НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Балтийского флотского военного суда (Калининградская область) от 13.04.2017 № 33А-45/2017

суд первой инстанции: Батенев К.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-45/2017

«13» апреля 2017 года г.Калининград

Балтийский флотский военный суд в составе: председательствующего Фурменкова Ю.С., судей Савина М.П., Солина А.В.,при секретаре Даниловой Н.И., с участием административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица - Г.

в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело по апелляционным жалобам представителя ответчика и представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (ФГКУ «Западрегионжилье») Министерства обороны РФ на решение Калининградского гарнизонного военного суда от 27 января 2017 года по административному иску военнослужащего военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес><звание> Красницкого С.С. об оспаривании им решения начальника отдела -№- (<адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны РФ (далее по тексту отдела -№-) о признании его утратившим право на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 кв. м. или отдельной комнаты.

Заслушав доклад судьи Фурменкова Ю.С., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя ответчика и заинтересованного лица в их поддержку, возражения истца, полагавшего решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, флотский военный суд

у с т а н о в и л:

Указанным решением гарнизонный военный суд удовлетворил названный административный иск Красницкого С.С. и признал незаконным решение начальника отдела -№- (<адрес>) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны РФ от 5 декабря 2016 года -№- о признании истца утратившим право на дополнительную площадь жилого помещения, обязав начальника отдела -№- внести в единый реестр военнослужащих Министерства обороны РФ, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, сведения о наличии у истца права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Кроме того суд взыскал с ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ через лицевой счет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республика Карелия» (далее по тексту ФКУ «УФО МО РФ по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республика Карелия») в пользу Красницкого судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере <сумма> рублей.

В поданных апелляционных жалобах их авторы выражают несогласие с решением суда, просят его отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении требований Красницкого, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.

Так, в жалобах утверждается, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе претендовать на дополнительную жилую площадь за счёт средств Министерства обороны РФ, и административный истец, являющийся сотрудником Следственного комитета, к ним не относится. По мнению авторов апелляционных жалоб, предоставление Красницкому дополнительной жилой площади по основанию, не предусмотренному Федеральным законом «О статусе военнослужащих», повлечёт нецелевое расходование денежных средств, выделенных Министерству обороны РФ для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Также, в жалобах указывается на то, что судом первой инстанции не был в полной мере исследован вопрос обеспечения жильем сотрудников Следственного комитета России в соответствии с ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Согласно Положению о жилищных комиссиях в Следственном Комитете РФ, утвержденному приказом председателя Следственного комитета РФ от 30.09.2011 г. № 143, жилищные комиссии создаются как в центральном аппарате СК России, так и в следственных управлениях СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлениях и отделах СК России. Данное Положение определяет как порядок принятия сотрудников Следственного комитета России на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, так и порядок их обеспечения жилыми помещениями.

Следовательно, Красницкий мог реализовать свое право на постановку на учет нуждающихся в получении жилых помещений с учетом права на дополнительную жилую площадь, гарантированное ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», обратившись в соответствующие органы Следственного комитета. Однако он, реализуя гарантии ч.3 ст. 39 указанного Федерального закона, воспользовался правовыми гарантиями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих», обратившись для получения жилого помещения в уполномоченный орган в сфере жилищных правоотношений Министерства обороны РФ.

Помимо этого представитель заинтересованного лица указывает на то, что суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных Краснициким требований, не учел того, что истцу на основании решения ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ 7 декабря 2016 года предоставлена по его заявлению жилищная субсидия. В связи с этим Красницкий и члены его семьи решением начальника отдела -№- (<адрес>) были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с получением ими установленным порядком от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительства жилого помещения. Указанные выше решения административным истцом не оспаривались и не признаны незаконными. Снятие с учета осуществлено в соответствии с требованиями нормативных актов. При этом автор жалобы обращает внимание на то, что суд первой инстанции, вопреки своему же суждению в решении о том, что право на дополнительную общую площадь жилого помещения может быть реализовано лишь при предоставлении жилого помещения, обязал должностное лицо совершить юридически значимые действия для реализации права на дополнительную площадь жилого помещения после того как это право истцом было реализовано, то есть отдельно от социальной гарантии по обеспечению жильем.

Кроме того автор жалобы указывает на то, что, возложив на должностное лицо обязанность о внесении изменений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в части признания за административным истцом право на дополнительную общую жилую площадь жилого помещения не менее 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты, суд не учел, что истец избрал способ реализации своего права путем получения жилищной субсидии. При этом п.5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам российской федерации и иным лицам в соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, предусматривает, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них. Увеличение норматива жилого помещения, при наличии у военнослужащего права на дополнительную общую площадь помещения, более чем на 15 кв.м. при предоставлении субсидии не предусмотрено. Следовательно, как полагает автор жалобы, решение суда в этой части противоречит нормативно-правовому акту.

Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, флотский военный суд приходит к следующему.

