БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-1901/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 11 мая 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Доценко Е.В.
судей Харебиной Г.А., Мухортовой Л.И.
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Белгороде о признании действий по уменьшению пенсии за выслугу лет незаконными, взыскании недоплаченной суммы пенсии
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 17 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Мухортовой Л.И., объяснения истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика УПФР (ГУ) в г. Белгороде – ФИО3 и ФИО4, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Белгороде о признании действий по уменьшению пенсии за выслугу лет незаконными, взыскании недоплаченной суммы пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований сослалась на то, что с 16 сентября 2004 года является получателем трудовой пенсии по старости, вместе с вышеуказанной пенсией ей выплачивается пенсия за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 № 166-ФЗ. При этом размер пенсии за выслугу лет в 2004 году составил 6203,79 руб. в месяц. С 2009 года при индексации трудовой (страховой) пенсии Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Белгороде незаконно уменьшает размер ее ежемесячной пенсии за выслугу лет, поскольку указанная пенсия назначена ей бессрочно. В результате на 01 декабря 2016 года размер пенсии за выслугу лет составил 1422,99 руб.
С учетом уточнения требований просила суд признать незаконными действия ответчика по уменьшению ее пенсии за выслугу лет на суммы индексации страховой пенсии и отказе в выплате недоплаченной пенсии за выслугу лет, возложить на ответчика обязанность по устранению нарушения ее прав и законных интересов при администрировании ее пенсионных выплат, а также соблюдение ее конституционных прав при индексации страховой пенсии, взыскать с ответчика в ее пользу 441819,75 руб. недоплаченной пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании истица и ее представитель уточненные требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признала по тем основаниям, что пенсия за выслугу лет истице выплачивается в соответствии со ст.21 Федерального закона №166-ФЗ в пределах сумм, устанавливаемых соответствующими Поручениями Пенсионного фонда России.
Решением суда иск признан необоснованным и в его удовлетворении отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности и принятии нового судебного постановления об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность выводов суда по причине неверного определения предмета спора, поскольку ею были заявлены требования в защиту своего нарушенного права на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в установленном размере с учетом индексации. При этом, по мнению истицы, Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ предусмотрено право пенсионера, получающего пенсионное обеспечение по указанному закону на индексацию обеих частей пенсии: за выслугу лет и страховой пенсии. Кроме того не основан на законе вывод суда о том, что пенсия за выслугу лет зависит от размера страховой части пенсии, так как размеры указанных пенсий рассчитываются по разным законам и их общий размер зависит только от размера средней заработной платы пенсионера на момент выхода на пенсию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения исковых требований, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не носит самостоятельного характера и устанавливается в виде доплаты к трудовой (страховой) пенсии по старости (инвалидности) до определенного уровня, зависящего от продолжительности стажа государственной гражданской службы и заработка (оклада) государственного служащего. При этом зависимость размера пенсии за выслугу лет от размера страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной фиксированной выплатой прямо предусмотрена ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты», утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 №44.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. п. 1-3, 7-9 ч. 1 ст. 33, п. п. 1, 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п. п. 2-4 ч. 1 и п. п. 2-4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет предусмотрен ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ в соответствии с п. 1 которой, федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со ст. 21 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что решением пенсионного органа от 22 сентября 2004 года ФИО1 назначена пенсия по инвалидности, которая периодически индексируется в соответствии с действующим законодательством.
С 16 сентября 2004 года истице установлена пенсия за выслугу лет по Поручениям Пенсионного фонда РФ № от 03 ноября 2004 года, от 25 декабря 2006 года, от 22 января 2007 года, от 09 ноября 2007 года, от 07 апреля 2008 года, от 30 сентября 2008 года, от 28 июля 2009 года, от 10 августа 2012 года и от 22 октября 2013 года.
При этом ФИО1 назначена выплата пенсии за выслугу лет с учетом того, чтобы общая сумма пенсии за выслугу лет, базовой, страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляла 6203,79 руб. в месяц с 16 сентября 2004 года, 7134,36 руб. в месяц с 01 августа 2006 года, 7847,80 руб. в месяц с 01 января 2007 года, 9024,96 руб. в месяц с 01 декабря 2007 года, 9837,21 руб. в месяц с 01 февраля 2008 года, 10722,56 руб. в месяц с 01 октября 2008 года, 13052,55 руб. в месяц с 01 января 2009 года.
На основании Поручений Пенсионного фонда РФ от 10.08.2012 и 22.10.2013 № истице была назначена пенсия за выслугу лет с учетом того, чтобы общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных п. 3 ст. 14 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 01 октября 2012 года составляла 13836,77 руб. в месяц, с 01 октября 2013 года и по настоящее время составляет 14597,78 руб. в месяц.
Согласно справкам, выданным Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Белгороде, ежемесячные выплаты ФИО1 состоят из страховой пенсии по старости, государственной пенсии за выслугу лет, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). При этом начиная с апреля 2010 года, в связи с повышением размера пенсии по инвалидности, размер пенсии истицы за выслугу лет уменьшается. На 26.12.2016 года он составил 1422,93 руб.
Это связано с тем, что пенсия по инвалидности повышается более быстрыми темпами, чем денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет.
Как правильно указал суд, в силу пп. «а» п. 22 и п. 23 «Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» в связи с изменением размера страховой пенсии органом, осуществляющим выплату страховой пенсии, производится перерасчет размера пенсии за выслугу лет.
Следовательно, при увеличении размера страховой пенсии по старости (инвалидности) и установленной к ней фиксированной выплаты размер пенсии за выслугу лет, полагающийся к выплате, соответственно, снижается. При этом снижения общего уровня пенсионного обеспечения федерального государственного гражданского служащего не происходит.
Согласно информации УПФР (ГУ) в г. Белгороде, содержащейся в возражениях на исковое заявление, отсутствие централизованного повышения денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих влечет уменьшение доплаты пенсии за выслугу лет при индексации страховой пенсии, в связи с чем общий размер пенсии истца в настоящее время будет увеличиваться только за счет индексации суммы валоризации.
В решение содержится верное суждение о том, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 № 346 пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (в т.ч. должностных окладов) федеральных государственных гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных ст. ст. 14 и 21 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
По информации УПФР в г. Белгороде от 05.05.2017 года размер страховой пенсии по старости ФИО5 с учетом фиксированной выплаты и страховой части трудовой пенсии с учетом валоризации по состоянию на 01.05.2017 года составил 16042,21 руб., где 4805,11 руб. - фиксированный базовый размер, 11237,10 руб. страховая часть трудовой пенсии (с учетом валоризации - 2121,19 руб.)
Поскольку в настоящее время сумма валоризации составляет 2121,19 руб., а размер пенсии за выслугу лет с 01.10.2013 года не изменился, то размер получаемой пенсии истицы составляет 16718,97 руб.: 14597,78 руб. (размер пенсии по Поручению) + 2121,19 руб. (валоризация). Или к страховой пенсии по старости 16042,21 руб. прибавляется доплата 676,76 руб., которая получается путем вычитания из суммы пенсии за выслугу лет 14597,78 руб. суммы страховой пенсии по старости без учета валоризации 13921,02 руб. (16042,21 руб. – 2121,19 руб.) В итоге к выплате истице получается та же сумма 16718,97 руб. (16042,21 руб. + 676,76 руб.).
Исходя из изложенного, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что выплата пенсии истице за выслугу лет соответствует действующему законодательству, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что ответчик незаконно уменьшает размер её пенсии за выслугу лет при индексации страховой части пенсии, в связи с чем не происходит гарантированного Конституцией РФ увеличения её пенсионного обеспечения, не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку они основаны на неправильном толковании норм Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней, но лишь в порядке и на условиях, предусмотренных иными положениями названного федерального закона. Как следует из самой формулировки нормы, пенсия за выслугу лет носит второстепенный характер и дополняет трудовую пенсию, назначенную бывшему госслужащему.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, сделанных на основе всестороннего и полного исследования собранных по делу доказательств, при отсутствии необходимых для этого оснований. При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены по существу законного и обоснованного по делу решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Нарушений процессуального закона, являющихся в силу п. 4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 17 января 2017 года по делу по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Белгороде о признании действий по уменьшению пенсии за выслугу лет незаконными, взыскании недоплаченной суммы пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи