Судья Головина Н.А. Дело № 33-2049 25 июня 2013 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Маслова А.К., Баркаловой Т.И.,
при секретаре Крылатой И.П.
с участием прокурора Бригадиной В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2013 года
апелляционную жалобу ФИО1
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 04 марта 2013 года по делу по иску ФИО1 к Федеральной таможенной службе, Белгородской таможне о создании подразделения охраны труда и гражданской обороны, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Маслова А.К., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя ФТС и Белгородской таможни – ФИО2 (доверенности в деле), заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
В соответствии с приказом Белгородской таможни от 01.12.2005г. №707-к ФИО1 принят на службу в Белгородскую таможню на должность <данные изъяты>. С ним заключен служебный контракт от 01.12.2005г. №10101000/2344ск/05 на неопределенный срок.
На основании приказа Белгородской таможни от 02.06.2009г. №287-к и служебного контракта от 03.06.2009г. №10101000/0112ск/09 на ФИО1 возложены должностные обязанности <данные изъяты>.
Согласно штатному расписанию таможни отделение охраны труда и гражданской обороны состояло из 4 должностных лиц: начальника отделения, главного государственного таможенного инспектора, государственного таможенного инспектора, инженера по охране труда.
28.01.2011г. ФТС РФ издан приказ №1923 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе», в котором указано о сокращении с 26.12.2012г. 647 штатных единиц государственных гражданских служащих таможенных органов, расположенных в Центральном Федеральном округе.
Приказом ФТС РФ от 26.09.2012г. №1926 утвержден Перечень типовых структурных подразделений таможенных органов РФ, в который отделы (отделения) охраны труда и гражданской обороны не включены.
Исполняя требования приказа ФТС от 28.01.2011г. №1923, Центральным таможенным управлением издан приказ от 02.10.2012г. № 604 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных в Центральном федеральном округе», которым сокращены 611 единиц должностей федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов в Центральном федеральном округе, начальнику Белгородской таможни предписано обеспечить внесение изменений в штатное расписание, исключив из него 90 государственных гражданских служащих, в том числе 4 должности начальника отделения, 13 – главных государственных таможенных инспекторов, 20 - государственных таможенных инспекторов, 14 – должностных лиц категории специалисты (в т.ч. инженер по охране труда).
04.10.2012г. Белгородской таможней издан приказ №1106 «Об организационно-штатных мероприятиях», в соответствии с которым из штата таможни исключены 90 должностей государственных гражданских служащих, включая должностных лиц отделения охраны труда и гражданской обороны.
Приказом ФТС РФ от 06.11.2012г. №2219 внесены изменения в Перечень типовых структурных подразделений таможенных органов РФ, согласно которым по решению начальника таможенного органа с учетом особенностей деятельности таможенного органа может быть создано подразделение охраны труда и гражданской обороны.
Приказом Белгородской таможни от 25.12.2012г. №1218-к с 25.12.2012г. прекращен срок действия служебного контракта, заключенного с ФИО1, он освобожден от замещаемой должности <данные изъяты> в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной подготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).
Приказом Белгородской таможни от 26.12.2012г. №1229-к обязанности по <данные изъяты> возложены на должностных лиц отдела тылового обеспечения.
Дело инициировано иском ФИО1, который просит обязать ФТС РФ создать в Белгородской таможне подразделение охраны труда и гражданской обороны исходя из штатной численности, определенной законодательством о труде, восстановить его в прежней должности, взыскать с Белгородской таможни заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Исследовав представленные доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, руководствуясь Федеральным законом «О государственной гражданской службе в РФ», Трудовым кодексом РФ, Указом Президента РФ от 31.12.2010г. №1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», Постановлением Правительства РФ от 28.01.2011г. №39 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что упразднение отделения охраны труда и гражданской обороны в Белгородской таможни осуществлено в рамках закона, оснований для восстановления истца на работе в должности <данные изъяты> не имеется.
Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Из анализа приведенной нормы трудового права следует, что обязанность по созданию службы охраны труда возникает у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, которым Белгородская таможня не является в силу своего публично-правового статуса органа государственной власти и специфики осуществляемой деятельности, направленной не на создание материальных ценностей, а на осуществление социального управления.
В этой связи судебная коллегия признает несостоятельным довод апеллятора о том, что Белгородская таможня является органом, осуществляющим производственную деятельность, к организации структуры которого применимы положения ст. 217 ТК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность работодателя по созданию в таможенном органе службы охраны труда и гражданской обороны предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999г. №782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», Постановлениями Минтруда и социального развития РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» и от 22.01.2001г. №10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях», Приказом ФТС РФ от 21.05.2007г. №613 «Об утверждении Типового положения о подразделении охраны труда и гражданской обороны таможенного органа Российской Федерации» основаны на неправильном толковании указанных нормативных актов.
Исходя из содержания п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.07.1999г. №782 утвержденное им Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и согласно п. 4 допускает наличие в организациях, как структурных подразделений так и отдельных работников в составе других подразделений организации, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, однако обязанности организации к созданию (назначению) указанных подразделений (работников) не устанавливает.
Из содержания Постановлений Минтруда и социального развития РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» и 22.01.2001г. №10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» следует, что они носят рекомендательный характер, регулируют порядок и способы организации охраны труда, однако обязанности к созданию указанных подразделений (работников) также не устанавливают.
Приказ ФТС РФ от 21.05.2007г. №613 обязывает начальников таможенных органов, в штатном расписании которых имеются подразделения охраны труда и гражданской обороны, руководствоваться при подготовке положений о подразделениях охраны труда и гражданской обороны Типовым положением, которое определяет основанные задачи, функции и права подразделения охраны труда. При этом обязанности к созданию такого подразделения Приказ не содержит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее законодательство предоставляет начальнику таможни право выбрать способ контроля за выполнением требований охраны труда - создать отдельную структуру по охране труда и гражданской обороне, назначить специалиста либо поручить выполнение данной работы отдельному работнику.
Выводы суда первой инстанции относительно соблюдения порядка увольнения истца соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям действующего законодательства и в апелляционной жалобе не оспариваются.
В соответствии с положениями ч.3 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Согласно протоколу судебного заседания от 01-04.03.2013г. после проведения судебных прений судом удовлетворено ходатайство представителя ответчиков о приобщении к материалам дела уведомления Белгородского городского центра занятости населения о высвобождении работников Белгородской таможни. Возражений против удовлетворения ходатайства или заявлений о дополнительном ознакомлении и исследовании приобщенного уведомления от истца не поступило. После приобщения к делу указанного документа сторонам была предоставлена возможность дополнительно выступить в судебных прениях, однако данным правом они не воспользовались.
Апеллятором не указано, а судебной коллегией не усмотрено, каким образом нарушение порядка исследования доказательств (неисследование уведомления после его приобщения к делу) привело или могло привести к принятию неправильного решения.
В силу ч.6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
С учетом фактических обстоятельств дела, содержания доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия признает допущенное судом первой инстанции процессуальное нарушение формальным и полагает, что оно не привело и не могло привести к принятию неправильного решения.
Других доводов жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает постановленное по делу решение законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 04 марта 2013 года по делу по иску ФИО1 к Федеральной таможенной службе, Белгородской таможне о создании подразделения охраны труда и гражданской обороны, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи