Строка статотчета 073/4, г/п 00 =00
Судья: Горишевская Е.А. Дело № 33-1331/2020 18 марта 2020 года
Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гулевой Г.В.
судей Чистяковой Н.Г. и Маслова Д.А.
при помощнике судьи Проселковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-4901/2019 по иску Черняева Николая Карповича к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности выдать справку, произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет, по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «Северодвинск» Крыловой И.Э. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 22 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
Черняев Н.К. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) о возложении обязанности выдать справку о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за установлением (перерасчетом) пенсии за выслугу лет в соответствии с Приложением № 2 к постановлению Администрации Северодвинска от 18 апреля 2017 года № 109-па (в редакции от 12 марта 2018 года № 87-па), с указанием в ней размеров должностного оклада муниципального служащего, оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным классным чином и всех установленных ежемесячных надбавок в период с 1 февраля по 31 мая 2015 года, в том числе в периоды нахождения в служебной командировке и ежегодном оплачиваемом отпуске, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет с учетом такой справки, с даты назначения указанной пенсии, сославшись на то, что более 25 лет на постоянной основе замещал <данные изъяты> в Администрации Северодвинска, 23 января 2017 года уволился с муниципальной службы, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, приложив справку о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за ежемесячной доплатой к страховой пенсии. Для назначения и расчета пенсии за выслугу лет он выбрал 4 месяца подряд с февраля по май 2015 года, при том, что в апреле 2015 года он 10 дней находился в отпуске с сохранением денежного содержания, а в мае 2015 года направлялся в служебную командировку. Однако, как выяснилось, при назначении и расчете пенсии за выслугу лет ответчик неправомерно не учитывал получаемое им денежное вознаграждение за период нахождения в оплачиваемом отпуске и при направлении в служебную командировку в течение выбранных им четырех месяцев подряд осуществления полномочий на постоянной основе на муниципальных должностях.
В судебном заседании Черняев Н.К. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Северодвинска.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 22 ноября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки, постановлено: «Исковые требования Черняева Николая Карповича к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности выдать справку, произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Северодвинск» обязанность выдать Черняеву Николаю Карповичу справку о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за установлением (перерасчетом) пенсии за выслугу лет в соответствии с Приложением № 2 к постановлению Администрации Северодвинска от 18 апреля 2017 г. № 109-па в редакции от 12 марта 2018 г. № 87-па с указанием в ней размеров должностного оклада муниципального служащего, оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным классным чином и всех установленных ежемесячных надбавок в период с 1 февраля 2015 г. по 31 мая 2015 г., в том числе в периоды нахождения в командировке и ежегодном оплачиваемом отпуске.
Возложить на администрацию муниципального образования «Северодвинск» обязанность произвести перерасчет размера пенсии Черняева Николая Карповича за выслугу лет с учетом справки о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за установлением (перерасчетом) пенсии за выслугу лет в соответствии с Приложением № 2 к постановлению Администрации Северодвинска от 18 апреля 2017 г. № 109-па в редакции от 12 марта 2018 г. № 87-па с указанием в ней размеров должностного оклада муниципального служащего, оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным классным чином и всех установленных ежемесячных надбавок в период с 1 февраля 2015 г. по 31 мая 2015 г., в том числе в периоды нахождения в командировке и ежегодном оплачиваемом отпуске, начиная с 24 января 2017 года».
С данным решением не согласилась представитель Администрации муниципального образования «Северодвинск» Крылова И.Э., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое судебное постановление, так как с 1 января 2017 года вступил в силу областной закон «О внесении изменений в отдельные областные законы в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым внесены существенные изменения в областной закон № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области». Так изменился порядок исчисления среднего денежного содержания муниципального служащего, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет. В новую редакцию областного закона № 68-15-ОЗ введен п. 12 ст. 1, которым установлен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав месячного денежного содержания муниципального служащего. Таким образом, перечень выплат, учитываемых при определении размера пенсий за выслугу лет, является строгим, законодатель преследовал цель избежать влияния разовых (нерегулярных) выплат на определяемый через месячное денежное содержание размер пенсии за выслугу лет. Данная норма позволяет устранить случаи необоснованных завышений отдельным муниципальным служащим месячного денежного содержания и, тем самым обеспечить соблюдение принципа равенства при установлении этих пенсий. Черняев Н.К. для назначения и расчета размера пенсии за выслугу лет выбрал 4 месяца с 1 февраля по май 2015 года, в данный учетный период он 10 дней находился в отпуске и 2 недели в служебной командировке с соответствующими выплатами, которые (выплаты) не могут учитываться для определения размера пенсии за выслугу лет, так как не отнесены к соответствующим выплатам, предусмотренным п. 12 ст. 1 областного закона от 4 апреля 1996 года № 68-15-ОЗ. Истец не был лишен возможности выбрать иной четырехмесячный период времени для расчета пенсии за выслугу лет, в который бы не входили дни служебной командировки или дни отпуска. Аналогичные разъяснения указаны в письме правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Губернатора Архангельской области от 18 июня 2019 года № 09-03/797, на которые ссылался ответчик при рассмотрении и разрешении дела. Судом не дана оценка тому факту, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» муниципальная и государственная гражданская служба в Российской Федерации взаимосвязаны друг с другом, в том числе посредством соотносительности основных условий пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. Одним из элементов правового регулирования принципа соотносительности основных условий пенсионного обеспечения, выступает единый механизм исчисления размера пенсий за выслугу лет и единый перечень выплат, учитываемых в составе месячного денежного содержания для определения размера пенсий за выслугу лет. В соответствии с п.п. 2.8, 2.9 областного закона от 4 апреля 1996 года № 40-22-ОЗ «О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Архангельской области должности государственной гражданской службы Архангельской области» лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Архангельской области могут претендовать на назначение пенсии за выслугу лет из расчета ? части денежного содержания за 4 месяца подряд, в течение которых замещали должность. В состав месячного денежного содержания при определении размера пенсии за выслугу лет включаются те же выплаты, что и у муниципального служащего. Следовательно, включение в состав месячного денежного содержания при определении размера пенсии за выслугу лет иных выплат, прямо не предусмотренных п. 12 ст. 1 областного закона № 68-15-ОЗ приведет к нарушению принципа соотносительности основных условий пенсионного обеспечения муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Архангельской области. Из изложенного следует, что в состав месячного денежного содержания муниципальных служащих, рассчитываемого для определения размера пенсий за выслугу лет, не могут включать выплаты, исчисляемые из размера средней заработной платы (среднего заработка). Иное не соответствует требованиям п. 12 ст. 1 областного закона № 68-15-ОЗ и принципу соотносительности основных условий пенсионного обеспечения муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Единственным возможным, внутренне не противоречивым подходом к исчислению размера месячного денежного содержания муниципального служащего в соответствии с п.11 ст.1 областного закона № 68-15-ОЗ является его исчисление исходя из размеров выплат, входящих в месячное денежное содержание, перечисленных в п. 12 ст. 1 указанного закона, фактически начисленных и выплаченных муниципальному служащему. Исполнить решение суда не представляется возможным по причине неясности расчета размера должностного оклада, размера классного чина и всех установленных ежемесячных выплат за период, когда Черняев Н.K. находился в командировке и ежегодном оплачиваемом отпуске. Расчет производится одним начислением с учетом всех выплат, включающихся в расчет среднего заработка. По методике расчета среднего заработка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, сотруднику рассчитывается среднедневной заработок в календарных днях и без разбивки по видам установленных сотруднику составных частей денежного содержания.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Администрации Северодвинска Крылову И.Э., а также Черняева Н.К., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (ст. 42).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10).
