НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 11.10.2023 № 2-279/2023

Судья Босхомджиева Б.А. № 2-279/2023

№ 33-3763/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 11 октября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Тимофеевой И.П.,

судей областного суда Карповой И.Ю., Чуб Л.В.,

при ведении протокола помощником судьи Падачевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тимофеевой И.П. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Лиманского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ОСФР по Астраханской области к ФИО1 об обязании работодателя представить индивидуальные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета,

установила:

ОСФР по Астраханской области обратилось в суд с иском, указав, что ФИО1 в соответствии с действующим законодательством, как субъект обязательного пенсионного страхования, производящее выплаты физическим лицам, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию по отношению к работающим у него застрахованным лицам, в связи, с чем обязан: 1) регистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда в качестве страхователя; 2) представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения; 3) выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (статья 4, 6, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). При проверке представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета выявлены несоответствия в представленных страхователем сведениях в отношении застрахованного лица ФИО2 СНИЛС Для устранения нарушений ответчику было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации о необходимости представить сведения по форме СЗВ-СТАЖ, по форме СЗВ-М. Однако, до настоящего времени индивидуальные сведения ответчик в УПФР по Астраханской области не представил. Просил суд обязать ФИО4 представить в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области индивидуальные сведения необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за ДД.ММ.ГГГГ по форме СЗВ-М за ДД.ММ.ГГГГ по застрахованному лицу: ФИО2 СНИЛС .

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО1, третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Решением Лиманского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. На ФИО3 возложена обязанность представить в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области индивидуальные сведения необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за ДД.ММ.ГГГГ по форме СЗВ-М за ДД.ММ.ГГГГ по застрахованному лицу: ФИО2 СНИЛС . С ФИО1 в доход местного бюджета муниципального образования «Лиманский муниципальный район» взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечает, что суд рассмотрел дело в ее отсутствие. Указывает на то, что она не является юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не занимается частной практикой, таким образом, ответчик не может являться субъектом обязательного пенсионного страхования, производящее выплаты физическим лицам, т.е. страхователем по обязательному пенсионному страхованию по отношению к лицам, работающим у него застрахованным лицом. Считает, что она не является работодателем. Полагает, что ФИО2 должен был самостоятельно произвести оплату страховых взносов и предоставить сведения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21 мая 2023 г.). Отмечает также, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сдал на себя отчет в ИФНС <адрес>, а также оплатил все необходимые налоги.

На заседание судебной коллегии третье лицо ФИО2 не явились повторно, извещен надлежащим образом.

В силу положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

На заседании судебной коллегии ответчик ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала.

На заседании судебной коллегии представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области по доверенности ФИО6 просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Заслушав докладчика, ответчика ФИО5, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области по доверенности ФИО6, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицирован ном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Страхователем является, наряду с иными лицами, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии со статьей 5 названного Федерального закона органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьями 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.

Застрахованное лицо имеет право получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета (статьи 14 названного Федерального закона).

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

По смыслу статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страхователем является, в числе прочих, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В части 1 статьи 7 данного закона уточняется круг застрахованных лиц как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В соответствии с Приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 г. №211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения п. 37,38.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. №103п утверждены формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» и Порядка заполнения формы указанных сведений.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской федерации от 6 декабря 2018г. №507п утверждены формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», форма «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)». Форма СЗВ-КОРР заполняется с целью корректировки данных, учтенных на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) на основании отчетности, ранее представленной страхователями.

Согласно Порядку заполнения формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» форма «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» может быть представлена в форме электронного документа или на бумажном носителе. Документ, представляемый на бумажном носителе, заверяется подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии). Страхователь, не являющийся юридическим лицом, заверяет входящие документы личной подписью. Форма СЗВ-М в форме электронного документа представляется страхователем по форматам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 2016 г. №1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)», и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ «Об электронной подписи».

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу пунктов 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу.

Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Обращаясь с иском в суд, истец указал, что ФИО1 в соответствии с действующим законодательством, как субъект обязательного пенсионного страхования, производящее выплаты физическим лицам, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию по отношению к работающим у него застрахованным лицам, в связи с чем обязан: 1) регистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда в качестве страхователя; 2) представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения; 3) выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (статья 4, 6, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Судом установлено, что при проверке представленных страхователем ФИО1 сведений индивидуального (персонифицированного) учета выявлены несоответствия в представленных страхователем сведениях в отношении застрахованного лица ФИО2 СНИЛС .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации о необходимости представить сведения по форме СЗВ-СТАЖ, по форме СЗВ-М.

До настоящего времени ответчиком указанное требование не исполнено, сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за ДД.ММ.ГГГГ по форме СЗВ-М за ДД.ММ.ГГГГ по застрахованному лицу: ФИО2 СНИЛС ФИО1 не представлены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о возложении на ФИО1 обязанности устранить допущенные нарушения, путем представления сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за ДД.ММ.ГГГГ по форме СЗВ-М за ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы и согласуются с представленными доказательствами и установленными обстоятельствами дела, и не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Доводы ФИО1 о том, что судебное заседание проведено в ее отсутствие, чем нарушены ее права, являются несостоятельными, поскольку о судебном заседании, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> час., ФИО1 была извещена после отложения судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, о чем в материалах дела имеется собственноручная расписка ответчика (л.д. 47). Кроме того, ФИО7 было направлено извещение по почте, которое возвратилось в суд (л.д. 52). При этом ходатайств об отложении судебного заседания, а также сведений о том, что ответчик опаздывает на судебное заседание, материалы дела не содержат.

Вопреки доводам жалобы, ФИО1 обязана представить в пенсионный орган сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении ФИО2 в силу прямого указания закона. Сам по себе факт того, что ответчик не является индивидуальным предпринимателем, не исключает обязанности предоставления запрашиваемых сведений.

Доводы жалобы о том, что ФИО2 должен был самостоятельно произвести оплату страховых взносов и предоставить сведения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», несостоятельны, поскольку ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов, что подтверждается истребованными судебной коллегией в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и приобщенными с согласия сторон сведениями из УФМС России по Астраханской области, согласно которым в базе налоговых органов отсутствуют сведения о доходах по форме 2-НДФЛ в отношении ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ Согласно реестру выплат по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик ФИО5, как работодатель выплачивала физическому лицу ФИО2 выплаты и иные вознаграждения ежемесячно по 13000. База для начисления СВ на ОПС в пределах пред. величины ежемесячно по 13000. Сумма начисленных СВ с базы начисления СВ, не подвышающих пред.величину 2860 ежемесячно, в связи с чем обязанность представления сведений необходимых для ведения персонифицированного учета возложена действующим законодательством на нее.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к оспариванию выводов суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность принятого судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Кроме того, в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно с ФИО1 в доход местного бюджета муниципального образования «Лиманский муниципальный район» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Лиманского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий И.П. Тимофеева

Судьи областного суда И.Ю. Карпова

Л.В. Чуб