НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 26.08.2021 № 33-4974/202126АВГУ

УИД: 29RS0003-01-2021-000171-43

Строка № 2.065, г/п 0 руб.

Судья Минина Н.В.

Докладчик Попова Т.В. Дело № 33-4974/2021 26 августа 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Бланару Е.М.,

судей Кучьяновой Е.В., Поповой Т.В.,

при секретаре Стрельцовой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи в городе Архангельске гражданское дело по иску Стенина В.И. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» о возложении обязанности признать пенсионером общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта», включить в состав участников акционерного общества «НПФ ГАЗФОНД», перечислить пенсионные взносы по апелляционной жалобе истца Стенина В.И. на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 мая 2021 года по делу № 2-112/2021.

Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия

установила:

Стенин В.И. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (далее – ООО «Газпром трансгаз Ухта») о возложении обязанности признать пенсионером данного общества, включить в состав участников акционерного общества «НПФ ГАЗФОНД» (далее – АО «НПФ ГАЗФОНД»), перечислить пенсионные взносы в данный фонд. В обоснование исковых требований указал, что он состоял в трудовых отношениях с ООО «Газпром трансгаз Ухта» в период с 19 июля 1999 года по 11 сентября 2020 года, его рабочее место находилось в Урдомском линейном производственном управлении магистральных газопроводов, которое расположено по адресу: <адрес>. До работы в ООО «Газпром трансгаз Ухта» он в период с 05 августа 1977 года по 19 мая 1999 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. С учетом работы в ООО «Газпром трансгаз Ухта» и прохождением службы его страховой стаж на 31 декабря 2019 года составил 42 года 02 месяца 08 дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, – 20 лет 03 месяца 23 дня. Право на назначение страховой премии по старости наступило еще 08 сентября 2019 года. Согласно Положению о социальной защите пенсионеров ООО «Газпром трансгаз Ухта», утвержденному приказом ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 24 января 2013 года № 141, работники признаются пенсионерами ООО «Газпром трансгаз Ухта» с назначением негосударственной пенсии, выплачиваемой наравне с иной пенсией. Руководствуясь указанным Положением, он обратился с заявлением о признании его пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта» и включении в состав участников АО «НПФ ГАЗФОНД», в чем ему было отказано в связи с тем, что на момент увольнения ему было 60 лет, он не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости (62 года) и не оформил пенсию по старости. На основании изложенного, просил обязать ООО «Газпром трансгаз Ухта» признать его пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта», включить в состав участников АО «НПФ ГАЗФОНД» и перечислить за него пенсионные взносы в АО «НПФ ГАЗФОНД».

Истец Стенин В.И., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил своего представителя – адвоката Чанцева Д.А.

Представитель истца Чанцев Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Шепетюк А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Третье лицо АО «НПФ ГАЗФОНД», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило.

Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований Стенина В.И. к ООО «Газпром трансгаз Ухта» об обязании признать пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта», включить в состав участников АО «НПФ ГАЗФОНД», перечислить пенсионные взносы в АО «НПФ ГАЗФОНД» отказано.

С указанным решением не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указал на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права. Полагает, что к нему, являющемуся наиболее слабой стороной в возникших правоотношениях, подлежит применению формулировка п. 2.1 Положения о социальной защите пенсионеров ООО «Газпром трансгаз Ухта», несмотря на правовую неопределенность и противоречия названного положения положениям п.п. 5.1.4 и 5.1.5 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утверждаемого ПАО «Газпром». Считает ошибочными выводы суда о том, что на момент увольнения он не достиг возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Обращает внимание, что при принятии решения суд не учел информацию, предоставленную пенсионным органом в г. Котлас Архангельской области о достижении им возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости еще 08 сентября 2019 года.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица АО «НПФ ГАЗФОНД» Телицына Ю.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, указав на законность и обоснованность постановленного по делу решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Истец и его представитель Чанцев Д.А., участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав истца, его представителя, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является получателем пенсии за выслугу лет. Он работал в ООО «Газпром трансгаз Ухта» Урдомское линейное производственное управление магистральных газопроводов инженером 2 категории службы связи, откуда уволен с 11 сентября 2020 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости. Получателем пенсии по старости истец не является.

