дело № 33а-4543/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 28 ноября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Хаировой Д.Р.,
судей областного суда Берстневой Н.Н., Степина А.Б.,
при секретаре Салиховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н., дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 3 октября 2018 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск», директору Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» ФИО2, заинтересованное лицо Министерство социального развития и труда Астраханской области, о признании распоряжения незаконным, и о восстановлении прав на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск», директору Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» ФИО2, в котором просил признать незаконным и отменить распоряжение от 29 декабря 2016 года, которым прекращены выплаты ежемесячной компенсации истцу, как ветерану труда, и восстановить его право на получение мер социальной поддержки с момента лишения.
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном труда и до января 2017 года получал ежемесячные компенсационные выплаты. На основании распоряжения от 29 декабря 2016 выплаты прекращены в связи с принятием закона Астраханской области № 85/2016-ОЗ от 22 декабря 2016.
Полагает, что распоряжение является незаконным, поскольку выплаты как ветерану труда установлены ему в период действия Федерального закона «О ветеранах» и отменены быть не могут.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» ФИО3 действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки истцу было принято на основании письма Министерства социального развития и труда Астраханской области, новым законом Астраханской области льгота не отменена, имеются новые условия для предоставления этой льготы, на момент вынесения решения ФИО1 не исполнилось 60 лет. В настоящее время ФИО1 является получателем компенсаций.
Из возражений ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» по данному административному делу следует, что согласно действующей в 2005 году редакции Положения о департаменте труда и социального развития Астраханской области, утвержденного постановлением Губернатора Астраханской области от 10 декабря 2003 года за №578, департамент труда и социального развития Астраханской области, органы по труду и социальной защите населения муниципальных образований образуют единую систему управления трудовыми отношениями и социальной защитой населения области. В последующем назначение мер социальной поддержки административному истцу осуществлялось отделом министерства социального развития и труда Астраханской области, в последующем, центром в рамках, возложенных на него полномочий. Законодательный орган Астраханской области, осуществляя правовое регулирование в рамках предоставленных ему полномочий, вправе самостоятельно определять условия присвоения звания «Ветеран труда».
Административный ответчик директор ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддерживает доводы, изложенные в возражениях ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск».
Представитель заинтересованного лица Министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО4 действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что возражает против исковых требований ФИО1 В целях формирования эффективных правовых механизмов при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом сохранения ранее установленного статуса «Ветеран труда», принимая во внимание доходную базу бюджета субъекта, был принят Закон Астраханской области от 22 декабря 2016 года за № 85/2016-ОЗ, действие которого направлено на урегулирование правоотношений, возникших с 3 января 2017 года, с момента вступления закона в силу, и в котором ветеранам труда сохранены все меры социальной поддержки, предусмотренные ранее действовавшим Законом Астраханской области от 27 декабря 2004 года за №68/2004-ОЗ. Меры социальной поддержки административному истцу на основании его заявления были установлены с 5 апреля 2005 года в соответствии со ст. 4 Закона Астраханской области от 27 декабря 2004 года за №68/2004-ОЗ. Данные меры предоставлялись административному истцу до 3 января 2017 года, поскольку во вступившем в силу законе нет указания на то, что Закон Астраханской области от 22 декабря 2016 года за № 85/2016-ОЗ распространяет свое действие на ветеранов труда, у которых право на предусмотренные данной нормой льготы возникло до введения в действие указанного закона. То есть данным законом не предусмотрено распространение его действия на правоотношения в области предоставления мер социальной поддержки Ветеранам труда, существующих до вступления его в законную силу. Иными законодательными актами Российской Федерации, определяющими порядок и условия назначения мер социальной поддержки лиц, не достигших возраста, дающего право на пенсию по старости, которым звание «Ветеран труда» было присвоено до введения в действие Закона субъектов РФ, не было предусмотрено исключений при определении порядка предоставления льгот. Правоотношения, связанные с установлением органами государственной власти мер социальной поддержки ветеранов труда нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статьей 4 ГК РФ, не регулируются, а являются административными правоотношениями.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 3 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения материального права, считает, что закон Астраханской области от 22 декабря 2016 на него не должен распространяться.
В судебное заседание ФИО1, не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
С учетом положений статей 10, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО4, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и обоснованным.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, районный суд пришел к выводу, что действия ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск», связанные с прекращением предоставления мер социальной поддержки ФИО1, соответствуют действующему законодательству, поскольку закон Астраханской области № 68/2004-ОЗ от 27 декабря 2004 года, на основании которого определены выплаты истцу, утратил силу, а закон Астраханской области № 85/2016-ОЗ от 22 декабря 2016 года установил новые условия для предоставления мер социальной поддержки лицам, имеющим звание «Ветеран труда», под которые не попадает истец.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, 05 апреля 2005 года ФИО1 обратился в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда». Выплаты, как ветерану труда, по оплате жилищно-коммунальных услуг, за проезд и телефон назначены ему с указанной даты и до 02 января 2017 года.
Звание «Ветеран труда» присвоено ФИО1 18 марта 2005 года на основании решения комиссии департамента труда и социального развития Астраханской области. Как военнослужащий он получает пенсию с 08 декабря 1998 года.
С 23 сентября 1997 года ФИО1 является ветераном военной службы, что подтверждается удостоверением, выданным Министерством обороны Российской Федерации. В удостоверении указано, что предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
Из материалов дела следует, что меры социальной поддержки предоставлялись административному истцу до 03 января 2017 года, то есть до момента вступления в силу Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/2016 -03 «О мерах социальной поддержи и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» и признания утратившим силу Закона Астраханской области № 68/2004-03.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции на 18.03.2005) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо Удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами объектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 22 указанного закона (в редакции на 18.03.2005) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Астраханской области от 27 декабря 2004 года № 68/2004-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» утратил силу в связи с принятием Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/2016-03 «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области».
В силу статьи 22 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/2016-03 «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей имеют ветераны труда.
При этом, согласно указанной статьи Закона, меры социальной поддержки предоставляются после установления ветерану труда страховой пенсии по старости, а при назначении пенсии по иным основаниям (законам) - при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Каких-либо переходных положений в отношении категории «ветеран труда» указанный закон от 22 декабря 2016 года не содержит.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся ветераном труда, на момент вступления в силу закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/2016-03 «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области получателем страховой пенсии не являлся, получая с 8 декабря 1998 года пенсию за выслугу лет, как военнослужащий, и возраста 60 лет не достиг.
Министр социального развития и труда Астраханской области обратился с письмом к руководителям ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения» о необходимости прекратить назначение и выплату мер социальной поддержки с 3 января 2017 года гражданам, имеющим звание «Ветеран труда», не достигшим пенсионного возраста (мужчины 60 лет) и не получающим страховую пенсию по старости.
29 декабря 2016 года директором ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» было вынесено распоряжение о прекращении ФИО1 денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 3 января 2017 года, поскольку последний получателем страховой пенсии по старости не являлся, и возраста 60 лет не достиг.
В соответствии с Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/2016 -03 ветеранам труда сохранены все меры социальной поддержки, предусмотренные ранее действовавшим Законом Астраханской области № 68/2004-03.
Субъект Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством вправе самостоятельно регулировать социальные выплаты, гарантии и компенсации для ветеранов труда, а также, вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
В законе нет указания на то, что Закон Астраханской области №85/2016-03 распространяет свое действие на ветеранов труда, у которых право на предусмотренные данной нормой льготы возникло до введения в действие указанного закона. Иными законодательными актами Российской Федерации, определяющими порядок и условия назначения мер социальной поддержки лиц, не достигших возраста, дающего право на пенсию по старости, которым звание «Ветеран труда» присвоено до введения в действие Законов субъекта РФ, не предусмотрено исключений при определении порядка предоставления льгот.
В данном случае Законом Астраханской области № 85/2016-03 введен механизм реализации права на меры социальной поддержки ветеранам труда, в том числе ветеранам труда, имевшим право на меры социальной поддержки до введения в действие Закона Астраханской области № 85/2016-03. Данным законом не предусмотрено распространение его действия на правоотношения в области доставления мер социальной поддержки ветеранам труда, существующих до вступления его в законную силу.
Учитывая требования закона, судебная коллегия полагает, что суд правильно разрешил по существу административный иск ФИО1 о признании распоряжения незаконным, и о восстановлении прав на получении мер социальной поддержки.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 3 октября 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.