УИД 29RS0017-01-2021-001207-73
Строка 2.045, г/п 0 руб.
Судья Воропаев Е. Н. | . | |
Докладчик Сафонов Р. С. | № 33-366/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Бланару Е. М.,
судей Радюка Е. В., Сафонова Р. С.,
при секретаре Махневой И. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-736/2021 по исковому заявлению Перцевой О.Л. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда с апелляционной жалобой представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 26 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
Перцева О. Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Межрайонная ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о возложении обязанности произвести перерасчёт выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, отпускных за 2020-2021 годы, доначислении и выплате задолженности.
В обоснование заявленных требований указала, что с 28 января 2004 года проходила службу в Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. 20 апреля 2021 года служебный контракт с ней расторгнут, она освобождена от замещаемой должности <данные изъяты> на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В связи с увольнением ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и четырёхмесячное денежное содержание при увольнении. В период работы ей, как государственному гражданскому служащему территориального органа Федеральной налоговой службы, производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования. Выплаты материального стимулирования ответчиком не учитывались при расчёте среднего заработка для выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и при расчёте компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой должности. В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Выплаченные ей в период службы средства материального стимулирования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входят в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем должны учитываться при расчёте денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
В ходе судебного разбирательства истец Перцева О. Л. увеличила исковые требования, просила обязать ответчика произвести перерасчёт выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также отпускных за 2020-2021 годы с учётом включения в средний заработок стимулирующих и компенсационных выплат, обязать ответчика выплатить недоначисленные суммы, взыскать с ответчика отпускные в размере 24 619 рублей 97 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 84 164 рубля 66 копеек, выходное пособие в размере 87 292 рубля 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Определением суда от 26 октября 2021 года производство по делу в части требования о возложении обязанности произвести перерасчёт выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, отпускных, доначислении и выплате задолженности прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Перцева О. Л., представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали.
Представитель истца Малыгин М. А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие истца и представителя ответчика.
Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 26 октября 2021 года исковые требования Перцевой О. Л. к Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворены, с Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Перцевой О. Л. взысканы отпускные в размере 24 619 рублей 97 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 84 164 рубля 66 копеек, выходное пособие в размере 87 292 рубля 80 копеек, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, всего взыскано 201 077 рублей 43 копейки.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, считает, что судом установлены не все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Ссылаясь на Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, указывает, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации и не подлежат учёту при расчёте денежного содержания для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Выражает несогласие с выводом суда о том, что материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Указывает, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, на которое сослался суд первой инстанции, не отменяет действия приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, которым утверждён порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Кроме того, полагает, что суд не обосновал вывод о необходимости взыскания компенсации морального вреда, не дал оценку доводам ответчика о неподтвержденности факта нравственных и физических страданий истца в результате нарушения его трудовых прав как гражданского служащего.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его проведения, не явились, о причинах неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах в соответствии с частью третьей статьи 167, частью первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела и исследовав принятые судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств копию Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, копии приказов о премировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, о распределении средств, направленных для дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, и о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих, представленных ответчиком в порядке, предусмотренном пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Перцева О. Л. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (до реорганизации – Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) в период с 3 января 2002 года по 20 апреля 2021 года, на день расторжения контракта замещала должность <данные изъяты>.
В периоды с 19 января 2019 года по 20 января 2019 года, с 9 февраля 2019 года по 10 февраля 2019 года, с 11 февраля 2019 года по 17 февраля 2019 года, 24 февраля 2019 года, с 5 апреля 2019 года по 7 апреля 2019 года, с 12 апреля 2019 года по 14 апреля 2019 года, с 14 мая 2019 года по 15 мая 2019 года, с 4 июля 2019 года по 28 июля 2019 года, с 14 сентября 2019 года по 17 сентября 2019 года, с 25 октября 2019 года по 3 ноября 2019 года, с 18 января 2020 года по 19 января 2020 года, с 25 января 2020 года по 26 января 2020 года, с 14 февраля 2020 года по 16 февраля 2020 года, с 20 марта 2020 года по 22 марта 2020 года, с 28 марта 2020 года по 29 марта 2020 года, с 16 мая 2020 года по 31 мая 2020 года, с 3 июля 2020 года по 6 июля 2020 года, с 16 июля 2020 года по 2 августа 2020 года, с 14 августа 2020 года по 16 августа 2020 года, с 29 августа 2020 года по 1 сентября 2020 года, с 7 октября 2020 года по 9 октября 2020 года, с 27 ноября 2020 года по 29 ноября 2020 года, с 5 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года, с 20 февраля 2021 года по 21 февраля 2021 года истец находилась в отпусках с сохранением денежного содержания.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№ истец освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы, контракт с ней расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 113 дней.
