НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 09.10.2019 № 2А-2518/19

№ 2а-2518/2019

судья Шамшутдинова Г.К. № 33а-3372/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 09 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хаировой Д.Р.,

судей областного суда Белякова А.А., Стус С.Н.,

при секретаре Мариненко Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе Поповой Н.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2019 года по административному исковому заявлению Поповой Н.В. к министерству социального развития и труда Астраханской области о признании решения о прекращении выплаты доплаты к пенсии незаконным,

установила:

Попова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области от 05 апреля 2019 года № 1534 «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты лицу, замещавшему государственные должности Астраханской области» принято решение о прекращении ей с 18 марта 2019 года выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В качестве оснований для принятия данного решения министерство указывает часть 3 статьи 2 Закона Астраханской области от 04 марта 2019 года № 11/2019-03 «О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области»; письмо УМВД России по Астраханской области от 21 марта 2019 года № 3/1264.

Административный истец Попова Н.В. считает распоряжение министерства социального развития и труда Астраханской области незаконным, поскольку оно противоречит законодательству и нарушает ее право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости.

На государственную должность она назначена 08 февраля 2005 года постановлением Губернатора Астраханской области от 08 февраля 2005 года №51.

Постановлением Губернатора Астраханской области от 18 мая 2009 года № 230 она освобождена от замещаемой должности министра имущественных и земельных отношений Астраханской области 19 мая 2009 года в связи с
сокращением должности и выходом на пенсию, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Распоряжением Губернатора Астраханской области от 20 мая 2009 года № 172-р ей установлена с 20 мая 2009 года ежемесячная доплата к пенсии.

Решением министерства от 26 мая 2009 года № 519/1 «Об определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии» ей установлена
ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая с 20 мая 2009 года.

В свою очередь, в соответствии с частью 7 статьи 1 указанного выше Закона № 1/2006-03 назначение, перерасчет размера и организация выплаты ежемесячнойдоплаты, указанной в части 1 настоящей статьи, производятся органом исполнительной власти Астраханской области, на который возложено государственное регулирование в сфере труда и социального развития.

Согласно пункту 11.5.3 Положения о министерстве социального развития и
труда Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства
Астраханской области от 21 марта 2005 года № 21-П, министерство
социального развития и труда Астраханской области осуществляет выплату ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, лицам, замещавшим государственные должности Астраханской области.

Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты определяется постановлением Губернатора Астраханской области с учетом положений настоящего Закона.

Такой порядок определен постановлением Губернатора Астраханской области
09 июля 2007 № 299 «О Порядке установления, выплаты и
перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные
должности Астраханской области». В соответствии с данным Порядком государственный орган Астраханской области, в котором претендент на
доплату замещал государственную должность Астраханской области перед
увольнением: «принимает решение об установлении доплаты к пенсии в форме правового акта»; «направляет в министерство социального развития и труда
астраханской области решение» (п. 5); министерство социального развития и труда Астраханской области принимает решение об определении (отказе в определении) размера доплаты к пенсии в форме правового акта» (п. 7).

Процедура прекращения ежемесячной доплаты данным Порядком не
регулируется.

Таким образом, министерство социального развития и труда Астраханской
области не вправе принимать решения о прекращении выплаты ежемесячной доплаты лицу, замещавшему государственные должности Астраханской области.

Кроме того, из формулировок изменений, внесенных Законом о внесении изменений № 11/2019-03, следует, что действие вступившего в силу приговора суда продолжается на день рассмотрения обращения лица за установлением доплаты.

Вопрос судимости (условное осуждение) в отношении нее возник 20 апреля 2010 года и 09 июня 2010 года. Постановлением Советского районного суда г. Астрахани от 31 августа 2011 года условное осуждение отменено, судимость снята.

Таким образом, до внесения изменений в областной Закон и вступления в силу Закона о внесении изменений № 11/2019-03 она считалась не судимой.

В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит суд признать незаконным распоряжение министерства социального развития и труда Астраханской области от 05 апреля 2019 года № 1534 о прекращении выплаты доплаты к пенсии, обязать административного ответчика выплатить указанную доплату.

В судебном заседании Попова Н.В. административный иск поддержала и просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика министерства социального развития и труда Астраханской области Сорокина Ю.В. административный иск не признала, представила возражения.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Попова Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Полагает, что судом не учтен факт принятия решений об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и определения ее размера различными государственными органами, а также отсутствие у министерства социального развития и труда Астраханской области полномочий о прекращении выплаты доплаты к пенсии. Оснований для прекращения доплаты к страховой пенсии у министерства не имелось, поскольку на момент принятия оспариваемого распоряжения у административного истца отсутствовала судимость, постановлением суда условное осуждение было отменено и судимость снята.

Представитель административного ответчика министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом изложенного, а также положений статей 10, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав докладчика, административного истца Попову Н.В., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Астраханской области, предусмотрен Постановлением Губернатора Астраханской области от 09 июля 2007 года № 299. Данный Порядок определяет процедуру установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Астраханской области не менее одного года.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, административный истец Попова Н.В. 08 мая 2005 года была назначена на государственную должность министра имущественных и земельных отношений Астраханской области.

Постановлением Губернатора Астраханской области от 18 мая 2009 года № 230 она освобождена от замещаемой должности министра имущественных и земельных отношений Астраханской области 19 мая 2009 года в связи с
сокращением должности и выходом на пенсию, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Распоряжением Губернатора Астраханской области от 20 мая 2009 года № 172-р Поповой Н.В. установлена с 20 мая 2009 года ежемесячная доплата к пенсии.

Решением министерства от 26 мая 2009 года № 519/1 «Об определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии» ей установлена
ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая с 20 мая 2009 года.

Согласно данным УМВД России по Астраханской области административный истец Попова Н.В. была осуждена 20 апреля 2010 года Кировским судом г.Астрахани за совершение преступлений, предусмотренных частью <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года с лишением права занимать должности госслужбы сроком на 2 года ; 09 июня 2010 года осуждена Кировским судом г.Астрахани за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев.

Письмом от 26 марта 2019 года Попова Н.В. проинформирована административным ответчиком о наличии оснований для прекращения доплаты к страховой пенсии.

Распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области от 5 апреля 2019 года № 1536 Поповой Н.В. с 18 марта 2019 года прекращена ежемесячная доплата к страховой пенсии.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судья районного суда указал, что оспариваемое истцом распоряжение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, основано на законе и прав административного истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, поскольку он соответствует требованиям действующего правового регулирования и обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктами «ж», «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Из приведенных положений следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения. При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции.

В рамках действующего правового регулирования право по установлению дополнительных гарантий за счет собственных бюджетных средств лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, до принятия соответствующего федерального закона предоставлено субъектам Российской Федерации. Это следует из пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы».

Пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Астраханской области, урегулировано Законом Астраханской области от 4 октября 2006 года № 71/2006-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области».

Согласно статье 1 названного Закона Астраханской области от 4 октября 2006 года № 71/2006-ОЗ, лица, замещавшие государственные должности Астраханской области не менее одного года и получавшие денежное содержание за счет средств бюджета Астраханской области, освобожденные от государственных должностей Астраханской области, за исключением случаев освобождения от государственных должностей Астраханской области за виновные действия, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Законом Астраханской области от 4 марта 2019 года №11/2019-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области» установлено, что лицам, которым назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), к пенсии досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в отношении которых вступил в силу обвинительный приговор суда либо прекращено уголовное дело (уголовное преследование) по нереабилитирующим основаниям до дня вступления в силу настоящего Закона выплата указанной доплаты прекращается со дня вступления в силу настоящего Закона (часть 3 статьи 2).

Во исполнение указанного правового регулирования распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области от 05 апреля 2019 года № 1534 Поповой Н.В. с 18 марта 2019 года прекращена ежемесячная доплата к страховой пенсии.

