты Рысиковой И.Ю.в период с 05 сентября 2012 года по 30 ноября 2017 года - 27892 рублей 57 копеек; на её сына Ч. в период с 20 сентября 2012 года по 30 ноября 2017 года - 41596 рублей 23 копейки; на её сына РС. в период с 14 февраля 2013 года по 30 ноября 2017 года - 38812 рублей 68 копеек.

Кроме этого Рысикова И.Ю. в период с 29 января 2013 года по 30 декабря 2016 года обращалась в УСЗН администрации Алексеевского района Белгородской области, расположенное в г. Алексеевка пл. Победы д. 75 Белгородской области, с заявлениями о выплатах пособия ей и денежных компенсаций на питанием ее детям, как лицам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Так, 29 января 2013 года Рысикова И.Ю. обратилась с заявлением о выплате ежемесячного пособия по уходу за её сыном РС., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им 3 лет, и предоставила справки администрации городского поселения «город Алексеевка» Белгородской области №515 и №1671/4 от 29 января 2013 года, содержащие недостоверные сведения о её месте жительства и о месте жительства её сына.

29 января 2013 года Рысикова И.Ю. обратилась с заявлением о назначении её малолетнему сыну РС. ежемесячной денежной компенсацию на питание с молочной кухни до достижения им возраста 3-х лет, и предоставила справки администрации городского поселения «город Алексеевка» Белгородской области № 515 и № 1670/4 от 29 января 2013 года, содержащие недостоверные сведения о её месте жительства и о месте жительства её сына;

30 декабря 2013 года Рысикова И.Ю. обратилась с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в возрасте от 7 до 18 лет, обучающегося в общеобразовательной организации, на её сына Ч., и представила справки городского поселения «город Алексеевка» Белгородской области №6807/5 и №2660 от 30 декабря 2013 года, содержащие недостоверные сведения о её месте жительства и о месте жительства её сына;

30 декабря 2016 года Рысикова И.Ю. обратилась с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсацию на питание ребенка посещающего государственные, муниципальные дошкольные организации, на её сына РС., и предоставила справки городского поселения «город Алексеевка» Белгородской области №5430/1 и №5432/1 от 29 декабря 2016 года, содержащие недостоверные сведения о её месте жительства и о месте жительства её сына.

На основании предоставленных документов в УСЗН администрации Алексеевского района Белгородской области Рысиковой И.Ю. из средств федерального бюджета Российской Федерации было начислено и выплачено: в период с 19 января 2013 года по 19 января 2016 года, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет, в сумме 282788 рублей 75 копеек; в период с 01 февраля 2013 года по 31 января 2016 года, компенсация на питание ребенка с молочной кухни на малолетнего сына РС., в сумме 15331 рублей 79 копеек; в период с 1 января 2014 года по 30 ноября 2017 года, ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка Ч. в возрасте от 7 до 18 лет, обучающегося в общеобразовательной муниципальной организации, в сумме 5195 рублей 57 копеек; в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2017 года, ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка РС., посещающего муниципальную дошкольную организацию, в сумме 4741 рублей 47 копеек.

В результате действий Рысикова И.Ю. причинила федеральному бюджету Российской Федерации материальный ущерб в лице УСЗН администрации Алексеевского района Белгородской области на сумму 308057 рублей 58 копеек и УПФР в г. Алексеевка и Алексеевском районе Белгородской области на сумму 108301 рублей 48 копеек, а всего на общую сумму 416359 рублей 06 копеек.

Рысикова И.Ю. в судебном заседании вину в инкриминируемом деянии не признала. Не отрицает, что по месту регистрации в г.Алекссевка Белгородской области с семьей не проживала. Зная, что ей положены выплаты, обращалась в соответствующие службы с заявлениями о начислении различных пособий, не указывая при этом как проживающим в зоне подверженной радиоактивному загрязнению.

Исследовав уголовное дело, проверив доводы жалоб, выслушав мнение сторон, апелляционный суд признает приговор законным, обоснованным и справедливым.

Выводы суда о виновности Рысиковой И.Ю. в совершении преступления, предусмотренного ст.159.2 ч.3 УК РФ основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, анализ и оценка которых содержится в приговоре.

Виновность Рысиковой И.Ю. в этом преступлении подтверждается её показаниями о том, что она и семья были лишь зарегистрированы в г.Алексевка Белгородской области, но там не проживали. Жили в Красногвардейском районе Белгородской области и в г.Одинцово Московской области. После рождения детей она обращалась в социальные службы г.Алексеевка Белгородской области для получения пособий, но лишь в силу того, что такие пособия были ей положены. О том, что она получала пособия и другие выплаты в связи с проживанием в зараженной зоне, не знала и с таким намерением с соответствующими заявлениями не обращалась. Все указанные выплаты получила.

О том, что Рысикова И.Ю. не проживала в г.Алекссевка Белгородской области свидетельствовали владелец домовладения (место регистрации) Р1. – мать мужа осужденной, Ш. и Ш1., проживавшие в доме по найму, и другие свидетели.

Р1. на следствии (т.1 л.д.81-85) пояснила, что Рысикова И.Ю. пояснила ей, что регистрация в <адрес> в г.Алекссевка Белгородской области необходима ей для получения компенсаций для проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Эти показания свидетелей суд обоснованно признал достоверными, которые были получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

В судебном заседании свидетель Р. показал, что от брата ему известно, что целью регистрации в домовладении матери было получение социальных выплат за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Суд правильно установил, что Рысикова И.Ю. не имела права на выплату ей льгот за проживание семьи на территории г.Алексеевка, она и члены её семьи были зарегистрированы в д.№20 по ул.Гоголя г.Алексеевка Белгородской области с целью получения денежных выплат. В судебном заседании свидетель Р. показал, что от брата ему известно, что целью регистрации в домовладении матери было получение социальных выплат за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Свидетели К., Б., К2. пояснили, что семья Рысиковой И.Ю. проживала в г.Одинцово Московской области и сыновья там же посещали дошкольное учреждение и начальные классы в средней школе №17 г.Одинцово Московской области.

