НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 14.07.2021 № 2А-1334/2021

Судья Хохлачева О.Н. дело № 33а-2383/2021

№ 2а-1334/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г.Астрахань 14 июля 2021 года

Суд апелляционной инстанции Астраханского областного суда в составе

председательствующего судьи Берстневой Н.Н.,

при помощнике судьи: Стародубовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 19 марта 2021 года по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани к Адербаеву ФИО6 о взыскании пени по страховым взносам,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец обратился в суд с иском, указав, что ФИО1 является налогоплательщиком. Согласно данным лицевого счета ответчик ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем и на момент прекращения предпринимательской деятельности имел задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. В связи с этим ему начислены пени по страховым взносам в сумме 4 248,90 рублей. Данная задолженность ответчиком не оплачена. В связи с этим в установленный законом срок они были вынуждены обратиться в суд и просят взыскать с ответчика сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за зачетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 4248,90 рублей.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 19 марта 2021 года в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам, отказано.

В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.

Заслушав докладчика, выслушав представителя административного истца ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, административного ответчика ФИО1, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене состоявшегося по делу решения суда.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пеня по страховым взносам является безнадежной к взысканию.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Исходя из представленных документов ФИО1 в период с 01 августа 2005г. по 23 октября 2014г. являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за зачетные периоды.

На момент прекращения предпринимательской деятельности у ответчика имелась задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. В связи с этим ему начислены пени по страховым взносам в сумме 4248,90 рублей.

Как следует из материалов дела, административным истцом в адрес административного ответчика выставлено требование №12684 от 23 января 2020г. с предложением оплаты указанной суммы в срок до 26 февраля 2020г.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судебный приказ вынесен 13 июля 2020 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.

11 августа 2020 года судебный приказ от 13 июля 2020 года отменен. Срок на подачу административного искового заявления у налогового органа истекал 11 февраля 2021 года. Административное исковое заявление было подано в Кировский районный суд города Астрахани 09 февраля 2021 года, то есть в установленный законодательством срок.

В данном случае, сроки обращения с административным иском о взыскании задолженности соблюдены.

Между тем, выводы суда первой инстанции, основаны на не правильном применении норм действующего законодательства.

В соответствии со статьями 6, 11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, предусмотрено списание налоговой задолженности по страховым взносам, образовавшейся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.

Статьей 6 Федерального Закона№ 436-ФЗ внесена часть 3.1 в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный Закон № 243 - ФЗ), которой предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР РФ) и органами Фонда социального страхований Российской Федерации (далее - ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР РФ, органами ФСС РФ подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи.

Положения части 3.1 статьи 4 Федерального Закона № 243-ФЗ применяются к недоимке и задолженности, в отношении которых на день вступления в силу указанного Федерального Закона не принят акт суда, в соответствии с которым налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Так, имеющаяся у ФИО1 сумма задолженности образованная до 01.01.2017 вразмере 9 769,53 руб., а также взыскиваемая налоговым органом в рамках административного дела № 2а-1334/2021 сумма задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 4 248,90 руб., не подлежит списанию в соответствии с положениями Федерального закона № 436 - ФЗ по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 11 Федерального Закона № 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные» периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального Закона № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядит частной практикой.

Исходя из положений части 11 статьи 14 Федерального Закона № 212-ФЗ (утратившего силу с 01.01.2017), если в информации о налогоплательщике за расчетный период, переданной налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, отсутствовали сведения о его доходах (из которых определялся размер страховых взносов) в связи с непредставлением им необходимой отчетности в налоговые органы, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) за истекший расчетный период взыскивались органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивались страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз. Соответственно, списание задолженности, начисленной в ином порядке, Федеральным Законом № 212-ФЗ не предусмотрено.

Решение о признании вышеуказанной недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета ИП) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР. подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2 статьи 11 Федерального Закона № 436-ФЗ).

Таким образом, учитывая, что в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ при определении размера недоимки по страховым взносам, признаваемой безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, законодатель с помощью отсылочной нормы указывает на часть 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, в которой данный размер определялся только недоимка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то по совокупности вышеприведенных норм части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ и части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежащей списанию только недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исчисленная исходя из восьмикратного МРОТ.

Следовательно, основания для признания безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование не имеется.

Между тем, указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Из материалов дела следует, что в адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление с приведенными в нем расчетами по пени по страховым взносам и основаниях данного расчета. Таким образом, у ответчика возникла обязанность по уплате указанного налога (пени).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Представленные административным органом расчеты по налогу (пени), проверены судом второй инстанции и являются верными.

руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г.Астрахани от 19 марта 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани к Адербаеву ФИО7 о взыскании пени по страховым взносам удовлетворить.

Взыскать с Адербаева ФИО8 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 248.90 рублей.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.

Судья Астраханского

областного суда Н.Н. Берстнева