Как правильно установил суд первой инстанции, что не оспаривается ответчиком, Красницкий проходит военную службу по контракту в военном следственном управлении СК России по <адрес> в должности <...>), при этом общая продолжительность его военной службы составляет 23 года. Решением начальника отдела -№-ДД.ММ.ГГГГ отдел -№-) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от 13.02.2014 года -№- Красницкий и члены его семьи на основании его заявления с 26 ноября 2013 года приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В соответствии с уведомлением начальника отдела -№- от 11 марта 2015 года -№- на основании заявления Красницкого от 12 января 2015 года ему изменена форма обеспечения жилым помещением на предоставление субсидии. Решением указанного выше должностного лица от 16 марта 2015 года -№- за административным истцом признано право на дополнительную площадь жилого помещения.

Далее из материалов дела следует, что решением начальника отдела -№- от 28 августа 2016 года -№- исключена и снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, супруга административного истца – ФИО1, в связи с ее участием, как военнослужащей ВС РФ в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. 5 декабря 2016 года решением указанного выше должностного лица -№- Красницкий признан утратившим право на дополнительную площадь жилого помещения. Решением руководителя ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от 7 декабря 2016 года -№- Красницкому и членам его семьи в количестве трех человек, без права на дополнительную площадь, предоставлена жилищная субсидия, а ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением -№- административному истцу перечислена денежная субсидия в размере <сумма> рублей. 20 декабря 2016 года на основании решения начальника отдела -№--№- административный истец снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Вопреки утверждениям в апелляционных жалобах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности действий административного ответчика, связанных с лишением права Красницкого на дополнительную площадь жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Статья 15.1 того же Федерального закона, предусматривая, что норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1), одновременно устанавливает право определенных категорий военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров и условия применения данного права (пункт 2).

Вопреки ошибочному мнению авторов апелляционных жалоб, приведённый в указанной правовой норме перечень лиц, обеспечиваемых дополнительной площадью жилого помещения из государственного жилищного фонда, исчерпывающим не является, поскольку согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

О том, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов разъясняется в пункте 25
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

То есть, содержащийся в абзаце первом пункта 2 статьи 15.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» перечень лиц, имеющих право на дополнительную жилую площадь, лишь дополняет категории граждан, аналогичное право которых закреплено иными нормативными актами жилищного законодательства.

Этот вывод подтверждается и анализом содержания абзаца второго п.2 указанной статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому при наличии у военнослужащего права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них. То есть в данной норме не содержится ссылка на абзац первый п.2 статьи 15.1, где по мнению авторов жалоб изложен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения, а указано о наличии данного права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, к такому законодательству относится и часть 23 статьи 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", согласно которому сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. При этом реализация данного права, в отличие от части 22 той же статьи указанного ФЗ, не ставится в зависимость от предоставления на эти цели Следственному комитету денежных средств либо решения Председателя Следственного комитета.

Как видно из копии контракта о прохождении военной службы (л.д.), последний контракт Красницким был заключен ДД.ММ.ГГГГ 2016 года на прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ, и от имени Министерства обороны РФ был подписан руководителем военного следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес>.

Поскольку Красницкий одновременно является сотрудником Следственного комитета РФ, имеет статус военнослужащего и офицерское звание, то в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) он обладает правами, установленными как ФЗ «О статусе военнослужащих», так и ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации», на Красницкого распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее гарантии для военнослужащих в ходе их материального и социального обеспечения, следовательно, в том числе порядок их жилищного обеспечения.

Таким образом, Красницкий необоснованно был лишен права на дополнительную общую площадь жилого помещения, которое должно было быть реализовано Министерством обороны РФ.

Оценивая утверждение авторов апелляционных жалоб относительно наличия у Красницкого права, как сотрудника следственного комитета на дополнительную площадь жилого помещения, обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения с учетом дополнительной площади в Следственный комитет РФ, флотский военный суд считает его ошибочным.

Порядок постановки на учет военнослужащих Вооруженных Сил РФ для признания их нуждающимися в получении жилых помещениях по договору социального найма регламентируется соответствующей инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", согласно которой решение о принятии на учет принимается уполномоченным органом. Этим органом и является указанный отдел -№- ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения».

По этой причине обращение Красницкого в отдел -№- по вопросу реализации права на жилище было обоснованным.

Более того, иного порядка реализации права на жилище, в том числе и права на дополнительную общую площадь военнослужащими – сотрудниками военных следственных органов, помимо обращения в отдел -№-, в военных следственных органах <адрес> до 1 января 2017 года не существовало, и, вопреки утверждению в апелляционных жалобах, Красницкий не имел возможности выбора порядка получения жилого помещения для постоянного проживания за счет федерального бюджета.

Так, порядок обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета и членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом права на дополнительную общую площадь (часть 23 статьи 35 указанного ФЗ), за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Следственному комитету, введен только с 1 января 2017 года - путем дополнения статьи 40 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» частью 8 - на основании Федерального закона от 4 июня 2014 №145-ФЗ.

При этом согласно второму предложению данной части 8 статьи 35 ведение учета военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, осуществляется Следственным комитетом лишь в отношении тех военнослужащих, у которых данное право возникло с 1 января 2017 года.

Красницкий же право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания приобрел раньше – в январе 2013 года - когда общая продолжительность его военной службы составила 20 лет.

