Судья Гончарова Ю.С. Дело № 2-2838/2023
№ 33-3097/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Астрахань 2 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Радкевича А.Л.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Юденковой Э.А.,
при секретаре Барковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития и труда Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 25 мая 2023 года по иску ФИО1 к Министерству социального развития и труда Астраханской области об обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития и труда Астраханской области об обязании присвоить звание «Ветеран труда», указав, что он является пенсионером с декабря 2022 года. 18 января 2023 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако в удовлетворении заявления ему было отказано по тем основаниям, что медаль Президиума Верховного совета СССР «За строительство Байкало-Амурской магистрали» 1982 года не является ведомственным знаком отличия в труде. С отказом ответчика он не согласен, считает, что он нарушает его право на социальное обеспечение в связи с наличием государственных наград, в связи с чем, просил суд обязать Министерство социального развития и труда Астраханской области присвоить мне звание «Ветеран труда» с января 2023 года.
Истец ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 25 мая 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития и труда Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
ФИО1 направил в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение, в соответствие с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1). В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Действуя в пределах своих полномочий, законодатель Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ уточнил и дополнил данные критерии, в частности, обусловив возможность присвоения звания «Ветеран труда» награждением ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и одновременно возложив определение порядка учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и награждения указанными знаками отличия на Правительство Российской Федерации (в отношении тех федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет) и на иные федеральные государственные органы и государственные корпорации (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» в редакции указанного Федерального закона).
В условиях введения в действие такого правового регулирования - с учетом необходимости предоставления гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям - установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ критерии присвоения звания «Ветеран труда» начали применяться с 1 июля 2016 года, а за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохранено право на присвоение указанного звания с соблюдением ранее предусматривавшихся требований, с учетом уточнения требований к трудовому (страховому) стажу или выслуге лет, учитываемых в целях пенсионного обеспечения (часть 3 статьи 8 и часть 2 статьи 9).
С учетом изменения правового регулирования, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Устанавливая общие основания присвоения звания «Ветеран труда» и круг лиц, являющихся ветеранами труда, Федеральный закон "О ветеранах" предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (пункт 4 статьи 7 указанного Федерального закона).
Законодатель Астраханской области определил основания для присвоения звания «Ветеран труда» в Законе Астраханской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», при этом в пункте 1 его статьи 1.1 он фактически воспроизвел положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».
Из материалов дела следует, что указом президента Верховного Совета РСФСР от 01 ноября 1982 года ФИО1 был награжден медалью за «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Письмом от 03 февраля 2023 года Министерством социального развития и труда Астраханской области ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
Указанная медаль отнесена к медалям СССР, выдаваемым за заслуги в решении важнейших народнохозяйственных задач СССР (статья 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-Х «Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР»).
Разрешая исковые требования, и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие у истца медали за «За строительство Байкало-Амурской магистрали» с учетом того, что у него имеется необходимый страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, и он достиг пенсионного возраста, дает ему право на присвоение звания «Ветеран труда», с чем соглашается судебная коллегия.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Указанная медаль отнесена к медалям СССР, выдаваемым за заслуги в решении важнейших народнохозяйственных задач СССР (статья 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-Х «Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР»).
Согласно статье 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-Х, ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР.
В соответствии со статьями 5, 26 и 28 Общего положения от 3 июля 1979 года N 360-Х для каждой медали СССР утверждается положение, а их вручение производится от имени и по поручению Президиума Верховного Совета СССР, в частности, военнослужащим государственные награды СССР вручаются, как правило, военным командованием в воинских частях.
Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» награждались активные участники строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, железнодорожной линии Бам - Тында - Беркакит, второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена, объектов производственной базы и жилищно-гражданского назначения за хорошую работу на строительстве, высококачественное выполнение проектно-изыскательских работ, добросовестный труд на предприятиях, в учреждениях и организациях, обслуживающих непосредственно строительство и строителей (пункт 1 Положения о медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 октября 1976 года N 4590-IX).
Награждение медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Таким образом, медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» является государственной наградой СССР - медалью СССР.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» установлено, что гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к которым, в частности, относится присвоение звания «Ветеран труда».
Законодатель не ограничил лиц, проходивших срочную службу в Советской Армии, и трудившихся на строительстве Байкало-Амурской магистрали, в праве на награждение медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», указав в качестве главного критерия активную работу и добросовестный труд на строительстве важного государственного объекта. Возможность награждения указанной медалью также не ограничивалась и продолжительностью занятости в работах на строительстве магистрали. Поощрение медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» направлено на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством в строительстве объекта, имеющего государственное значение, вне зависимости от срока их выполнения с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Такая государственная награда СССР как медаль СССР сама по себе свидетельствует о том, что награжденный внес существенный вклад и имеет особые трудовые заслуги перед обществом и государством, которые дают ему право на получение от государства особых мер социальной поддержки.
С учетом указанного правового регулирования и установленных обстоятельств дела, районный суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 награжден медалью СССР, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», и на момент обращения к административному ответчику имел трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет, ввиду чего отказ министерства в присвоении звания «Ветеран труда» не основан на законе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил действующее законодательства, что указанная медаль не относится ни к числу государственных наград СССР ни к числу ведомственных наград, что на момент ее вручения истцу у него отсутствовал необходимый трудовой стаж и ему исполнилось 21 год, что он в период вручения медали не осуществлял трудовую деятельность, а проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР, аналогичны доводам, приводимым сторон ответчика в суде первой инстанции, правомерно отклонены судом как несостоятельные, и им дана полная и мотивированная оценка в решении суда, с которой соглашается судебная коллегия. Позиция ответчика основаны на неверном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела, в связи с чем приведенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в апелляционной жалобе.
Процессуальных нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих за собой отмену решения суда, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
о п р е д е л и л а :
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 25 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития и труда Астраханской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда