НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 25.05.2022 № 2-208/2022

Судья Насырова Т.А. гражд.дело № 2-208/2022

№ 33-1697/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 25 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Белякова А.А.,

судей областного суда: Карповой И.Ю. и Чуб Л.В.,

при помощнике судьи Бегеевой М.С.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе директора областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» ФИО1 на решение Володарского районного суда Астраханской области от 31 марта 2022 года по иску ФИО2 к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Володарского района» о признании незаконным приказа в части размера и периода выплаты пособия по безработице, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Володарского района» (далее ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района»), в обоснование указав, что со 2 августа 2018 года работал в СПК «Орхидея», с 19 сентября 2019 года по 19 октября 2021 года занимал должность главы МО «Тишковский сельсовет». 26 ноября 2021 года он через портал «Работа в России» в электронной форме подал заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Приказом ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» от 2 декабря 2021 года он признан безработным, ему назначено пособие по безработице в минимальном размере 1500 рублей на срок 3 месяца с 26 ноября 2021 года по 25 февраля 2022 года. ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» в своем письме указало, что пособие по безработице установлено в минимальном размере в связи с тем, что он не относится к категории уволенных лиц, работавших по трудовому договору, то есть, состоявших в трудовых отношениях, и поэтому порядок исчисления размера пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку к нему не применим. С указанным решением ответчика не согласен, поскольку он был избран главой местной администрации, на которого также распространяются нормы трудового законодательства. Он исполнял свои полномочия, за выполнение работы получал заработную плату, из которой производилась уплата страховых взносов. Кроме того, ему как гражданину предпенсионного возраста пособие по безработице должно быть начислено в первые 3 месяца в размере 75% среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. Полагает, что пособие по безработице должно быть назначено со дня подачи заявления продолжительностью 12 месяцев в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы) с учетом установленного максимального размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста. При изложенных обстоятельствах просил признать незаконным приказ ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» от 2 декабря 2021 года в части размера и периода выплаты пособия по безработице, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пособия по безработице исходя из средней заработной платы с учетом максимальной величины пособия по безработице на 12 месяцев для категории граждан предпенсионного возраста, с 26 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 12130 рублей, с 1 января 2022 года по 25 ноября 2022 года в размере 12792 рублей.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» по доверенности ФИО3 просил в удовлетворении иска отказать.

Решением Володарского районного суда Астраханской области от 31 марта 2022 года исковые требования ФИО4 удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, директором ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой она ставит вопрос об отмене судебного решения. Указывает, что истец не относится к числу уволенных граждан, состоящих в трудовых отношениях, поэтому порядок назначения пособия, предусмотренный пунктами 1 и 3 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не может быть применен. Отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений. ФИО2 как глава муниципального образования исполнял свои обязанности в интересах населения муниципального образования, и отношения, возникающие в связи с исполнением им полномочий по муниципальной должности, не носят характер трудовых в том смысле, в каком трудовые отношения понимаются в Трудовом кодексе Российской Федерации. Кроме того, согласно записям в трудовой книжке истца он в период со 2 августа 2018 года по 19 сентября 2019 года работал в СПК «Орхидея», а заявление о предоставлении услуги по содействию в поиске подходящей работы и назначении пособия по безработице поступило только 26 ноября 2021 года, что свидетельствует о том, что он должен быть отнесен к категории длительно неработающих граждан, поэтому период выплаты пособия был установлен ему только на три месяца в минимальном размере.

Заслушав докладчика, объяснения представителя ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» по доверенности ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, ФИО2, возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2 со 2 августа 2018 года по 19 сентября 2019 года работал в СПК «Орхидея», 20 сентября 2019 года избран главой МО «Тишковский сельсовет» и 19 октября 2021 года его полномочия прекращены в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 Устава МО «Тишковский сельсовет» Совет МО «Тишковский сельсовет».

Согласно справке администрации МО «Тишковский сельсовет» (л.д. 14) ФИО2 выполнял работу (проходил службу) с 20 сентября 2019 года по 19 октября 2021 года, средний заработок за последние 3 месяца составил 44995,91 рублей.

26 ноября 2021 года ФИО2 через портал «Работа в России» обратился в ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» с заявлением о постановке на учет в качестве безработного.

Приказом ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» от 2 декабря 2021 года ФИО2 признан безработным, ему назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 26 ноября 2021 года. Установлен период выплаты пособия по безработице на 3 месяца с 26 ноября 2021 года по 25 февраля 2022 года в размере минимальной величины пособия 1500 рублей.

Из ответа ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» от 18 января 2022 года, данного на обращение ФИО2 по вопросу установленного размера пособия по безработице, следует, что порядок определения размера пособия по безработице исходя из размера среднего заработка применим быть не может, поскольку осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления – главы муниципального образования не является трудовыми отношениями.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о незаконности приказа ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» от 2 декабря 2021 года в части размера и периода выплаты пособия по безработице.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции вопреки доводам жалобы соглашается.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, в том числе, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность.

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона «О занятости населения в Российской Федерации».

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (пункт 1 статьи 30 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Согласно части 1 статьи 34 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Принимая во внимание, что ФИО2 в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не менее 26 недель состоял в должности главы МО «Тишковский сельсовет», то пособие по безработице подлежало начислению в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

Доводы ответчика со ссылкой на невозможность применения порядка определения размера пособия по безработице исходя из размера среднего заработка по тем основаниям, что ФИО2 являлся выборным должностным лицом местного самоуправления, что нельзя отнести к трудовым отношениям, судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Общее правовое регулирование оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляется также Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то не было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.

Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных данным Кодексом.

Кроме того, в пункте 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаемые уставами муниципальных образований, в Астраханской области урегулированы Законом от 31 июля 2008 года № 54/2008-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».

Статьей 6 данного Закона установлено, что выборному должностному лицу местного самоуправления за счет средств местного бюджета устанавливается оплата труда (часть 1).

Факт оплаты труда ФИО2 подтвержден представленными в материалы дела справками о доходах и суммах налога физического лица выплаты за 2019-2021 годы (л.д. 11-13).

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 22-28) из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица, производилось удержание сумм страховых взносов на страховую пенсию.

Таким образом, установлено, что ФИО2, являясь выборным должностным лицом местного самоуправления, имеет публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности. За исполнение полномочий главы МО «Тишковский сельсовет» ФИО2 была установлена оплата труда, следовательно, он не может быть отнесен к числу граждан, которым на основании части 2 статьи 30, части 1 статьи 34 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице назначается в минимальном размере сроком на 3 месяца. В данном случае пособие по безработице подлежало начислению в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы).

В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводами суда о незаконности приказа ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» от 2 декабря 2021 года в части размера и периода выплаты пособия по безработице.

Ссылки ответчика в жалобе на запись в трудовой книжке истца о работе в период со 2 августа 2018 года по 19 сентября 2019 года в СПК «Орхидея», не свидетельствуют о том, что истец ФИО2 должен быть отнесен к категории длительно неработающих граждан, и назначении ему пособия по безработице на 3 месяца в минимальном размере, поскольку после увольнения из СПК «Орхидея» он был избран главой МО «Тишковский сельсовет», ему производилась оплата труда.

Согласно части 2 статьи 5 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе, граждан предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

Установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отнесен к категории лиц предпенсионного возраста.

Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста урегулированы статьей 34.2Закона «О занятости населения в Российской Федерации».

Данной нормой предусмотрено, что период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев (часть 1). Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев (часть 2). Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента (часть 3).

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 приведенной статьи).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2393 максимальная величина пособия по безработице на 2021 года в первые три месяца составляет 12130 рублей, в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице - для граждан 5000 рублей, за исключением граждан предпенсионного возраста; для граждан предпенсионного возраста размер пособия составляет также 12130 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 года № 1940 размер данного пособия для граждан предпенсионного возраста на 2022 год установлен в размере 12792 рубля.

Учитывая, что размер пособия по безработице исходя из среднего заработка ФИО2 будет превышать установленную приведенными Постановлениями максимальную величину пособия по безработице, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» обязанности произвести перерасчет пособия по безработице исходя из средней заработной платы с учетом максимальной величины пособия по безработице на 12 месяцев для категории граждан предпенсионного возраста, с 26 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 12130 рублей, с 1 января 2022 года по 25 ноября 2022 года в размере 12792 рублей.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, они направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Володарского районного суда Астраханской области от 31 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Володарского района» ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Беляков

Судьи областного суда: И.Ю. Карпова

Л.В. Чуб