НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 20.12.2023 № 2А-3421/2023

судья Шамухамедова Е.В. дело № 2а-3421/2023

№ 33а-5070/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 20 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Степина А.Б.,

судей областного суда Хаировой Д.Р., Вилисовой Л.А.,

при помощнике судьи Шнейдмиллер Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний» на решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 октября 2023 года по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний» к прокуратуре Советского района г. Астрахани о признании представления незаконным,

установила:

административный истец Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний» обратилось в суд с административным иском, указав, что прокурором Советского района г. Астрахани ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений требований трудового законодательства. Прокурор указал о нарушении требований абзаца 2 подпункта «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, а именно, учреждением не осуществлялись доплаты ФИО15, замещающей должность заведующей аптекой-провизора аптеки в филиале больница ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России. Полагают, что представление незаконно и необоснованно, поскольку ФИО15 состоит в должности заведующей аптекой-провизора аптеки больницы ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ, которая относится к категории персонала - руководитель. В связи с этим замещаемая должность ФИО15 относится к профессиональной квалификационной группе, в которую также включены должности заведующих структурных подразделений - врачей-специалистов, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФСИН России от 20 января 2020 года право на выплату, установленную абзацем 2 подпункта «е» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, предусмотрено. Однако, в соответствии с Письмом Минфина России от 15 марта 2018 года №2-03-08/16220 «О финансовых источниках повышения заработной платы отдельных категорий медицинских работников» предусмотренный объем субвенций в рамках требований Указа запланирован в отношении врачей, среднего и младшего медицинского персонала, в отношении должностей руководителей субвенций в рамках требований Указа не предусмотрено. Просят суд признать незаконным представление прокуратуры Советского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений требований трудового законодательства».

Определениями Советского районного суда г. Астрахани от 2 августа 2023 года, 18 сентября 2023 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Рыкалина И.В., ФСИН России.

Представитель административного истца ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России и ФСИН России Хаернасова А.К., действующая на основании доверенностей, административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель административного ответчика прокуратуры Советского района г. Астрахани Бадмаева О.П. в судебном заседании возражала против административного иска, представила письменные возражения, просила иск оставить без удовлетворения. Заинтересованное лицо Рыкалина И.В. возражала против административного иска, просила в иске отказать.

Решением Советского районного суда г. Астрахани от 19 октября 2023 года административное исковое заявление Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний» к прокуратуре Советского района г. Астрахани о признании представления незаконным оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что со стороны административного ответчика не были представлены документы, на основании которых было вынесено оспариваемое представление. Также указывает, что учреждение не имеет возможности исполнить представление прокурора ввиду отсутствия необходимого финансирования из федерального бюджета. Полагает, что со стороны административного ответчика не проверялся факт разъяснений Минздрава России по выплате в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597.

На заседание судебной коллегии представитель административного ответчика прокуратуры Советского района г. Астрахани, представитель заинтересованного лица ФСИН России, заинтересованное лицо Рыкалина И.В., будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения жалобы ходатайство не предоставили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика, представителя административного истца ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России Хаернасову А.К., поддержавшую требования апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из приведенных норм права следует, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов лица, обратившегося с административным иском.

При этом в силу пункта 1 части 9 и части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Советского района г. Астрахани по результатам проверки по обращению Рыкалиной И.В. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России об устранении нарушений требований трудового законодательства. В соответствии с представлением ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России надлежит безотлагательно рассмотреть представление с участием работника прокуратуры района, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению впредь; принять меры по установлению Рыкалиной И.В. выплаты в соответствии с абз.2 пп. «е» п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.

Основанием для внесения прокурором представления явился установленный по результатам проверки факт нарушения трудовых прав заведующей аптекой-провизора ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России Рыкалиной И.В., выразившийся в невыплате с ДД.ММ.ГГГГ доплаты, предусмотренной абз.2 пп. «е» п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Из представленных материалов следует, что Рыкалина И.В. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ работает заведующей аптекой-провизором аптекой в филиале «<данные изъяты>» ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России.

По условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФКУЗ «МСЧ № 30 ФСИН России и Рыкалиной И.В., работодатель предоставляет работнику работу по должности заведующей аптекой, за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена оплата труда, состоящая из: должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат (доплата, премии, надбавки) выплата, которых производится в порядке, установленном приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года №624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы».

В ДД.ММ.ГГГГ Рыкалиной И.В. производились выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, с ДД.ММ.ГГГГ выплата прекращена.

Согласно выписке из штатного расписания ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, в филиале «<данные изъяты>» (ИК-2, <адрес>) в качестве структурного подразделения предусмотрена аптека, в штате которой имеются должности: заведующая аптекой (руководитель) и старший фармацевт (служащий).

Из должностной инструкции заведующей аптекой-провизора больницы ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России Рыкалиной И.В., утвержденной начальником ФКУЗ МСЧ-30ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на нее возложены обязанности по организации работы аптеки, распределению медицинских товаров, ведению контроля сроков годности медицинских препаратов, осуществлению отпуска лекарственных средств в отделении больницы, ведению документацию.

Из должностной инструкции старшего фармацевта аптеки больницы ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России ФИО18, утвержденной начальником ФКУЗ МСЧ-30ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на нее также возложены обязанности по организации работы аптеки, распределению медицинских товаров, ведению контроля сроков годности медицинских препаратов, осуществлению отпуска лекарственных средств в отделении больницы, ведению документацию.

Районным судом установлено, что Рыкалина И.В. имеет высшее фармацевтическое образование, является работником ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, которое относится к медицинским организациям, осуществляет трудовую функцию провизора.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что замещаемая Рыкалиной И.В. должность относится к профессиональной квалификационной группе, в которую включены должности заведующих структурных подразделений - врачей-специалистов, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФСИН России от 20 января 2020 года право на выплату, установленную абзацем 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, предусмотрено, в связи с чем Рыкалина И.В. имеет право на получение указанной выплаты, и при таких обстоятельствах представление прокуратуры Советского района г. Астрахани об устранении нарушений требований трудового законодательства является законным и обоснованным.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" постановлено Правительству Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 01 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (подп. "е" п. 1).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (части 2, 3 статьи 80) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, указами Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу (пункты 5, 7 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

Согласно требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 официально опубликован для всеобщего сведения в день его подписания и содержит указание о вступлении его в силу со дня официального опубликования.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 издан в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики, в части регулирования спорных отношений направлен на повышение оплаты труда отдельных категорий работников, содержит положения нормативного характера, опубликован и вступил в законную силу.

В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.

Распоряжения Правительства Российской Федерации издаются по оперативным и другим текущим вопросам и не имеют нормативного характера (часть 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Утвержденная названным Распоряжением Правительства Российской Федерации Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий.

Целями Программы являются сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации; устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений; совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установление указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют; отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников; определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок (раздел III Программы).

Средства федерального бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям работников федеральных государственных учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, предусматриваются путем увеличения размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными или автономными учреждениями или увеличения параметров бюджетной сметы казенных учреждений (раздел V Программы).

В соответствии с разделом I Программы "Общие положения" осуществление программы и методическое руководство работой по реализации Программы обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.

Разделом IV. "Мероприятия Программы" предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В "дорожные карты" включаются, в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения".

Согласно пункту 2 Раздела I "Общее описание "дорожной карты" реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (пункт 5 Раздела I "Общее описание "дорожной карты").

В Разделе II "План мероприятий" предусмотрено утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета (в том числе ФСИН России) по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" в сфере здравоохранения в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников с указанием ответственного исполнителя (пункт 6).

Из приведенных положений Указа Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации применительно к спорным отношениям следует, что Указом, являющимся нормативным правовым актом, определены категории работников, в отношении которых предусмотрено обеспечение повышения к 2018 году заработной платы, а также цели и условия повышения заработной платы - достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых такими работниками услуг.

Правительство Российской Федерации своими распорядительным актами разработало и утвердило Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда и "дорожную карту", представляющие комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации.

Организационно-методическое обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации и названных распоряжений Правительства Российской Федерации возложено на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере (применительно к настоящему спору - ФСИН России).

В этой связи методическое руководство федеральных органов исполнительной власти работой по реализации Программы и "дорожной карты" должно соответствовать смыслу и содержанию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и Распоряжений Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, от 28 декабря 2012 года N 2599-р.

Абзацем 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 предусмотрено повышение средней заработной платы для трех категорий медицинских работников:

во-первых, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг);

во-вторых, среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг);

в-третьих, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг).

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, а также изданные в целях его исполнения распорядительные акты Правительства Российской Федерации не содержат положений, позволяющих работодателям избирательно (по своему усмотрению) применять повышение средней заработной платы к названным категориям работников по причинам, не обусловленным результатами их трудовой деятельности.

В этой связи к существенным для настоящего дела обстоятельствам относятся факты, подтверждающие, что работник относится к категории лиц, названных в подпункте "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597: а) является работником медицинской организации; б) имеет высшее фармацевтическое образование; в) выполняет работу по должности, обеспечивающей предоставление медицинских услуг.

20 января 2020 года заместителем директора ФСИН России утверждены Методические указания по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях обеспечения сохранения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее – Методические указания ФСИН России).

Пунктом 3 Методических указаний ФСИН России определено, что выплата производится работникам по основной работе, занимающим должности:

3.1. Руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, кабинетов и другое) медицинских учреждений (организаций), наименование должностей которых дополняется наименованием должности врача, соответствующего профилю структурного подразделения (например, заведующий хирургическим отделением - врач-хирург).

3.2. Врачей и работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование:

врач-стажер, врачи-специалисты всех наименований, старший врач;

провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, специалист по социальной работе, специалист по реабилитации инвалидов.

3.3. Среднего медицинского (фармацевтического) персонала (с указанием перечня должностей).

3.4. Младшего медицинского персонала:

младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, сестра-хозяйка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583 (далее - постановление Правительства РФ N 583) с 1 декабря 2008 года введены в действие новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ N 583 предусмотрено, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений.

Пунктом 5 постановления Правительства РФ N 583 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписано утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти согласованных с соответствующими профсоюзами.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (ч. 6 ст. 144 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Минздравсоцразвития России от 06 августа 2007 года N 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, согласно которым к 4-й профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" 1 квалификационного уровня относятся должности: заведующий структурным подразделением (кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров) (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.); руководитель бюро медико-социальной экспертизы.

В разделе 3 Приложения N 1 к приказу ФСИН России от 13 ноября 2008 года N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", изданному в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 06 августа 2007 года N 526, утверждены должностные оклады по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников.

Согласно пункту 3.4 названного раздела, замещаемая Рыкалиной И.В. должность относится к профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" - заведующий (начальник) структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом и др.) (кроме заведующего отделением хирургического профиля стационаров): при наличии в подразделении менее 7 врачебных и (или) провизорских должностей (включая руководителя).

Таким образом, районным судом верно сделан вывод о том, что замещаемая Рыкалиной И.В. должность относится к профессиональной квалификационной группе, в которую также включены должности заведующих структурными подразделениями - врачей-специалистов, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФСИН России от 20 января 2020 года право на выплату, установленную абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, предусмотрено.

Рыкалина И.В. соответствует критериям, установленным абзацем 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 для получения выплаты.

Учитывая изложенное, установив нарушение права работника Рыкалиной И.В. на получение полагающейся ей выплаты, у прокуратуры имелись законные основания для внесения работодателю Рыкалиной И.В. – ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России представления об устранении данного нарушения. Более того, судебная коллегия отмечает, что указанное право работника административным истцом не оспаривалось.

Доводы апелляционной жалобы, как и доводы самого административного иска, сводятся исключительно к позиции административного истца о невозможности исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 в отношении Рыкалиной И.В. ввиду отсутствия необходимого финансирования со ссылкой на письмо Минфина России от 15 марта 2018 года №2-03-08/16220 «О финансовых источниках повышения заработной платы отдельных категорий медицинских работников».

Судебная коллегия полагает вышеуказанные доводы несостоятельными, не свидетельствующими о незаконности оспариваемого представления прокурора.

Письмо Минфина России в отличие от Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 не носит нормативного характера и не может предопределять реализацию гарантированного права работника. Право работника на получение входящих в состав заработной платы выплат не может быть поставлено в зависимость от финансовых возможностей работодателя, поскольку в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации выплата в полном размере и в установленные сроки причитающейся работникам заработной платы является обязанностью работодателя. Определение порядка исполнения представления, в том числе указание источника финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства, вопреки доводам апелляционной жалобы не относится к компетенции прокуратуры.

Установив в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" нарушение требований трудового законодательства со стороны ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, прокурор Советского района г. Астрахани внес представление об устранении таких нарушений путем принятия мер по установлению Рыкалиной И.В. выплаты в соответствии с абз.2 пп. «е» п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, вместе с тем, определение конкретных мер по устранению нарушений относится к компетенции административного истца.

Доводы апелляционной жалобы о непредставлении административным ответчиком документов, на основании которых было вынесено оспариваемое представление, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, не влияющие на законность вынесенного по делу решения суда. Как следует из представления, основанием для проверки являлось обращение самой Рыкалиной И.В. о нарушении её трудовых прав. Факт обращения с жалобой Рыкалина И.В. подтвердила в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Содержание представления соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам дела.

На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что оспариваемое представление внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований.

Несогласие административного истца с содержанием оспариваемого представления, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Рыкалиной И.В., отсутствие понимания порядка его исполнения, иная оценка обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что вынесенное представление незаконно и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий А.Б. Степин

Судьи областного суда Д.Р. Хаирова

Л.А. Вилисова