О том, что Рысикова И.Ю. обращалась в социальные службы Алексеевского района Белгородской области о выплате ей и семье денежных средств как проживающих на территории, пользующихся льготами, подтверждается показаниями сотрудников Управления пенсионного фонда РФ и социальной защиты по Алексеевскому району и г.Алексеевка Белгородской области Г., М.К1., пояснивших, что по заявлениям Рысиковой И.Ю., как лицу и членам ее семьи выплачивались денежные средства в связи с проживанием в зоне, подвергшейся воздействию аварии на Чернобыльской АЭС.

При каждом обращении Рысикова И.Ю. предоставляла необходимые сведения о регистрации и проживании ее и ее детей по месту жительства, по <адрес> в г. Алексеевка Белгородской области, - населенном пункте с льготным социально-экономическим статусом.

В письменных заявлениях о назначении выплат, поданных Рысиковой И.Ю., было оговорено, что она должна сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение или прекращение выплат и пособия. При принятии заявлений специалисты разъясняли такие обстоятельства, к которым относится также изменение постоянного места жительства.

Сотрудник УСЗ населения В. пояснила, что 29 января 2013 года она приняла документы и заявление у Рысиковой И.Ю. на выплату пособия по уходу за ребенком. Рысиковой И.Ю. было разъяснено о ее правах и обязанности сообщить в УСЗН об обстоятельствах, влияющих на выплату, к которым относится изменение места жительства ребенка или получателя.

Суд установил, что органы Управления пенсионного фонда РФ не наделены полномочиями проверять факт проживания получателей выплат по месту их регистрации.

Ответственность за предоставление сведений в соответствии с действующим законодательством возложена на заявителя. В заявлении о назначении имеется информация, письменное обязательство сообщать обо всех обстоятельствах, влекущих прекращение данной выплаты. Это указано в п.9,38 Приказа об утверждении Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в РФ от 30.11.2004г. № 294.

В случае смены места жительства и регистрации получатель выплаты должен безотлагательно сообщить в орган ПФР и подать заявление о прекращении выплат, без которого названный орган не может прекратить выплаты.

Виновность Рысиковой И.Ю. в совершении преступления также подтверждено письменными доказательствами: изъятыми личными делами Рысиковой И.Ю. в социальных службах Алексеевского района и г.Алексеевка Белгородской области, которые содержат пакет всех необходимых документов на производство Рысиковой И.Ю. льготных выплат в связи с проживанием в данном муниципальном образовании.

Все поданные Рысиковой И.Ю. заявления в названных выплатных делах содержит указание, что она обязуется сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты (в том числе проживание в другом населенном пункте как г.Одинцово Московской области.

Факт доставки всех незаконно начисленных денежных средств в объеме, указанном в описании деяния, признанного судом доказанным, подтвержден документально и самой осужденной, которая не отрицала получение денежных выплат через банковскую карту.

Все изложенные в жалобах осужденной Рысиковой И.Ю. и ее защитника доводы были проверены и мотивированно обоснованно отвергнуты.

Так, в жалобах утверждается, что Рысикова И.Ю. имела право на получение денежной компенсации на питание детей, как посещающих муниципальное дошкольное и муниципальное образовательное учреждения, поскольку закон не связывает право на получение таких выплат с нахождением соответствующих учреждений в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Данное суждение не соответствует требованиям закона.

В соответствии с ФЗ от 15.05.1991, № 1244-1-ФЗ, согласно которому только проживание в зоне с льготным социально-экономическом статусе, является обязательным условием получения социальных гарантий.

Довод жалоб о том, что социальные органы, с учетом имеющихся у них материалов, знали о фактическом месте проживания Рысиковой И.Ю. и ее детей в г. Одинцово Московской области, но не прекратили выплаты, считая их виновными в сложившейся ситуации, является необоснованным, поскольку судом установлено, что обязанность сообщать действительные сведения, в том числе касающиеся проживание в другом регионе, полностью лежит на лице, подавшем заявление на получение соответствующих льготных выплат.

Вопреки доводам жалоб суд проверил все доказательства, в том числе представленных сторон защиты и дал им надлежащую оценку.

В жалобах осужденная и защитник не привели доказательств, которые были представлены ими в защиту, но не получили оценки в приговоре и могли повлиять на исход дела.

В жалобах осужденной и защитника содержаться иные суждения, которые по смыслу уголовно-процессуального закона не являются доводами жалоб, поэтому подлежат отклонению.

Поскольку Рысикова И.Ю. преступление совершила с прямым умыслом, по мотиву корысти, суд правильно квалифицировал её действия по ст.159.2 ч.3 УК РФ.

Рысиковой И.Ю. наказание назначено справедливое, с учетом всех обстоятельств дела, в полном соответствии с требованиями ст.ст.6,60 ч.3 УК РФ и не подлежит смягчению.

Нарушений уголовно-процессуального закона не выявлено.

С учетом изложенного апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.389.20, 389.28 УПК РФ, апелляционный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Приговор Алексеевского районного суда Белгородской области от 30 июля 2018 года в отношении Рысиковой Ирины Юрьевны оставить без изменения, а апелляционные жалобы осужденной и защитника без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи