НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 22.07.2020 № 2А-2101/20

Судья Гринина Н.А. дело № 2а-2101/2020

№ 33а-633/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Астрахань 22 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Обносовой М.В.,

судей областного суда: Хаировой Д.Р., Лавровой С.Е.,

при секретаре: Чабыкиной З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры» на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 25 мая 2020 года по административному исковому заявлению муниципального казенного образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры» к финансовому управлению администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании незаконным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса,

УСТАНОВИЛА:

Муниципальное казенное учреждение муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», финансовому управлению администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании незаконным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 10 апреля 2020 года №254.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 10 апреля 2020 года по результатам проверки, проведённой финансовым управлением администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» в отношении муниципального казённого учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры», вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 10 апреля 2020 года №254. Данным представлением на учреждение возложена обязанность оплаты денежных средств в части начисления и выплаты персонального повышающего коэффициента к окладу в отсутствие надлежаще оформленных оправдательных документов, в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Указанное нарушение привело к неправомерному расходованию бюджета ЗАТО Знаменск. В требованиях представления указано о необходимости возмещения причинённого ущерба бюджету ЗАТО Знаменск. Поскольку денежные средства из бюджета не похищены, они выплачены работникам, в документы внесены исправления, просят признать незаконным и отменить представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 10 апреля 2020 года №254 в части возмещения в доход бюджета ЗАТО Знаменск суммы персонального коэффициента к окладу в размере 1 978 321,57рублей.

В судебном заседании представители административного истца Белова Л.С., Савельев Т.А. просили заявленные требования удовлетворить.

Представители административного ответчика – финансового управления администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» Красюкова О.И., Трещилова И.Н. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик – администрация муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 25 мая 2020 года административный иск муниципального казенного учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры» оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе муниципальное казенное учреждение муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры» ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что административное дело подлежало рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Считают, что оспариваемым представлением незаконно возложена обязанность по возмещению ущерба бюджету ЗАТО Знаменск при отсутствии реального ущерба и правовых оснований, кроме того, требование о возмещении ущерба бюджету является неисполнимым. Полагают, что суд не проверил порядок принятия оспариваемого представления. Указывают, что выплата персонального повышающего коэффициента работникам в отсутствие мнения первичной профсоюзной организации и приказа с установлением каждому работнику персонального коэффициента не является нарушением бюджетного законодательства.

На заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» не явился, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителей муниципального казенного учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры» Савельева Т.А. и Белову Л.С., поддержавших доводы жалобы, представителей финансового управления администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» Красюкову О.И., Трещилову И.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) составляет и исполняет бюджетную смету; 2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; 3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; 4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; 5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); 6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; 7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 2 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Минфина России от 1 декабря 2010года №157н, бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Пунктом 6.2 Коллективного договора МКУ муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры», согласованному председателем первичной профсоюзной организации и утверждённому директором МКУ ЗАТО Знаменск «Служба» на период с 20 сентября 2017 года по 20 сентября 2020 года установлено, что должностные оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты устанавливаются штатным расписанием, утверждённым работодателем в соответствии с должностью, выслугой лет. Квалификацией работника, составленного на основе Положения об оплате труда работников.

Правилами внутреннего трудового распорядка для работников МКУ муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры», утверждённого директором учреждения 10 октября 2017 года, определено, что оплата труда работников учреждения осуществляется в соответствии с действующим Положением об оплате труда, штатным расписанием и сметой расходов (пункт 6.1). В учреждении устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты, премирование работников в соответствии с Положением об оплате труда, утверждённые приказом по учреждению с учётом мнения профсоюзного комитета (пункт 6.4).

Положением об оплате труда работников муниципального казённого учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры», (приложение №2 к Коллективному договору МКУ ЗАТО Знаменск «Служба», утверждено директором МКУ ЗАТО Знаменск «Служба» 18 октября 2017 года) предусмотрено, что работникам учреждения могут быть установлены повышающие коэффициенты к окладу: персональный повышающий коэффициент к окладу. Решение о введении соответствующих норм принимается учреждением с учётом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающим коэффициентам к окладу определяется путём умножения размера окладов работников на повышающие коэффициенты. Повышающие коэффициенты к окладу носят стимулирующий характер и устанавливаются на определённый период времени в течение соответствующего финансового года (2017г.) (пункт 11 Положения). Персональный повышающий коэффициент к окладу устанавливается работнику учреждения с учётом его образования, уровня профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения после рекомендации комиссии по установлению стимулирующей надбавки, персонально в отношении конкретного работника. Размер персонального повышающего коэффициента к окладу не должен превышать 3,0 (пункт 12 Положения).

Исходя из изложенного, решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу каждого работника и его размерах принимается руководителем учреждения после рекомендации комиссии по установлению стимулирующей надбавки, с учётом мнения первичной профсоюзной организации, персонально в отношении

Как следует из материалов дела, финансовым управлением администрации ЗАТО Знаменск в соответствии с полномочиями, предоставленными Положением о финансовом управлении администрации ЗАТО Знаменск, утверждённым решением Совета муниципального образования ЗАТО Знаменск от 28 ноября 2013 года №103 в соответствии с приказом о проведении внеплановой выездной проверки от 18 марта 2020 года №23 в период с 18 марта 2020 года по 10 апреля 2020 года в отношении муниципального казённого учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба по обеспечению деятельности учреждений культуры» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения за период с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года по результатам проверки установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения: в нарушение Положения о системе оплаты труда и материальном стимулировании работников муниципального казённого учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры», в проверяемом периоде установлено распределение стимулирующей части фонда оплаты труда. В протоколах комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам учреждения не указывается, по каким критериям и показателям качества и результативности работы проведено распределение стимулирующей части фонда оплаты труда. Выявленное нарушение указывает на отсутствие зависимости конкретного размера выплат от уровня достигнутых результатов. Также учреждением произведена выплата персонального повышающего коэффициента к окладу на общую сумму 1 978321,57руб. при отсутствии надлежаще оформленных оправдательных документов, подтверждающих правомерность начисления денежных средств на указанную сумму, что свидетельствует о неправомерном расходовании средств бюджета ЗАТО Знаменск.

По результатам проведённой проверки финансовым управлением администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от 10 апреля 2020 года вынесено представление №254 в адрес директора МКУ ЗАТО Знаменск «Служба», в соответствии с которым финансовое управление администрации ЗАТО Знаменск требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства, принять меры к устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, исполнить требования об указанных нарушениях бюджетного законодательства и возместить причинённый ущерб бюджету ЗАТО Знаменск.

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение действующего бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, в том числе локальных, МКУ ЗАТО Знаменск «Служба» допустило выплату персонального повышающего коэффициента работникам в отсутствие мнения первичной профсоюзной организации и приказа с установлением каждому работнику персонального коэффициента.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.

Довод жалобы о том, что оспариваемым представлением незаконно возложена обязанность по возмещению ущерба бюджету ЗАТО Знаменск при отсутствии реального ущерба и правовых оснований, является несостоятельным.

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что МКУ муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры» осуществляло оплату денежных обязательств в части начисления и выплаты персонального повышающего коэффициента к окладу в отсутствие надлежаще оформленных оправдательных документов, в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации неправомерно расходовало средства бюджета ЗАТО Знаменск.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Указанное финансовым управлением ЗАТО Знаменск в представлении от 10 апреля 2020 года № 254 требование об устранении нарушения и возмещении причиненного ущерба бюджету ЗАТО Знаменск относится к мерам по устранению причин и условий совершения бюджетных нарушений, из чего судебная коллегия делает вывод о соответствии содержания представления в указанной части требованиям к его содержанию, установленным пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Представление вынесено при проведении финансовым органом соответствующей проверки нарушений бюджетного законодательства, и в целях их устранения содержит законные требования, то есть на административного истца возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Фактически доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и верно установленных судом обстоятельств; не содержат оснований, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции или их опровергающих. Правовая позиция административного истца и ее представителя, изложенная в суде первой инстанции, получила надлежащую оценку в решении, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не имеет.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 25 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области «Служба обеспечения деятельности учреждений культуры» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Обносова М.В.

Судьи областного суда: Хаирова Д.Р.

Лаврова С.Е.