В ноябре 2020 года истец обратился в ООО «Газпром трансгаз Ухта» Урдомское линейное производственное управление магистральных газопроводов с заявлением о признании его пенсионером общества, включении в состав участников АО «НПФ ГАЗФОНД», перечислении пенсионных взносов, в чем отказано ввиду отсутствия оснований для признания пенсионером и включения в состав участников вышеуказанного фонда.

Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что условия, при которых истец может быть признан пенсионером вышеуказанного общества и включен в состав участников вышеназванного фонда, установленные актами данных организаций, отсутствуют.

Судебная коллегия с данным выводом согласна, поскольку он основан на обстоятельствах дела, установленных судом, и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с Федеральным законом от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (п. 1 ст. 2).

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (п. 2 ст.2).

Пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации. Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии (ст.10 вышеуказанного закона).

В силу ст. 13 вышеназванного закона права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.

Согласно материалам дела, в ООО «Газпром трансгаз Ухта» утверждено и действует Положение о социальной защите пенсионеров от 24 января 2013 года № 141 (с изменениями, утвержденными приказами ООО «Газпром трансгаз Ухта» от 30 мая 2014 года № 1342, от 19 декабря 2014 года № 2984, от 30 декабря 2015 года № 3074, от 29 декабря 2018 года № 2380, от 30 декабря 2019 года № 2081) (далее – Положение). Пунктом 2.1 данного Положения установлено, что пенсионерами ООО «Газпром трансгаз Ухта» признаются бывшие работники, имеющие стаж работы, исчисленный с Перечнем периодов работы, учитываемых при исчислении стажа работы в организациях системы ПАО «Газпром», не менее 15 лет, прекратившие трудовые отношения с Обществом или ОПО Общества по любым основаниям (за исключением увольнения по п.п. 5-11 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при наличии на дату увольнения из Общества одного из следующих условий:

а) достижение возраста, дающего право на пенсию по старости;

б) оформление работником, в соответствии с законодательством РФ, пенсии по старости досрочно;

в) установление работнику инвалидности первой или второй, либо третьей группы в случае, если организация не может выполнить требования медицинского заключения о создании работнику необходимых условий труда либо перевести на другую работу в соответствии с медицинским заключением.

Как указано в п. 1.3 Положения, возраст, дающий право на пенсию по старости – возраст, дающий право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по 31 декабря 2018 года, а также возраст, достижение которого с 01 января 2019 года дает право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ).

Из п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ О страховых пенсиях») (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ) следует, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с приложением 6 к названному Федеральному закону при возникновении права на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», в 2019 году срок назначения страховой пенсии установлен не ранее 12 месяцев, а в 2020 году – не ранее 24 месяцев со дня достижения возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по состоянию на 31 декабря 2018 года.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пп. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, из совокупности указанных норм закона и Положения следует, что пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта» признаются бывшие работники, имеющие соответствующий стаж работы, прекратившие трудовые отношения с Обществом при наличии на дату увольнения одного из условий, указанных в п.п. «а», «б» либо «в» п. 2.1 Положения. При этом возраст, дающий право на пенсию по старости, с достижением которого бывший работник, уволенный в 2020 году, может быть признан пенсионером Общества, это возраст для мужчины - 62 года, поскольку по состоянию на 31 декабря 2018 года в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имели мужчины, достигшие возраста 60 лет. С учетом переходных положений в силу указанной статьи в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ, для мужчин такой возраст составит 62 года.

Истец, 29 июня 1960 года рождения, на момент увольнения 11 сентября 2020 года не достиг возраста 62 лет, а отсутствие одного из условий в силу действующего у ответчика Положения является основанием для отказа в признании пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта».

То обстоятельство, что истец имеет необходимое количество страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», достиг возраста, необходимого для ее назначения по данному основанию, т.е., как указывает истец, он имеет право на досрочное назначение пенсии, в силу действующего у ответчика Положения, к условиям для признания работника пенсионером общества не является. Исходя из п. «а» п. 2.1, п. 1.3 данного Положения, возраст, с достижением бывший работник может быть признан пенсионером общества, - это общий возраст, установленный п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». В силу п. «б» п. 2.1 Положения бывший работник общества на момент увольнения и при наличии необходимого стажа работы в обществе должен являться получателем страховой пенсии по старости, назначенной досрочно, а не достигнуть возраста, дающего права на ее назначение. Истец, как следует из материалов дела, ее получателем не является, а указание пенсионного органа на наличие у него необходимых для назначения пенсии страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, при отсутствии обращения за ее назначением, нельзя приравнивать к назначению такой пенсии в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».

Условий, предусмотренных п. «в» данного Положения, также не имеется, что стороной истца не оспаривалось.

Учитывая изложенное, требования истца об отказе в признании его пенсионером ООО «Газпром трансгаз Ухта» не основаны на обстоятельствах дела, Положении, действующем в обществе, нормах закона.

Согласно п. 6.1.16 Коллективного договора ООО «Газпром трансгаз Ухта», для обеспечения социальной защищенности работников и членов их семей работодатель обязуется осуществлять дополнительное пенсионное обеспечение работников через НПФ «ГАЗФОНД» в соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников, утверждаемым ПАО «Газпром».

Из материалов дела следует, что ПАО «Газпром» 01 июня 2018 года утверждено Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников данного общества, его дочерних обществ и организаций. В силу раздела 5 Положения, работники включаются в состав участников Фонда на основании п.п. 5.1.4-5.1.8 при соблюдении указанных в них условий. Исходя из п. 5.1.5 Положения, в состав участников Фонда включаются работники, имеющие стаж работы в организациях системы ПАО «Газпром» не менее 15 лет, при увольнении по любому основанию (за исключением увольнения за виновные действия) и оформлении пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:

- при достижении возраста, дающего право на досрочную пенсию по старости;

- при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, в случае наличия страхового стажа не менее 42 лет (мужчины) и 37 лет (женщины).

Таким образом, для включения бывшего работника ПАО «Газпром», уволенного по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия), в состав участников негосударственного пенсионного фонда данного общества необходима совокупность условий: наличие стажа в организациях системы ПАО «Газпром», оформление пенсии в порядке, установленном законодательством, досрочно либо на общих основаниях, достижение возраста, дающего право на досрочную пенсию по старости, либо достижение возраста, дающего право на пенсию по старости, в случае наличия страхового стажа не менее 42 лет (мужчины) и 37 лет (женщины).

Под возрастом, дающим право на пенсию по старости, согласно указанному положению, понимается возраста, достижение которого дает право на страховую пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».

Как указано выше, истец получателем пенсии, оформленной в установленном законом порядке, не является, следовательно и оснований для включения его в состав участников общества не имеется.

Принимая во внимание, что в силу вышеуказанного Положения пенсионный взнос – денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора, а пенсионный договор – соглашение между Фондом и вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд, а Фонд – выплачивать участнику-пенсионеру негосударственную пенсию в соответствии с Пенсионными правилами Фонда, истец участником-пенсионером не является, основания для признания его таковым отсутствуют, пенсионного договора соответственно между вкладчиком и Фондом не имеется, отсутствуют и основания для возложения на ответчика по перечислению пенсионных взносов за истца в НПФ «Газпром».

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным.

Ссылки в апелляционной жалобе на противоречивость Положения о социальной защите пенсионеров Положению о негосударственном пенсионном обеспечении работников в части установления условий признания пенсионером, противоречивости их условиям включения в состав участников общества основанием для удовлетворения требований являться не могут, поскольку право определять такие условия предоставлено работодателю и соответственно негосударственному пенсионному фонду. В данном случае условия определены, суд не вправе вмешиваться в деятельность юридических лиц по определению ими оснований для признания работников пенсионерами, включения в состав участников негосударственных пенсионных фондов, видов и условий предоставления социальных льгот и компенсаций.

По существу доводы апелляционной жалобы стороны истца с учетом изложенных выше норм ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Положений о социальной защите пенсионеров и о негосударственном пенсионном обеспечении работников, обстоятельств данного дела, основаны на неправильном их толковании. Кроме того, они повторяют правовую позицию стороны истца, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Стенина В.И. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.М. Бланару

Судьи Е.В. Кучьянова

Т.В. Попова