Данное распоряжение принято компетентным органом и на основании Закона Астраханской области от 4 октября 2006 года № 71/2006-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области» в редакции от 04 марта 2019 года. Проверка законности изменений, внесенных 4 марта 2019 года в Закон Астраханской области от 04 октября 2006 года № 71/2006-ОЗ изменений, предметом рассмотрения настоящего административного дела не является, данная проверка осуществляется в ином порядке.

Кроме того, из приведенных выше правовых положений следует, что региональным законодательством урегулированы порядок и основания дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Астраханской области, предоставляемого за счет средств бюджета Астраханской области, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

Такое социальное обеспечение производно от трудовой деятельности указанных лиц и обусловлено выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на них учитывать, как характер профессиональной деятельности, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение указанными лицами особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы.

Освобождение от государственных должностей Астраханской области за виновные действия, совершение преступления в период осуществления указанной деятельности свидетельствуют не только о нарушении действующего законодательства, но и об отсутствии права на указанную дополнительную гарантию. При этом названные лица не лишаются права на пенсионное обеспечение, осуществляемое по нормам пенсионного законодательства.

Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, соблюден. Органы государственной власти Астраханской области вправе установить лицам, замещавшим государственные должности Астраханской области, ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, которая является дополнительной гарантией. Эти дополнительные гарантии не могут предоставляться лицам, полномочия которых прекращены и в отношении которых вступил в силу обвинительный приговор суда либо прекращено уголовное дело (уголовное преследование) по нереабилитирующим основаниям.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции, отказавшим в удовлетворении административного иска, правильно применен материальный закон, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Довод жалобы о том, что министерство социального развития и труда Астраханской области не вправе принимать решения о прекращении выплаты ежемесячной доплаты лицу, замещавшему государственные должности Астраханской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат нормам права.

Согласно части 7 статьи 1 Закона Астраханской области от 04 октября 2006 №71/2006-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области» назначение, перерасчет размера и организация выплаты ежемесячной доплаты, указанной в части 1 настоящей статьи, производятся органом исполнительной власти Астраханской области, на который возложено государственное регулирование в сфере труда и социального развития.

Согласно Положению о министерстве социального развития и труда Астраханской области, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 21 марта 2005 № 21-П, министерство социального развития и труда Астраханской области является органом исполнительной власти, которое осуществляет государственное регулирование в сфере труда и социального развития.

Принимая оспариваемое распоряжение, министерство социального развития и труда Астраханской области действовало в рамках возложенных полномочий и, руководствуясь положением действующего законодательства, приняло решение о прекращении ежемесячной доплаты, без уведомления государственного органа, которым принято решение о назначении ежемесячной доплаты лицу, замещавшему государственную должность Астраханской области.

Доводы Поповой Н.В. об отсутствии оснований для прекращения доплаты к страховой пенсии ввиду снятия и погашения судимости до вступления в силу Закона Астраханской области, положенного в обоснование оспариваемого распоряжения, не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно Закону Астраханской области от 04 марта 2019 года №11/2019-03 «О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области» выплата названной доплаты к пенсии прекращается со дня вступления в силу настоящего Закона лицам, в отношении которых вступил в силу обвинительный приговор суда либо прекращено уголовное дело (уголовное преследование) по нереабилитирующим основаниям до дня вступления в силу Закона от 04 марта 2019 года.

Данная норма закона не связывает прекращение выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавших государственные должности Астраханской области, с фактом погашения или снятия судимости. Вступление обвинительного приговора в законную силу в отношении указанных лиц является основанием для прекращения выплаты доплаты к пенсии в соответствии с Законом Астраханской области от 04 марта 2019 года №11/2019-03 вне зависимости от того, что к моменту решения данного вопроса судимость снята или погашена.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда первой инстанции.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, судьей не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Н.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Д.Р. Хаирова

Судьи областного суда А.А. Беляков

С.Н. Стус