К выводу об отсутствии у Красницкого возможности выбора порядка реализации права на жилище за счет средств федерального бюджета флотский военный суд приходит и с учетом фактических обстоятельств, установленных, в том числе, из доказательств, поступивших в суд второй инстанции.

Так, из ответа первого заместителя руководителя военного следственного управления Следственного комитета России по <адрес> от 28 марта 2017 года, направленного на запрос флотского военного суда, следует, что жилищная комиссия в указанном военном следственном управлении не создавалась, и до 1 января 2017 года все военнослужащие военных следственных органов <адрес> как иные военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений соответствующие документы подавали в уполномоченный орган Министерства обороны РФ, которым является названный отдел -№-. При этом приказ Следственного комитета РФ от 30 сентября 2011 года №143 «Об утверждении Положения о жилищных комиссиях в Следственном комитете Российской Федерации» на военные следственные органы СК России не распространялся, так как порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих военных следственных органов был регламентирован указанным приказом Министра обороны РФ №1280 от 30 сентября 2010 года.

С учётом изложенного довод апелляционных жалоб о возможности реализации Красницким в 2016 году права на дополнительную площадь жилого помещения в ином порядке, нежели обращение по этому вопросу в отдел -№-, флотский военный суд находит несостоятельным.

Кроме того, факт обращения Красницким в орган жилищного обеспечения Минобороны РФ не повлёк за собой утраты заявителем ведомственно-должностного статуса, порождающего у него право на дополнительную площадь жилого помещения. Реализация государством этого права, гарантированного Федеральным законом «О следственном комитете Российской Федерации», не может расцениваться как нецелевое расходование бюджетных средств.

Что же касается доводов представителя заинтересованного лица о снятии решением начальника отдела -№- от 20 декабря 2016 года Красницкого и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с получением им субсидии, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанное выше решение не может повлиять на наличие у административного истца права на получение (приобретение посредством жилищной субсидии) жилого помещения в надлежащем размере, поскольку это снятие с учета явилось следствием неправомерного решения должностного лица о лишении его права на дополнительную площадь жилого помещения. Кроме того данное решение начальника отдела -№- от 20 декабря 2016 года не было предметом рассмотрения данного административного дела, в связи с чем суд апелляционной инстанции не вправе его оценивать и признавать незаконным.

Это решение может быть отменено самим начальником отдела -№- при исполнении вступившего в законную силу решения суда по настоящему делу.

В то же время флотский военный суд находит, что решение суда первой инстанции подлежит изменению из-за несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; а также в связи с нарушением судом норм материального права.

Как верно указано в апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица, при рассмотрении дела суд должным образом не учел, что Красницкий, получивший 26 ноября 2013 года по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет право на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения, и поставленный на учет нуждающихся в жилых помещениях на получение квартиры, 12 января 2015 года изменил форму получения жилого помещения – на субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения (л.д.).

Из материалов дела усматривается, что административный истец в своем заявлении от 24 октября 2016 подтвердил свое решение об изменении формы получения жилого помещения на субсидию (л.д.), после чего решением руководителя ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ от 7 декабря 2016 года -№- Красницкому и членам его семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (л.д.54). Вместе с тем при ознакомлении с указанным решением административный истец 15 декабря 2016 года выразил несогласие с предоставленной суммой субсидии, указав, что она предоставлена без учета его права на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 кв.м.

Оспариваемым решением гарнизонный военный суд фактически согласился с этими возражениями Красницкого и возложил обязанность на должностное лицо внести изменения в его учетные данные и указать о наличии у административного истца права на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты.

Однако суд не принял во внимание, что в соответствии с п.4 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии определяется Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 утверждены «Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам российской федерации и иным лицам в соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее «Правила…»).

Согласно же п. 5 указанных «Правил…» при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 «Правил…», увеличивается на 15 кв. метров. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них.

Исходя из анализа приведенных выше норм права в их взаимосвязи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Красницкий, являющейся сотрудником военного следственного органа Следственного комитета РФ, имел право на учет при расчете размера положенной ему жилищной субсидии для получении жилого помещения дополнительной площади в размере 15 квадратных метров и именно данные сведения необходимо было внести в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда в части возложения на начальника отдела №4 обязанности о внесении изменений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях изменить, обязав ответчика внести соответствующие изменения о наличии у Красницкого права на дополнительную общую площадь жилого помещения для получения жилищной субсидии в размере 15 кв.м.

Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, флотский военный суд

определил:

Решение Калининградского гарнизонного военного суда от 27 января 2017 года по административному иску <звание> Красницкого С.С. об оспаривании им решения начальника отдела -№- (Калининград) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны РФ о признании его утратившим право на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 кв. м. или отдельной комнаты изменить, изложив его в следующей редакции.

Указанное административное исковое заявление Красницкого С.С. удовлетворить частично.

Обязать начальника отдела -№- (<адрес>) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о внесении изменений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в части признания за Красницким С.С. права на учет дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров для получения жилищной субсидии.

В остальном решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя ответчика – начальника отдела -№-<адрес>) и представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: