БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«11» июля 2023 года г.Белгород
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
- председательствующего Переверзевой Ю.А.,
- судей Фурмановой Л.Г., Тертышниковой С.Ф.,
- при секретаре Бурцевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Белгородской области об отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить выплату страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 14 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
17.02.2022 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (далее по тексту - ОСФР по Белгородской области) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указав на осуществление ею работы в качестве разнорабочей в колхозе им.Ленина с.Чертовец Горденковского района Ивано-Франковской области Украины в период с 04.07.1955 г. по 1988 г., представив трудовую книжку, в которой содержатся записи относительно указанного периода ее работы. Однако решением пенсионного органа № № от 19.05.2022 г. в удовлетворении ее заявления было отказано по причине несоответствия представленной ею трудовой книжки правилам оформления трудовых книжек и отсутствием иных документов, подтверждающих факт работы.
При этом, истица полагает, что не может быть основанием для отказа включить в общий страховой стаж указанных периодов ее трудовой деятельности в колхозепо причине неправильного оформления трудовой книжки, допущенного по вине ответственных за оформление документов лиц.
В связи с чем, ФИО1 просила суд признать незаконным решение ОСФР по Белгородской области № № от 19.05.2022 г. об отказе в назначении пенсии и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения в пенсионный орган - 17.02.2022 г.
Решением Яковлевского районного суда Белгородской области от 13.04.2023 г. в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истица, ссылаясь на неверное определение судом, имеющих юридическое значение для дела, обстоятельств, несоответствие им выводов суда и неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица, будучи надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени слушания дела (согласно детализации смс-рассылки, судебное извещение получено абонентом 02.06.2023 г.), не явилась, о причине неявки суд не уведомила. Ходатайств об отложении дела слушанием при наличии на то уважительных причин, не представила.
Представитель ответчика ФИО3 указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы истицы по приведенным в письменных возражениях основаниям, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истицы, приходит к следующим выводам.
В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон от 28.12.2013 г.№ 400-ФЗ), вступившим в силу 01.01.2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему Федеральному закону при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статья 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ устанавливает переходные положения действия данного закона.
Так, согласно ч.1 ст.35 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, с 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно приведенным выше положениям Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ для назначения страховой пенсии необходимо не только достижение установленного возраста, но и наличие минимального требуемого страхового стажа и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст.11, 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст.11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения ранее содержались в п.п.5, 14, 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555, (утратили силу с 01.01.2015 г.).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается(п.3 ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Пенсионное обеспечение лиц, переселившихся на постоянное место жительства в РФ из стран СНГ и республик бывшего СССР, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Порядок установления страховых пенсий определен ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно ч.1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч.7 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 04.08.2021 г. № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту - Перечень № 538н).
В соответствии с указанным Перечнем, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания гражданина) на территории Российской Федерации, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации (п.2 Правил № 538н).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.55 Правил № 538н).
Документы иностранных государств должны быть легализованы в порядке, установленном ст.27 Федерального закона от 05.07.2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации», если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (п.56 Правил № 538н).
Документами, удостоверяющими личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, в том числе является временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выданное территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.п. «д» п.57 Правил № 538н).
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, рассмотрения заявления об установлении пенсии регламентирован Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными приказом Минтруда России от 05.08.2021 г. № 546н, в соответствии с п.18 которых при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащиеся в документах сведений данным индивидуального персонифицированного учета.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 г. № 175-ФЗ).
Согласно ст.1 указанного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 10 Соглашения от 13.03.1992 г. установлено, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами.
В силу ч.3 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием, определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В ст.2 указанного Федерального закона определено, что под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Вид на жительство, согласност.2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ,это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Получение иностранными гражданами или лицами без гражданства в установленном порядке вида на жительство признается обязательным условием для установления факта их постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации.
Таким образом, в отношении иностранных граждан дата выдачи вида на жительство является датой, с которой данная категория граждан приравнивается к гражданам Российской Федерации в правах, в частности, на назначении страховой пенсии по старости.
Продолжительность страхового стажа и величину индивидуальных пенсионных коэффициентов, необходимые для назначения страховой пенсии по старости для иностранных граждан, которым назначение страховой пенсии по старости осуществляется, в том числе, с применением норм международных договоров (соглашений) Российской Федерации о пенсионном обеспечении, основанных на «территориальном» принципе достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости ранее получения вида на жительство, следует определять на год получения этими гражданами вида на жительство.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась гражданкой Украины, проживала в <...>, с января 2022 г. проживает на территории Российской Федерации, 03.02.2022 г. зарегистрирована по адресу: <...> (л.д.11-13).
31.01.2022 г. ФИО1 получен вид на жительство (л.д.14).
17.02.2022 г. ФИО1 обратилась в ОСФР по Белгородской областис заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Решением пенсионного органа № № от 19.05.2022 г. в удовлетворении ее заявления было отказано по основанию не представления документального подтверждения факта работы. При этом не принята во внимание трудовая книжка истицы, ввиду ее ненадлежащего оформления (л.д.9-10).
