Судья Иноземцева Н.С. гражд. дело №2-85/2020
№33-1217/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 25 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Егоровой И.В. и Метелевой А.М.
при секретаре: Горячкиной Т.Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Трусовском районе г. Астрахани на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 января 2020 года по иску Родюковой Т. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в Трусовском районе г. Астрахани о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части исключения из подсчета страхового стажа периода работы незаконным, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Родюкова Т.В. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в Трусовском районе г. Астрахани (далее УПФР в Трусовском районе), указав, что решением пенсионного органа от 19 апреля 2019 года № ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, из подсчета которого исключен период работы в должности учителя в Негосударственной общеобразовательной организации «<данные изъяты>» в период с 15 октября 2004 года по 10 августа 2009 года. Не согласившись с данным отказом, с учетом уточненных требований, а также продолжения ею педагогической деятельности в должности учителя начальных классов в МБОУ <адрес> «СОШ №», просила суд признать решение ответчика незаконным в части, включить спорный период и период работы в МБОУ <адрес> «СОШ №» с 10 апреля 2019 года по 21 апреля 2019 года в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права на нее, то есть с 22 октября 2019 года.
В судебном заседании Родюкова Т.В. и ее представитель Апян Г.М. просили иск удовлетворить.
Дело рассмотрено по заявлению представителя ответчика в его отсутствие.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 января 2020 года исковые требования Родюковой Т.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе УПФР в Трусовском районе ставит вопрос об отмене решения суда в части включения в специальный стаж истца периода работы в должности учителя в Негосударственной общеобразовательной организации «<данные изъяты>» и назначении пенсии, поскольку учреждение не поименовано соответствующим Списком и в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения с указанием педагогической деятельности.
На заседание судебной коллегии представитель ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, министерства образования и науки Астраханской области, не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Заслушав докладчика, объяснения Родюковой Т.В. и ее представителя Апяна Г.М., считавших жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материала дела следует, что Родюкова Т.В. 9 апреля 2019 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочно страховой пенсии согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).
Решением ответчика от 19 апреля 2019 года № в установлении досрочной страховой пенсии отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, в подсчет которого не принят, в том числе период работы в должности учителя в Негосударственной общеобразовательной организации «<данные изъяты>» с 15 октября 2004 года по 10 августа 2009 года, поскольку учреждение не поименовано Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года.
Специальный стаж Родюковой Т.В. на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии составил 20 лет 1 месяц 23 дня, страховой стаж – 27 лет 7 месяцев 3 дня.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Удовлетворяя исковые требования о включении в подсчет специального стажа истца периода работы в должности учителя в Негосударственной общеобразовательной организации «<данные изъяты>» с 15 октября 2004 года по 10 августа 2009 года, районный суд исходил из того, что в спорный период работы истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которым в наименовании должностей предусмотрена должность «учитель», а в разделе «наименование учреждений» - «школы всех наименований».
Факт и характер работы истца в обозначенный период подтверждены записями в трудовой книжке, табелями учета рабочего времени, штатным расписанием, расчетом заработной платы.
Согласно Уставу Негосударственной образовательной организации среднего (полного) общего образования - «<данные изъяты>» (далее «<данные изъяты>»), утвержденному 1 августа 1997 года, «<данные изъяты>» осуществляет образовательную деятельность на основе общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования (п. 1.1). Задачами школы являются, в том числе реализация общеобразовательных программ на уровнях основного и полного общего и начального профессионального образования (п. 3.2). Школа принимает детей с 10- летнего возраста, сроки обучения на II ступени – 5 лет, III ступени – 2 года (п. 4.5, 4.6).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (действующего на спорные даты осуществления истцом трудовой деятельности) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений) (пункт 3 статьи 12 Закона об образовании).
Пунктом 6 статьи 33 вышеуказанного Закона предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии, то есть наличие лицензии является необходимым условием для осуществления образовательной деятельности.
На основании пункта 2.8 Устава от 1 августа 1997 года право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникает у школы с момента выдачи ей лицензии Департаментом образования администрации Астраханской области.
Наличие у «<данные изъяты>» соответствующей лицензии, дающей право на осуществление педагогической деятельности в образовательном учреждении в спорный период, подтверждается письмом министерства образования и науки Астраханской области от 30 апреля 2020 года, представленным в суд апелляционной инстанции и исследованным на заседании судебной коллегии в соответствии с положениями пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Оценив представленные доказательства, районный суд установил, что в спорный период Родюкова Т.В. работала учителем в учреждении для детей, занималась педагогической деятельностью, характер ее профессиональной деятельности связан с обучением и воспитанием обучающихся в школе, поэтому данный период законно включен в специальный стаж.
При этом, организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что Негосударственная образовательная организация среднего (полного) общего образования - «<данные изъяты>» не поименована Списками, являются несостоятельными и противоречат нормам и правилам пенсионного законодательства.
Как следует из материалов дела, спорный период включен ответчиком в страховой стаж как период работы истца в должности учителя начальных классов, что в силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, засчитывается в специальный стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Доводы жалобы об отсутствии в выписке из индивидуального лицевого счета истца сведений с указанием педагогической деятельности, не влекут отмену судебного решения, в силу следующего.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Закона о страховых пенсиях.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пункта 1 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Закона о страховых пенсиях Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленной выписки из лицевого стажа Родюковой Т.В., сведения о льготном характере работы в должности учителя в «<данные изъяты>» с 15 октября 2004 года по 10 августа 2009 года отсутствуют.
Вместе с тем, суду представлены копия трудовой книжки истца, табели учета рабочего времени, штатное расписание, расчет заработной платы, содержащие сведения, в том числе и о характере работы истца в спорный период в должности учителя.
Плательщиком страховых взносов в спорный период являлся работодатель, который и должен нести соответствующую ответственность за невыполнение указанной обязанности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Негосударственная образовательная организация среднего (полного) общего образования - «<данные изъяты>» 11 января 2012 года прекратила свою деятельность путем ликвидации некоммерческой организации, что лишает возможность установить причину непредставления работодателем в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Родюковой Т.В.
Поскольку период работы истца в должности учителя начальных классов в «<данные изъяты>» с 15 октября 2004 года по 10 августа 2009 года подтвержден совокупностью представленных доказательств, достоверность которых ответчиком не опровергнута, принимая во внимание, что в спорный период истец не являлась работодателем, то отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета истца сведений с указанием педагогической деятельности не лишает работника права на включение спорного периода в специальный стаж при оценке права на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда первой инстанции в части включения в подсчет специального стажа истца периода работы в МБОУ <адрес> «СОШ №» с 10 апреля 2019 года по 21 апреля 2019 года в должности учителя сторонами не оспаривается, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Положениями статьи 22 Закона о страховых пенсиях установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Определяя дату назначения истцу досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции, с учетом вышеуказанных норм пенсионного законодательства, а также периодов работы, включенных судом и ответчиком в специальный стаж Родюковой Т.В., не допустил нарушений действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани – без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Беляков
Судьи областного суда: И.В. Егорова
А.М. Метелева