Судья – Галкин С.А. Стр.146г г/п 0 руб.
Докладчик – Романова Н.В. №33-2254/2019 30 апреля 2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.,
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» на решение Пинежского районного суда Архангельской области от 15 января 2019 г., которым с учетом определения об исправлении описки от 14 февраля 2019 г. постановлено:
«исковые требования Иващенко Н.В. к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить земельный участок транспортной и пешеходной инфраструктурой - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» обеспечить предоставленный Иващенко Н.В. земельный участок по адресу: <адрес> (частное домовладение) объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно: организовать строительство автомобильной дороги (дорожного проезда) до выделенного земельного участка, строительство пешеходных тротуаров в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований к КУМИ и ЖКХ администрации МО «<адрес>» и Министерству финансов Архангельской области, отказать».
Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия
установила:
Иващенко Н.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Пинежский муниципальный район» и КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать строительство автомобильной дороги (дорожного проезда) до выделенного ей земельного участка, по адресу: <адрес> (частное домовладение), строительство пешеходных тротуаров в срок до 1 августа 2019 г.
В обоснование иска указано, что на основании постановления администрации МО «Пинежский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№-па её многодетной семье предоставлен земельный участок под № примерно в <данные изъяты> м в юго-западном направлении от ориентира (здание), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадью - <данные изъяты> кв.м, для индивидуального жилищного строительства. Территория, в границах которой были выделены земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов многодетным семьям, не освоена, отсутствовали объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. По данному вопросу она неоднократно обращалась в администрацию МО «Пинежский район» и письменно, и устно, в электронном виде на странице Администрации района в социальной сети «В Контакте». На выделенном земельном участке построен жилой дом, земельный участок принят в общедолевую собственность членами её семьи. По настоящее время территория не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорожный проезд по выделенным земельным участкам не обустроен, пешеходных тротуаров не имеется. Дорога, тротуары, объекты на учет в администрации района не поставлены.
В судебном заседании Иващенко Н.В. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель администрации МО «Пинежский муниципальный район» Зубова Н.В. с иском не согласилась, по доводам, указанным в отзыве на иск. В отзыве указано, что администрация не является ответчиком по данному делу, поскольку предоставление земельных участков многодетным семьям бесплатно является государственной мерой социальной поддержки, которую оказывают субъекты Российской Федерации в силу представленных подпунктами 24, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В системе как прежнего, так и действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. За муниципальными образованиями по данному направлению закреплено формирование и предоставление земельных участков. Участок истице был сформирован за счет областного и местного бюджетов, предоставлен многодетной семье. Местные администрации подают заявки в порядке, предусмотренном разделом 2.2 Правил формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных постановлением правительства Архангельской области от 10 июля 2012 г. № 298-пп (далее - Правила). Обязательным условием для подачи заявки на участие в областной программе является наличие правил землепользования и застройки, генплан, имеющая положительное заключение экспертиза проектной документации на строительство, наличие софинансирования. В настоящее время администрация реализует государственную программу в силу своих финансовых возможностей, в 2018 г.: произведена разработка правил землепользования и застройки, генеральный план МО «Карпогорское», которые утверждены на последней сессии районных депутатов (не опубликованы); выполнены изыскательские работы по обеспечению земельных участков водоснабжением. Согласно муниципальной программе «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами жилищно-коммунального хозяйства населения Пинежского муниципального района на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО «Пинежский муниципальный район» №-па от 8 ноября 2013 г. в бюджете 2019 г. предусмотрены бюджетные ассигнования на проектные работы на мероприятие «Обеспечение земельных участков под массовое жилищное строительство коммунальной и инженерной инфраструктурой общей площадью 80,53 га». По состоянию на сегодняшний день в государственной программе Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2024 годы)» на 2019 г. (п.2.4) денежные средства на 2019 г. отсутствуют. Закупка проектных работ, как и работ по строительству, в случае областного финансирования, осуществляется в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (далее - закон), которая подразумевает исполнения тех сроков и процедур, которые установлены данным законом.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство финансов Архангельской области.
В судебное заседание представитель министерства финансов Архангельской области не явился. В письменном отзыве с иском не согласился, указав, что вопрос о выделении субсидии бюджету Пинежского района на обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной и транспортной инфраструктурой может быть рассмотрен только после разработки проекта и получения положительного заключения государственной экспертизы, которые должны финансироваться за счёт бюджета района. Для включения данного мероприятия в областную адресную инвестиционную программу в министерство строительства и архитектуры Архангельской области в установленные сроки (до 1 мая года, предшествующему планируемому) администрацией МО «Пинежский муниципальный район» должна быть подана заявка в соответствии с утвержденными Правилами формирования инвестиционной программы. Решение о включении объектов в областную адресную инвестиционную программу принимается рабочей группой при губернаторе Архангельской области по отбору объектов капитального строительства для включения в областную адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год и на плановый период.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Пинежский муниципальный район», в апелляционной жалобе просит решение суда отменить или изменить полностью или в части и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение содержит описки, которые могли повлиять на решение суда в целом. Так в отзыве администрации было указано, что выполнены изыскательские работы по обеспечению земельных участков водоснабжением, а не проект. Суд не принял во внимание, что предоставление участков многодетным семьям бесплатно является государственной мерой социальной поддержки, которую оказывают субъекты Российской Федерации в силу предоставленных им законом полномочий, а потому данный вопрос не должен решаться полностью за счет муниципалитетов. Указывает, что специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей, не установлен. Ссылается на Методические рекомендации, утвержденные приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 г. №, где указано, что реализацию закона субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется обеспечивать необходимым финансированием за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Считает возложение всей полноты ответственности за предоставление многодетным семьям земельных участков на муниципалитет противоречит выводам Конституционного суда в определении от 9 ноября 2017 г. и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти». Полагает, что администрация не должна выступать единственным ответчиком по данному делу. Считает необъективным и несоразмерным указанный в решении срок исполнения. Указывает, что выполнение работ по благоустройству земельных участков объектами транспортной и пешеходной инфраструктуры займет около двух с половиной лет. Суд не учел обязанность неукоснительного исполнения органами местного самоуправления законодательства о закупках, бюджетного законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства финансов Архангельской области указывает, что организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований и должна финансироваться из местных бюджетов. Считает, что суд правомерно отказал в удовлетворении требований к министерству финансов Архангельской области. В отзыве на апелляционную жалобу Иващенко Н.В. считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав истца Иващенко Н.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно постановлению главы администрации МО «Пинежский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№-па в общую долевую собственность без торгов бесплатно членам многодетной семьи: ФИО11, ФИО15, ФИО16, ФИО17 и ФИО15 передан в равных долях земельный участок, именуемый в дальнейшем «Земельный участок», расположенный на землях населённых пунктов, с кадастровым №, местоположение: установлено примерно в <данные изъяты> м в юго-западном направлении от ориентира (здание), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадью – <данные изъяты> кв м, для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
На указанном выделенном земельном участке истцом было построено частное домовладение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, дом сдан в эксплуатацию в 2016 г.
Вместе с тем по настоящее время территория, согласно градостроительному плану, на которой в том числе расположен земельный участок истца и членов её семьи, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорожный проезд по выделенным земельным участкам не обустроен, пешеходных тротуаров не имеется. Дорога, тротуары, объекты на учет в администрации района - не поставлены, что послужило основанием для обращения истца в суд с указанным иском.
Удовлетворяя заявленные к администрации МО «Пинежский муниципальный район» требования, суд исходил из того, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения, а отсутствие у ответчика финансовой возможности на выполнение возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от их исполнения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 9 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В силу ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Порядок обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, на территории Архангельской области при предоставлении многодетным семьям также не установлен.
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 г. № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости на территории Архангельской области» предоставление земельных участков осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Указанные органы формируют земельные участки в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.
Проведение работ по формированию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Местные администрации подают заявки в порядке, предусмотренном разделом 2.2 Правил формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 г. №-пп (далее - Правила).
Обязательным условием для подачи заявки на участие в областной программе является наличие правил землепользования и застройки, генплан, имеющая положительное заключение экспертиза проектной документации на строительство, наличие софинансирования.
Судом установлено, что администрацией МО «Пинежский муниципальный район» начата соответствующая работа в целях обеспечения земельных участков, предоставленным многодетным семьям, в том числе и истца, коммунальной и транспортной инфраструктурой, однако в местном бюджете средства на эти цели отсутствуют.
Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей. Ответчик, ссылающийся на отсутствие финансирования, не предпринял достаточных мер к своевременному получению субсидий из областного бюджета.
Доводы жалобы о том, что администрация не должна выступать единственным ответчиком по данному делу судебной коллегией не принимаются.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пп. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу ч. 3 ст. 15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципального образования вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку земельный участок истцу был выделен еще в марте 2014 г., на земельном участке возведен жилой дом, в котором проживает истец с несовершеннолетними детьми, предоставление ответчику для исполнения возложенных на него законом обязанностей два с половиной года, как предлагает податель апелляционной жалобы, приведет к нарушению прав истца.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пинежского районного суда Архангельской области от 15 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» – без удовлетворения.
Председательствующий Р.С. Пономарев
Судьи Т.А. Мананникова
Н.В. Романова