Разрешая исковые требования ФИО1 о признании незаконным указанного решения пенсионного возраста и назначении пенсии по старости на общих основаниях в порядке ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, суд первой инстанции согласился с выводами пенсионного органа, указав на отсутствие, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности, доказательств, подтверждающих факт работы истицы в колхозе им.Ленина с.Чертовец Горденковского района Ивано-Франковской области Украины с 04.07.1955 г. по 1988 г., при этом, трудовая книжка истицы не принята во внимание для назначения пенсии, поскольку заполнена после прекращения ею трудовой деятельности в колхозе - 22.08.1989 г.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст.66 ТК РФ, п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190 и п.11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В подтверждение трудовой деятельности, истицей представлена трудовая книжка УКР № 0654980, дата заполнения 22.08.1989 г. (л.д.15-17).
Согласно указанной трудовой книжке, ФИО1 с 04.07.1955 г. по 1988 г. осуществляла трудовую деятельность в качестве разнорабочей бригады № 3 колхоза им.Ленина с.Чертовец Горденковского района Ивано-Франковской области Украины.
На основании п.4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162 (утратила силу 10.10.2003 г.) при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
В соответствии с п.11 указанных Правил от 02.10.2014 г. № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 59 Правил от 02.10.2014 г. № 1015 предусмотрено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку. Запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, образуемой и действующей в установленном порядке, рассматривается наравне с записью, подтвержденной документами (п.п.60, 61 Правил от 02.10.2014 г. № 1015).
В соответствии с п.35 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного приказом Минтруда России от 19.05.2021 г. № 320н, при выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст.66.1 ТК РФ, которая заверяется подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (кадровой службы) (при наличии печатей). В графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата выдачи трудовой книжки, в графе 3 делается запись «Подано письменное заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст.66.1 ТК РФ», в графе 4 указывается заявление работника, с указанием даты и номера его регистрации.
При увольнении работника (прекращении трудового договора) записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя (кадровой службы) (при наличии печатей). Если трудовая книжка заполнялась на государственном языке Российской Федерации и на государственном языке республики в составе Российской Федерации, заверяются оба текста (п.36 Порядка от 19.05.2021 г. № 320н).
Аналогичные требования к порядку оформления трудовых книжек и подтверждения стажа содержались в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225 и в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном приказом Министерством социального обеспечения РСФСР от04.10.1991 г. № 190.
Как усматривается из материалов дела, согласно записям в трудовой книжке ФИО1, 04.06.1055 г. она принята на работу в колхоз им.Ленина с.Чертовец Горденковского района Ивано-Франковской области Украины в качестве разнорабочей бригады № 3. Последняя запись о работе истицы значится 1988 г. В период 1995-1988 г.г. имеются отметки о внесении личного трудового участия колхозника ФИО1 в деятельность колхоза. Запись о приеме ФИО1 на работу заверена председателем колхоза и удостоверена печатью колхоза, сделана на основании протокола заседания членов колхоза № 4 от 04.06.1955 г., титульный лист трудовой книжки также имеет печать работодателя, записи о трудовом вкладе колхозника ФИО1 внесены на основании расчетно-платежных ведомостей (л.д.15-17, 40-41)
Таким образом, оснований подвергать сомнению факт приема и осуществления работы истицы в период 1955-1988 г.г. не имеется. При этом, одно лишь то обстоятельство, что датой заполнения трудовой книжки значится 22.08.1989 г., то есть дата после прекращения истицей трудовой функции в колхозе, не может опровергнуть установленные обстоятельства, а лишь свидетельствует о небрежном делопроизводстве в колхозе.
Факт работы истицы в указанном колхозе подтвердила также в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ФИО4, которая доводится ФИО1 дочерью, представляла ее интересы на основании нотариально оформленной доверенности.
По общему правилу, установленному действующим трудовым законодательством, обязанность по надлежащему оформлению трудовой книжки работника, в том числе внесение записей о трудовой деятельности, в силу требований трудового законодательства возлагается на работодателя, а ненадлежащее исполнение работодателем требований трудового законодательства по ведению кадрового делопроизводства не должны повлечь за собой отрицательные последствия для истца при реализации им пенсионных прав.
При таком положении, учитывая, что на работника не могут возлагаться негативные последствия ненадлежащего оформления работодателем трудовой книжки, в том числе даты ее заполнения, то данные обстоятельства не могут служить отказом для включения периодов работы истицы в страховой стаж, учитываемый при определении права на пенсию (п.9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»). В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого решения ОСФР по Белгородской области, включении периода работы истицы в колхозе им.Ленина с.Чертовец Горденковского района Ивано-Франковской области Украины в ее страховой стаж и обязании ответчика назначить истице пенсию на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1). Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.1 ст.21 настоящего Федерального закона.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и в силу положений п.п.2-4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием в соответствии с ч.2 ст.328 ГПК РФ нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 14 апреля 2023 года по делу по иску ФИО1 (вид на жительство №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Белгородской области (ИНН №) об отмене решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить выплату страховой пенсии по старости отменить.
Принять новое решение, которым признать незаконным решение ОСФР по Белгородской области № № от 19.05.2022 г. об отказе ФИО1 в установлении пенсии; обязать ОСФР по Белгородской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Яковлевский районный суд Белгородской области.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 24.07.2023 г.
Председательствующий
Судьи