НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 27.05.2020 № 2-3789/19

Судья .. дело № 2-3789/2019

№ 33-1189/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 мая 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Белякова А.А.,

судей областного суда Лапшиной Л.Б., Егоровой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Каримовой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани на решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 декабря 2019 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани о возврате излишне уплаченных страховых взносов,

установила:

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском и указал в его обоснование, что он осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 13 июня 1997 года по 14 марта 2017 года. В 2019 году ФИО1 стало известно о наличии переплаты по страховым счетам в размере 55 800 рублей по состоянию на 1 января 2017 года. Истец обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, однако получил отказ.

Он полагает, что данный отказ является незаконным и нарушает его права как плательщика страховых взносов в доход государства. Также указывает, что ему стало известно об имеющейся переплате только в 2019 году, в связи с чем срок для обращения в пенсионный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов им не пропущен.

ФИО1 просит суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе т. Астрахани произвести ему возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 55 800 рублей.

В ходе судебного разбирательства к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области.

В судебное заседание ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился. Представитель истца Шалая И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани ФИО2 иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.

В судебном заседании представитель третьего лица Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области ФИО3 возражал против иска.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 19 декабря 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.

ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явился, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани и представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области направили в судебную коллегию заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав докладчика, представителя истца Шалую И.С., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 250- ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленною федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1 части 1.1 статьи 14);

в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федеральною закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федеральною закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14).

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 поименованного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 ст.14).

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа. Правила, установленные названной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей (пункт 14).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено кодексом (пункт 2). Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6).

Согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8). Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 9).

Судом установлено, что ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 13 июня 1997 года по 14 марта 2017 года.

В адрес ФИО1 6 марта 2019 года из Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани поступила справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам перед бюджетом по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию по состоянию на 1 января 2017 года. Из данной справки следует, что у ФИО1 имеется переплата по страховым взносам на общую сумму 55 800 рублей.

Истец обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани с заявлением о возврате возникшей переплаты, однако уведомлением № от 8 октября 2019 года ему отказано о возврате излишне уплаченных сумм со ссылкой на пункт 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, согласно которому заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решением пенсионного органа в связи с истечением срока давности платежей, в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов отказано.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», с учетом статьи 20 Федеральною закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ, органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года сумма излишне уплаченных страховых взносов взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном указанной статьей Закона.

Пунктом 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Одновременно пунктом 12 данной нормы установлено, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.13 ст. 26 Закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.).

Аналогичный срок, подлежащий применению к страховым взносам с 01 января 2017 года, установлен пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 21 июня 2001 года N 173-О и подлежащей применению в связи с однородностью правового регулирования налоговых правоотношений и правоотношений, возникающих при исчислении и уплате страховых взносов, норма пункта 8 статьи 78 НК РФ, предусматривающая возможность подачи налогоплательщиком заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, позволяет плательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, моментом, с которого необходимо исчислять трехлетний срок, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации для обращения в суд за защитой нарушенного права, является дата, когда плательщику взносов стало известно об излишней уплате взносов. Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.

В данном случае в связи с тем, что плательщик взносов об излишней уплате страховых взносов узнал только 6 марта 2019 года, когда из Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани ему поступила справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам перед бюджетом по обязательному пенсионному медицинскому страхованию по состоянию на 1 января 2017 года, что не оспаривалось ответчиком, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что трехгодичный срок должен исчисляться с момента, когда истец узнал о факте переплаты взносов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда со ссылкой на пункт 8 Порядка осуществления возвратов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов, утвержденного приказом управляющего ОПФР по Астраханской области от 19 января 2017 года № 16-п, приобщенного судебной коллегией в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к материалам гражданского дела, согласно которому решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается Отделением ПФР по Астраханской области на основании протокола Комиссии в течение 10 рабочих дней со дня получения У(ОПФР) письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, не влекут отмену решения суда по следующим основаниям.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) является структурным подразделением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области, следовательно, вопрос о реализации прав ФИО1 на возврат излишне выплаченных сумм страховых взносов может быть разрешен в порядке исполнения постановленного судом решения.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не привлек к участию в деле в качестве третьего лица налоговый орган, также не могут являться основанием к отмене оспариваемого решения, поскольку вопрос о правах и обязанностях налогового органа судом не разрешался.

Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.

Судебная коллегия также отмечает, что указанные ответчиком в апелляционной жалобе доводы, в целом, выражают его позицию, равно как и само по себе несогласие с выраженным в решении выводами суда, основанием для отмены решения суда не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда.

Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани – без удовлетворения.