НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 10.01.2024 № 2А-3464/2023

Судья Марисов И.А. дело №33а-235/2024

№2а-3464/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 10 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Стёпина А.Б.,

судей областного суда: Берстневой Н.Н., Вилисовой Л.А.,

при помощнике судьи: Тутариновой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. дело по апелляционной жалобе Марченко О.А. на решение Советского районного суда города Астрахани от 19 октября 2023 года по административному иску Марченко О.А. к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» о признании отказа незаконным, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Марченко О.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» о признании незаконным отказа, обязании устранить нарушения, указав в обоснование иска следующее, что административному истцу в апреле месяце в устной форме было разъяснено, какие льготы ей положены, какие документы ей необходимо предоставить. Представив необходимые документы, она получила от центра социальной поддержки отказ в начислении и выплате гарантированной федеральным законом социальной выплаты, в виду не представления основании для произведения перерасчета. Считает, что действия административного ответчика незаконны, так как ей несвоевременно были разъяснены ее права и условия предоставления социальной гарантии. Просит суд, с учетом уточнении, признать факт предоставления по обращениям и письменным запросам не полной социально-правовой услуги (помощи), а именно не своевременное предоставления информации в ответе от 25.02.2021 года о положенных административному истцу льготах, а именно льготы на члена семьи проживающего совместно. Признать отказ центра от выплаты компенсации жилищной услуги за проживающего с административным истцом сына в период с марта 2021 года по март 2023 года незаконным. Восстановить срок подачи заявления на социальную выплату на члена семьи, проживающего совместно с административным истцом, на дату 25.02.2021 года. Обязать центр выплатить мне недоплаченную сумму социальной выплаты, за совместно проживающего сына, в период с мая 2021 года по март 2023 года в размере 18718,27 рублей, в соответствии с Федеральным законом от 1995 года «О ветеранах».

В судебном заседании административный истец Марченко О.А. участие не принимала, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель административного ответчика Министерства социального развития и труда Астраханской области в судебном заседании участия не принимал.

Представитель административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» в судебном заседании участие не принимал, представил пояснения по административному иску, в котором просил в удовлетворении административного иска отказать.

Решением Советского районного суда города Астрахани от 19 октября 2023 года заявленные административные исковые требования Марченко О.А. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Марченко О.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что оспариваемый судебный акт не обеспечил восстановление прав административного истца.

На заседание суда апелляционной инстанции административный истец Марченко О.А. и представитель административного ответчика Министерства социального развития и труда Астраханской области не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, учитывая надлежащее извещение сторон и положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, доложившего дело и апелляционную жалобу, выслушав представителя административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Астрахани» Баткаеву А.Н., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец является ветераном боевых действий и имеет право на получение социальных льгот предусмотренных законом о ветеранах.

12.01.2021 года административный истец обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани» с претензией в котором требовала произвести выплату всех положенных по закону льгот за период с 2017 года по 2020 год, с учетом инфляционного коэффициента, представить ведомость денежных начислений за каждый вид услуги. Ознакомить с правами и обязанностями, связанными со своевременным получением льгот и предоставлением необходимых документов, какие льготы ей положены.

25.02.2021 года ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» в адрес Марченко О.А. направленно разъяснение о мерах социальной поддержки предусмотренных законом о ветеранах и порядке их получения.

Рассматривая спор, и отказывая в удовлетворении заявленного Марченко О.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия), решения, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Компенсация коммунальных услуг в форме ежемесячного пособия на оплату коммунальных услуг предоставляется ветеранам боевых действий в соответствии со ст. 18 Закона Астраханской области «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» от 22.12.2016г. № 85/2016-ОЗ при условии, если среднедушевой доход семьи гражданина, или доход одиноко проживающего гражданина, ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области, действующей на дату обращения за мерой социальной поддержки.

Порядок и условия предоставления компенсации на оплату жилых помещений регламентированы Законом Астраханской области «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» от 18.12.2008г. № 79/2008-03.

Как следует из п. 2 статьи 3 Закона Астраханской области от 18.12.2008г. №79/2008-ОЗ гражданин, имеющий право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, которые распространяются на совместно проживающих с ним членов семьи гражданина, для назначения денежной компенсации указанному члену семьи дополнительно представляет заявление о назначении и выплате члену семьи гражданина денежной компенсации по форме, установленной исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным в сфере социального развития и труда, паспорт, свидетельство о рождении в случае выдачи его компетентными органами иностранного государства и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык (для несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет) или иной документ, удостоверяющий личность члена семьи гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, документы, подтверждающие отнесение совместно проживающего с ним гражданина к членам его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака (в случае выдачи свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака компетентными органами иностранного государства) и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык, решение суда об усыновлении (удочерении), решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя), документ, подтверждающий отсутствие у члена семьи гражданина задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг либо заключение и (или) выполнение им соглашения (соглашений) по ее погашению (за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи), - для назначения денежной компенсации дееспособному члену семьи гражданина (до 01.01.2022 года).

Порядок предоставления на территории Астраханской области мер социальной поддержки предусмотрен постановлением Правительства Астраханской области от 09.11.2009 №602-П «О порядке расчета и перерасчета размера компенсации расходов отдельным категориям граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в системе персонального учета».

Согласно разделам 2,3 указанного Порядка, размер денежной компенсации определяется каждому получателю индивидуально в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области, предусматривающим меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. При распространении права на получение денежной компенсации на членов семьи получателя, проживающих совместно с ним и не имеющих права на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг по другим основаниям, выплата денежной компенсации, назначенной членам семьи, производится получателю. При этом размер денежной компенсации рассчитывается на каждого члена семьи в порядке, установленном для получателя, пропорционально числу указанных членов семьи, если обращение получателя об изменении состава семьи, места жительства, пребывания, фактического проживания, оснований предоставления денежной компенсации и других обстоятельств, влекущих утрату права на получение денежной компенсации или изменение ее размера, а также информация, подтверждающая указанные обстоятельства, поступили в учреждение: в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств, денежная компенсация подлежит перерасчету с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства, по истечении 10 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств, денежная компенсация подлежит перерасчету: в сторону увеличения - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили обращение получателя (информация), в сторону уменьшения - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Недоплаченные суммы денежной компенсации выплачиваются в месяце, следующем за месяцем, в котором поступили обращение получателя (информация).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что денежная компенсация носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на названную денежную компенсацию, к которому прилагаются документы, подтверждающие право лица на данную выплату.

Согласно представленной информации, с необходимым перечнем документов и заявлением о выплате компенсации, с учетом проживания с ней члена семьи - сына, Марченко О.А. обратилась 19.04.2023 года.

22 мая 2023 года ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» дан ответ об отсутствии оснований для перерасчета компенсации за прошлые периоды с учетом распространения на совместно проживающего члена семьи - сына.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Несогласие Марченко О.А. с содержанием оспариваемого ответа на ее обращения, иная оценка обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении обращений допущено нарушение ее прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Рассматривая дело, суд также проверил и требования административного истца о несвоевременном информировании, изложенном в ответе от 25.02.2021 года о положенных ей льготах, и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, не согласился с ними указав, что поступившее обращение Марченко О.А. рассмотрено административным ответчиком, заявителю направлен соответствующий ответ, в котором дан развернутый ответ на поставленные заявителем вопросы, в том числе разъяснено о мерах социальной поддержки, предусмотренных законом о ветеранах и порядке их получения со ссылкой на приведенные нормативные положения и законодательство. При этом, порядок назначения государственной услуги носит заявительный характер.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца и о правомерности оспариваемого отказа в произведении перерасчета компенсации расходов по оплате за содержание жилого помещения.

Материалами дела также подтвержден факт пропуска административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно материалам дела, административный истец Марченко О.А. в январе 2021 года обращалась в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» с претензией о том, что ей некорректно производится расчет компенсации, а также за выплатой компенсации за 2017 год по 2020 год. Ответ на данную претензию получен в феврале 2021 года.

С учетом изложенного, о предполагаемом нарушении своих прав административный истец узнала в 2021 году. В суд с настоящим административным иском об оспаривании отказа ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани» административный истец обратилась 04 июля 2023 года, то есть со значительным пропуском процессуального срока. Оснований для восстановления срока суд первой инстанции не установил, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, с чем судебная коллегия соглашается, не усматривая поводов для иных выводов.

Ссылка административного истца на то, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку его следует исчислять с момента получения оспариваемого отказа ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани», а именно 22 мая 2023 г., является ошибочной, поскольку процессуальный закон связывает начало течения трехмесячного срока с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, и в данном случае при изложенных выше обстоятельствах такой момент не связан непосредственно с получением постановления.

При рассмотрении административного иска судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Оснований для иных выводов с учетом норм действующего правового регулирования и установленных обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Астрахани от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марченко О.А. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: А.Б. Стёпин

судьи областного суда: Л.А. Вилисова

Н.Н. Берстнева