На муниципальных служащих в соответствии с частью седьмой ст. 11 Трудового кодекса РФ и частью второй ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Черняеву Н.К. как лицу, замещавшему главную должность муниципальной службы начальника Управления муниципального жилищного фонда Администрации Северодвинска, исходя из стажа муниципальной службы 25 лет 5 месяцев 3 дней, по его заявлению на основании распоряжения главы Администрации Северодвинска от 26 апреля 2017 года № 1/541-рл установлена пенсия за выслугу лет к страховой пенсии по старости, составляющая в сумме с получаемой страховой пенсией 60 процентов месячного денежного содержания.
На момент назначения Черняеву Н.К., как муниципальному служащему, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости и, на момент рассмотрения и разрешения судом настоящего дела действовал (и в настоящее время продолжает действовать в редакции от 12 марта 2018 года № 87-па, от 11 октября 2019 года № 391-па) Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Северодвинска, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 18 апреля 2017 года № 109-па (далее – Порядок), и который определяет последовательность действий при установлении и выплате лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности Северодвинска, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Северодвинска, пенсии за выслугу лет, устанавливаемой к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, назначенной в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Так, согласно указанному Порядку основанием для установления и выплаты, приостановления, возобновления, прекращения или восстановления выплаты пенсии за выслугу лет, а также для перерасчета размера пенсии за выслугу лет является распоряжение Администрации Северодвинска (п.1.5).
К заявлению об установлении выплаты пенсии за выслугу лет прилагаются, в частности, справка о размере страховой пенсии, выданная органом Пенсионного фонда Российской Федерации; справка о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, выданная органом местного самоуправления Северодвинска, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку (п. 2.1).
Размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего должность муниципальной службы и обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, исчисляется из расчета 1/4 части денежного содержания указанного лица за любые четыре месяца подряд, в течение которых указанное лицо замещало должности муниципальной службы (в редакции от 11 октября 2019 года) (п. 5.2).
При расчете размера месячного денежного содержания, денежного вознаграждения учитываются выплаты, которые предусмотрены п. 12 ст. 1 закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области» (п. 5.3).
В состав месячного денежного содержания муниципального служащего, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, включаются месячный должностной оклад муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, оклад муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином муниципального служащего, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение (п. 5.4).
Месячное денежное содержание муниципальных служащих и денежное вознаграждение лиц, замещавших муниципальные должности, устанавливаются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 5.5).
По делу видно и никем не отрицается, что Черняев Н.К. для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 5.2 Порядка выбрал четыре месяца с 1 февраля по 31 мая 2015 года.
Как следует из указанного выше распоряжения главы Администрации Северодвинска от 26 апреля 2017 года № 1/541-рл об установлении Черняеву Н.К. пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, месячное денежное содержание Черняева Н.К. за период с 1 февраля по 31 мая 2015 года составляет 74921 руб. 59 коп., согласно справке о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за установлением (перерасчетом) пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем в апреле 2015 года истец использовал очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 дней, а в мае этого же года направлялся в служебную командировку.
Таким образом, в справке № 10 о размере месячного денежного содержания (денежного) вознаграждения Черняева Н.К. как лица, обратившегося за установлением (перерасчетом) пенсии за выслугу лет, Администрация Северодвинска как за апрель, так и за май 2015 года, не отразила, соответственно, полученный истцом сохраняемый за ним средний заработок за период использованного с 9 по 21 апреля 2015 года очередного ежегодного отпуска и за время нахождения в служебной командировке с 18 по 29 мая 2015 года, поскольку выплаты за указанные периоды не отнесены к выплатам, учитываемым при определении размера пенсии за выслугу лет согласно п. п. 5.3 и 5.4 Порядка и п. 12 ст. 1 закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области».
Установив, что исключение ответчиком из состава денежного содержания (денежного вознаграждения) в справке о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) Черняева Н.К., обратившегося за пенсией за выслугу лет, сведений о полученном им денежном содержании (денежном вознаграждении) за те месяца, в которые муниципальный служащий находился в оплачиваемом отпуске, служебной командировке, суд первой инстанции, исходя из того, что в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе периоды нахождения работников в служебных командировках отнесены к периодам работы, а очередные отпуска, предоставляемые за периоды работы, подлежат оплате исходя из средней заработной платы, с учетом положений ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ (муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы), ст. 167 Трудового кодекса РФ (при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой; при этом положения трудового законодательства Российской Федерации распространяется на муниципальных служащих в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также особенностей порядка исчисления средней заработной платы установленных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922, в соответствии с п. 2 которых для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время), посчитал необоснованным и нарушающим права Черняева Н.К. как лица, замещавшего должность муниципальной службы, на получение пенсии по выслуге лет в предусмотренном законом размере.
При этом суд установил, что при расчете подлежащих истцу выплат за период отпуска в апреле 2015 года и в период служебной командировки в мае 2015 года ответчиком учитывались особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922, при этом за период служебной командировки с 18 по 29 мая 2015 года истцу начислено 54950 руб. 30 коп., а за период ежегодного оплачиваемого отпуска с 9 по 21 апреля 2015 года начислено 47490 руб. 17 коп.
Со ссылкой на приведенные обстоятельства и указанные нормы материального права суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности выдать справку о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за установлением (перерасчетом) пенсии за выслугу лет в соответствии с Приложением № 2 к постановлению Администрации Северодвинска от 18 апреля 2017 года № 109-па (в редакции от 12 марта 2018 года № 87-па) с указанием в ней размеров должностного оклада муниципального служащего, оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным классным чином и всех установленных ежемесячных надбавок в период с 1 февраля 2015 года по 31 мая 2015 года, в том числе за те месяца данного периода, в которые муниципальный служащий находился в оплачиваемом отпуске, служебной командировке, подлежат удовлетворению.
В этой связи, учитывая, что такая справка, содержащая недостоверные сведения о полученном Черняевым Н.К. денежном содержании (денежном вознаграждении) за период с февраля 2015 года по май 2105 года повлияла на размер получаемой им пенсии по выслуге лет в сторону его уменьшения, суд с целью восстановления нарушенных прав истца возложил на ответчика обязанность произвести Черняеву Н.К. перерасчет размера пенсии за выслугу лет с даты её назначения, то есть с 24 января 2017 года.
Между тем такие выводы являются ошибочными, основаны на неправильном толковании действующего законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Северодвинска.
Так, в соответствии с пунктами «ж» и «н» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Пунктом 11 части первой статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем в соответствии с разъяснениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 года, изложенными в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются соответственно законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В данном случае закон Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области» предусматривает, что в сфере пенсионного обеспечения на муниципальных служащих муниципальных образований Архангельской области (далее - муниципальные служащие) в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и областными законами.
Лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области (далее - лица, замещавшие муниципальные должности), и лица, замещавшие должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области (далее также - должности муниципальной службы), имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, назначенной в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - пенсия за выслугу лет).
Статья 1 данного закона непосредственно предусматривает, что размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего муниципальную должность и обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, исчисляется из расчета 1/4 части денежного вознаграждения указанного лица за любые четыре месяца подряд, в течение которых указанное лицо осуществляло полномочия на постоянной основе на муниципальных должностях (в редакции на 16 июня 2019 года).
Пунктом 12 статьи 1 настоящего закона (к которому имеется прямая ссылка в п. 5.3 Порядка) строго конкретизирован состав месячного денежного содержания муниципального служащего, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, и ограничен месячным должностным окладом муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, окладом муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином муниципального служащего, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячной процентной надбавкой к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячным денежным поощрением.
Следовательно, расширительное толкование приведенного выше состава месячного денежного содержания муниципального служащего, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, не допускается.
Также закон Архангельской области от 16 апреля1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области» прямо предусматривает, что выплата пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящей статьей, производится за счет средств местного бюджета (п. 17 ст.1), а порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет определяется муниципальными нормативными правовыми актами (п. 19 ст. 1).
По настоящему делу (и об этом уже было указано выше) такой Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Северодвинска, утвержден постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 18 апреля 2017 года № 109-па (в редакции от 12 марта 2018 года, от 11 октября 2019 года № 391-па).
Как следует из преамбулы данного муниципального нормативного правового акта, указанный Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Северодвинска утвержден в соответствии со статьей 1 закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области», в связи с принятием Совета депутатов Северодвинска решения от 16 февраля 2017 года № 10 «О реализации областного закона от 23 декабря 2016 года № 511-31-ОЗ «О внесении изменений в отдельные областные законы в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».
Особенности организации муниципальной службы в Архангельской области и правовое положение муниципальных служащих Архангельской в пределах компетенции органов государственной власти Архангельской области, определенной Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации - урегулированы законом Архангельской области от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ (в редакции от 16 декабря 2019 года) «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области».
Данным законом (ст. 29) установлены виды выплат, включаемых в денежное содержание муниципальных служащих, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (должностного оклада), а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат:
Должностной оклад и оклад за классный чин муниципального служащего составляют оклад денежного содержания.
При этом, статьей 6 закона Архангельской области от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» отдельно предусмотрено, что, в частности, на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, дополнительном оплачиваемом отпуске, предоставляемом муниципальным служащим, совмещающим муниципальную службу в Архангельской области с получением образования, а также при выплате денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и на период нахождения в служебной командировке, исчисление денежного содержания муниципальных служащих производится в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, сохраняемое денежное содержание муниципальных служащих, исчисление которого производится в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, как указано выше, не входит в состав месячного денежного содержания муниципального служащего, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с общим правилом, установленным статьей 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами лишь определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и (или) изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе установление муниципальными образованиями правил исчисления таких пенсий и, в том числе, состава месячного денежного содержания муниципальных служащих, рассчитываемого для определения размера пенсий за выслугу лет, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципального служащего, в том числе и Черняева Н.К.
Расширительное толкование судом положений п. п. 5.3 и 5.4 Порядка установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Северодвинска, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 18 апреля 2017 года № 109-па, а также и п. 12 ст. 1 закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области», в части включения в состав в месячного денежного содержания при определении размера пенсии за выслугу лет иных выплат, может повлечь нарушение прав ответчика – муниципального образования в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности.
Приведенные выше обстоятельства судом первой инстанции при разрешении спора учтены не были, а при разрешении исковых требований Черняева Н.К. об обязании Администрации Северодвинска произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет судом допущено расширительное толкование норм, содержащихся в приведенных выше нормативных правовых актах.
Ввиду изложенного решение суда об удовлетворении исковых требований Черняева Н.К. к Администрации Северодвинска о возложении обязанности выдать справку о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за установлением (перерасчетом) пенсии за выслугу лет в соответствии с Приложением № 2 к постановлению Администрации Северодвинска от 18 апреля 2017 года № 109-па (в редакции от 12 марта 2018 года № 87-па) с указанием в ней размеров должностного оклада муниципального служащего, оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным классным чином и всех установленных ежемесячных надбавок в период с 1 февраля по 31 мая 2015 года, в том числе, в периоды нахождения в служебной командировке и в ежегодном оплачиваемом отпуске, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет с учетом такой справки, с даты назначения пенсии - подлежит отмене, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, и с вынесением по делу нового – об отказе Черняеву Н.К. в удовлетворении иска к Администрации Северодвинска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 22 ноября 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
Черняеву Николаю Карповичу в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности выдать справку о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) лица, обратившегося за установлением (перерасчетом) пенсии за выслугу лет в соответствии с Приложением № 2 к постановлению Администрации Северодвинска от 18 апреля 2017 года № 109-па (в редакции от 12 марта 2018 года № 87-па) с указанием в ней размеров должностного оклада муниципального служащего, оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным классным чином и всех установленных ежемесячных надбавок в период с 1 февраля по 31 мая 2015 года, в том числе, в периоды нахождения в служебной командировке и в ежегодном оплачиваемом отпуске, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет с учетом такой справки, с даты назначения пенсии – отказать.
Председательствующий: Г.В.Гулева
Судьи: Н.Г.Чистякова
Д.А.Маслов