Судья Корнев В.А. Дело №33-3428/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 5 сентября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.,
судей областного суда Чернышовой Ю.А., Конышевой И.Н.,
при секретаре Ивановой Л.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 4 июля 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области о включении в страховой стаж для назначения пенсии периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области, указав, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ№ истцуотказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. В специальный стаж не включены периоды работы истца с 14 августа 1985 года по 1 сентября 1993 года в должности учителя русского языка и литературы <данные изъяты>, с 1 сентября 1993 года по 15 апреля 1995 года в должности <данные изъяты>, с 15 мая 1995 года по 30 июля 1997 года, с 3 октября 1997 года по 3 декабря 1997 года, с 5 декабря 1997 года по 25 февраля 2002 года в должности <данные изъяты>). Не согласившись с указанным решением, истец просил суд признать решение пенсионного органа в части отказа в назначении пенсии и включении спорных периодов работы незаконным, включить указанные периоды в специальный стаж, назначить пенсию со дня обращения, то есть с 13 сентября 2017 года.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области ФИО2 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 4 июля 2018 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, признано незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, исключении из специального стажа периодов работы. На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы с 14 августа 1985 года по 31 декабря 1990 года в должности учителя русского языка и литературы ФИО3 <данные изъяты>, с 15 мая 1996 года по 30 июля 1997 года, с 3 октября 1997 года по 3 декабря 1997 года, с 5 декабря 1997 года по 25 февраля 2002 года в должности <данные изъяты>), назначена досрочная страховая пенсия по старости с 13 сентября 2017 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что периоды работы в Центре социальной помощи семье и детям (с приютом) не могут быть включены в подсчет специального стажа истца, поскольку указанное учреждение не поименовано Списками учреждений и должностей, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Период работы истца в <данные изъяты> не подлежит включению в специальный стаж, поскольку до настоящего времени ответ на запрос Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Харабалинском районе Астраханской области, подтверждающий специальный стаж и заработок истца, уплату взносов на территории иностранного государства не поступал.
Заслушав докладчика, выслушав представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13 сентября 2017 года ФИО1 обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа №114 от 13 марта 2018 года в назначении досрочной пенсии истцу отказано. Из подсчета специального стажа истца исключены периоды работы с 14 августа 1985 года по 1 сентября 1993 года в должности учителя русского языка и литературы <данные изъяты>, с 1 сентября 1993 года по 15 апреля 1995 года в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе ФИО4 <данные изъяты> ввиду отсутствия документального подтверждения уплаты страховой взносов в спорные периоды.
Разрешая заявленные требования о включении в подсчет специального стажа истца периодов работы с 14 августа 1985 года по 1 сентября 1993 года в должности учителя русского языка и литературы ФИО3 <данные изъяты>, с 1 сентября 1993 года по 15 апреля 1995 года в должности заместителя директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе <данные изъяты>, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности включения в специальный стаж ФИО1 период работы с 14 августа 1985 года по 31 декабря 1990 года в должности учителя русского языка и литературы <данные изъяты>, исходя из следующего.
Из трудовой книжки истца следует, что с 15 августа 1985 года ФИО1 назначен учителем русского языка и литературы <данные изъяты>, 1 сентября 1993 года освобожден от занимаемой должности и назначен на должность заместителя директора по воспитательной работе <данные изъяты>, 15 августа 1996 года освобожден от занимаемой должности в связи с переменой места жительства.
Аналогичные сведения содержит справка <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за период работы с 1985 по 1993 года в должности учителя русского языка и литературы <данные изъяты> выполнял норму учебной нагрузки и получал заработную плату. Отчисления, установленные по тарифу, производились в Пенсионный фонд на регулярной основе со всех доходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», правительства государств - участников данного Соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о том, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР ими до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Республика Азербайджан участником данного соглашения не является.
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд международных договоров, по вопросам пенсионного обеспечения, заключенных как Правительством Советского Союза во время его существования, в отношении которых Россия выступает как правопреемник СССР, так и Правительством России. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджана о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное 5 ноября 1999 года в г. Баку, до настоящего времени не ратифицировано Россией, соответственно, не вступило в силу и не является действующим.
Согласно письму Министерства социальной защиты Российской Федерации от 31 января 1994 года №1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости необходимо учитывать рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР».
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 8 данного Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов.
Указанные положения Распоряжения согласуются с положениями пункта 2 статьи 11 Закона о страховых пенсиях, которым предусмотрено, что при отсутствии международного договора Российской Федерации применяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности включения в подсчет специального стажа истца периода работы с 14 августа 1985 года по 31 декабря 1990 года в должности учителя русского языка и литературы <данные изъяты>
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено документальных подтверждений уплаты за период работы в <данные изъяты> страховых взносов, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права без учета положений письма Министерства социальной защиты Российской Федерации от 31 января 1994 года №1-369-18 и распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР».
Решением пенсионного органа № № от ДД.ММ.ГГГГ исключены периоды работы с 15 мая 1996 года по 30 июля 1997 года, с 3 октября 1997 года по 3 декабря 1997 года, с 5 декабря 1997 года по 25 февраля 2002 года в должности социального педагога <данные изъяты>), поскольку учреждение не поименовано Списком, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости.
Как следует из трудовой книжки истца с 15 мая 1996 года по 26 февраля 2002 года ФИО1 работал в должности социального педагога в <данные изъяты> 26 февраля 2002 года учреждение переименовано в <данные изъяты>
Сведения о принятии на работу и увольнении с должности социального работника <данные изъяты>) содержит архивная справка администрации муниципального образования «<данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О Списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» постановлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Указанными Списками предусмотрена должность «социальный педагог» и такие учреждения, как «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», «социальный приют для детей и подростков».
На основании распоряжения главы администрации Харабалинского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об открытии районного центра социальной помощи семье и детям» на базе яслей-сада № «<данные изъяты>» открыт «<данные изъяты>».
Согласно распоряжению главы администрации Харабалинского района Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ указанный центр зарегистрирован как «<данные изъяты>)».
Постановлением Главы администрации Харабалинского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ№ изменено наименование учреждения в <данные изъяты>», зарегистрирован Устав учреждения в новой редакции.
Согласно постановлению главы муниципального образования «Харабалинскй район» Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение «<данные изъяты>» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.
Из Устава «<данные изъяты>)» за 1995 год следует, что центр является учреждением социальной защиты для дневного пребывания и обслуживания детей и подростков и приютом для проживания в условиях стационара. Центр создан для реабилитации детей, подростков и семей, их воспитывающих, выступает в статусе государственно-общественного органа опеки и попечительства и на время содержания детей несет ответственность за их здоровье. Центр обеспечивает детей и подростков от 2 до 13 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите.
Согласно Уставу муниципального учреждения «<данные изъяты>» статус учреждения и характер деятельности учреждения после переименования не изменился и связан с обучением и воспитанием детей и подростков, нуждающихся в социальной защите.
Наименование учреждения «Социальный приют для детей и подростков» предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Период работы истца с 26 февраля 2002 года по 8 января 2006 года в том числе в муниципальном учреждении «<данные изъяты>» включен Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области в подсчет специального стажа истца.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Дословное несовпадение наименования учреждения, где работал истец, с наименованием, которое указано в Списке, не означает, что ФИО1 осуществлял педагогическую деятельность не в тех учреждениях, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Списком утверждены наиболее общие наименования учреждений, с которыми в каждом конкретном случае необходимо соотносить по соответствующим признакам учреждения, в которых работал претендующий на досрочную пенсию гражданин. При таких обстоятельствах, довод жалобы об отсутствии в Списке учреждений, дающим право на досрочное назначение пенсии, Центра социальной помощи семье и детям (с приютом), где истец осуществлял свою трудовую деятельность, не может служить основанием к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что при включении спорных периодов специальный стаж истца превышает необходимые 25 лет, суд первой инстанции обоснованно назначил пенсию с даты обращения за ней в Пенсионный фонд, то есть с 13 сентября 2017 года.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 4 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области – без удовлетворения.
.
.