Также истцу при увольнении выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
В период службы в 2020-2021 годах соответствующими приказами ответчика истцу как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа Федеральной налоговой службы произведены выплаты в виде материального стимулирования и разовых премий.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец полагала, что указанные разовые премии, материальное стимулирование подлежат учёту при расчёте денежного содержания государственного гражданского служащего за период ежегодного оплачиваемого отпуска, а также компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что разовые премии, материальное стимулирование должны учитываться при расчёте денежного содержания государственного гражданского служащего за период ежегодного оплачиваемого отпуска, а также компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, основан на правильном применении норм материального права.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ).
В силу части 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, определён Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёт денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 Правил.
В силу пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно пункту 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В подпунктах «а» - «г» пункта 2 Правил поименованы: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение, а в подпунктах «д» - «ж» пункта 2 Правил – премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, Законом № 79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в которой имеются две составляющие: 1) оклад денежного содержания, являющийся базой денежного содержания, основой материального обеспечения гражданского служащего, он зависит от должностного положения гражданского служащего, 2) дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим. При этом вышеуказанными Правилами установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, которым чётко установлено, какие составляющие денежного содержания гражданских служащих учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска.
Считая, что выплаченные истцу разовые премии и материальное стимулирование не относятся ни к одной из составляющих денежного содержания государственных гражданских служащих, в том числе и истца, а также к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, и не могут учитываться при расчёте месячного денежного содержания, сторона ответчика указывает, что данные виды премирования выплачиваются за счёт средств сверх установленного фонда оплаты труда, полагая последнее юридически значимым обстоятельством для данного дела.
В силу части 1 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, – в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трёх окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год). При этом фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; в) повышенного денежного содержания; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведённых нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счёт средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учётом заявленных требований о составе денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, а также для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведённых ответчиком в течение 12 месяцев перед ежегодным оплачиваемым отпуском и перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счёт средств материального стимулирования.
Из служебного контракта, заключённого между истцом и ответчиком, Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (утверждено приказом Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№) следует, что премирование служащих ответчика осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика. Иные виды премий не предусмотрены.
Согласно имеющимся в деле приказам о премировании они издавались на основании писем Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, премирование осуществлялось, в том числе, за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика, за личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на ответчика, показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, повышение эффективности налогового администрирования. При этом в приказах Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу указывается на выделение дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы и не уточняется, на какой вид материального стимулирования они выделяются.
Таким образом, учитывая, что премии имеют стимулирующую роль и выплата материального стимулирования является премированием государственных гражданских служащих ответчика, а критериями при решении вопроса о выплате материального стимулирования, соответственно и разовых премии, исходя из вышеизложенного, являются итоги выполнения работ, связанных с выполнением задач и обеспечением функций и полномочий, возложенных в данном случае на ответчика (то есть те же критерии, которые учитываются при выплате премий за выполнение особо важных и сложных заданий), иных премий, кроме премий за выполнение особо важных и сложных заданий, у ответчика не предусмотрено, доказательств того, что истцу разовая премия, материальное стимулирование выплачивались на основании иного закона или иного нормативного правового акта, не представлено, судебная коллегия, вопреки доводам стороны ответчика и выводам суда первой инстанции, считает, что такие премии и материальное стимулирование, по сути, являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика.
Принимая во внимание, что указанные виды премии, материального стимулирования учитываются при расчёте месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёте компенсаций за отпуск, компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований истца судебная коллегия считает правильным.
То обстоятельство, что разовые премии и материальное стимулирование выплачивались за счёт средств сверх установленного фонда оплаты труда, безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований являться не может, так как бюджетные ассигнования, выделяемые на выплату разовых премий и материального стимулирования, в силу изложенных выше норм о формировании фонда оплаты труда гражданских служащих подлежат учёту при его формировании.
При этом стороной ответчика в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, как доказательств в подтверждение тех доводов относительно правовой природы произведённого материального стимулирования, на которые ссылается ответчик.
Разрешая вопрос о размере денежной компенсации морального вреда, суд правильно применил материальный закон, а именно статью 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно пункту 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации определён судом с учётом обстоятельств дела, характера и степени допущенных нарушений прав истца, требований разумности и справедливости. Обстоятельств, которые не были учтены судом при определении размера компенсации, апелляционная жалоба представителя ответчика не содержит.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, по сути, повторяют его позицию, изложенную в суде первой инстанции, были предметом судебного разбирательства и не опровергают выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, они основаны на ошибочном толковании норм права, а потому не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, при правильном их применении и толковании. При этом в апелляционной жалобе не содержится новых данных, не учтённых судом при рассмотрении дела, выводов суда они не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к иному толкованию норм права. Правовые основания для признания неправомерными выводов суда, на чём фактически настаивает податель жалобы, у судебной коллегии отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 26 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.
Председательствующий | Е. М. Бланару |
Судьи | Е. В. Радюк |
Р. С. Сафонов |