НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 17.12.2020 № 2-2846/19

Стр.№ 068г, г/п 150 руб.

Судья: Москвина Ю.В. 17 декабря 2020 года

Докладчик: Маслов Д.А. № 33-7557/2020 г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Смоленцева М.В.,

судей Моисеенко Н.С. и Маслова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Шинаковой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело №2-2846/2019 по иску Скалацкой Светланы Валентиновны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды предпринимательской деятельности, работы, назначить пенсию по старости, по апелляционной жалобе представителя Скалацкой Светланы Валентиновны по доверенности Дейнеко И.А. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 октября 2019 года

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

Скалацкая С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (далее - Управление) о возложении обязанности включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период предпринимательской деятельности с 16 сентября 2002 года по 25 декабря 2012 года; в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период работы с 1 января 2019 года по 20 июня 2019 года; назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 2 июля 2019 года.

В обоснование требований указала, что 21 июня 2019 года подала в пенсионный орган заявление о назначении пенсии по старости. К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. Решением пенсионного органа в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в данный вид стажа ответчиком не был включен период осуществления предпринимательской деятельности с 16 сентября 2002 года по 25 декабря 2012 года. Кроме того, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не был включен период работы у ИП Скалацкого С.В. с 1 января 2019 года по 20 июня 2019 года. С исключением указанных периодов из стажа не согласна. В период с 16 сентября 2002 года по 25 декабря 2012 года была зарегистрирована и осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в г. Архангельске, не имеет неисполненных обязанностей по уплате налогов и страховых взносов.

В судебном заседании представитель Скалацкой С.В. по доверенности Дейнеко И.А. заявленные требования поддержал.

Представитель Управления Долгобородова А.А. иск не признала.

Дело рассмотрено в отсутствие Скалацкой С.В.

Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 октября 2019 года постановлено: «Исковые требования Скалацкой Светланы Валентиновны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды предпринимательской деятельности, работы, назначить пенсию по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Скалацкой Светланы Валентиновны период предпринимательской деятельности с 01 января 2004 года по 30 сентября 2004 года.

В удовлетворении исковых требований Скалацкой Светланы Валентиновны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды предпринимательской деятельности с 16 сентября 2002 года по 31 декабря 2003 года и с 01 октября 2004 года по 25 декабря 2012 года, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 01 января 2019 года по 20 июня 2019 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 02 июля 2019 года отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) в пользу Скалацкой Светланы Валентиновны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей)».

С указанным решением не согласился представитель истицы Дейнеко И.А., в поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части отказа включить периоды в стаж и отказа назначить страховую пенсию по старости, принять по делу новое - об удовлетворении исковых требований в полном размере.

В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что первостепенное значение для установления факта работы предпринимателя в г.Архангельске являются договора о ведении хозяйственной деятельности, а факт получения дохода или его отсутствие является вторичным, указывающим на эффективную трудовую деятельность предпринимателя в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны государственных органов. Считает, что гарантированного и постоянного дохода у предпринимателя может не быть. Предпринимательская деятельность истца не прекращалась, что подтверждается договорами, представленными в материалы дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, исследовав выплатное (пенсионное) дело, выплатное (пенсионное) отказное дело, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Скалацкая С.В. является <данные изъяты>, в период с 12 сентября 2002 года по 25 декабря 2012 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляла парикмахерские услуги и салона красоты, вела оптовую торговлю одежды, включая нательное белье, и обувью, розничную торговлю одеждой, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, предоставляла прочие персональные услуги, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) от 2 июля 2019 года № 935 Скалацкой С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2, пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно указанного решения, страховой стаж Скалацкой С.В. в календарном исчислении - 26 лет 03 месяца 15 дней (с учетом Закона от 20 ноября 1990 г. - 32 года 09 месяцев 25 дней), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 лет.

В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен период осуществления предпринимательской деятельности с 16 сентября 2002 года по 25 декабря 2012 года, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен период работы с 1 января 2019 года по 20 июня 2019 года.

Разрешая спор и отказывая Скалацкой С.В. в удовлетворении требования о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов осуществления предпринимательской деятельности с 16 сентября 2002 года по 31 декабря 2003 года и с 1 октября 2004 года по 25 декабря 2012 года, в страховой стаж и стаж работы, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - периода работы с 1 января 2019 года по 20 июня 2019 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено бесспорных доказательств осуществления предпринимательской деятельности, поскольку истец согласно налоговым декларациям доходов не имела, трудовая книжка или иные документы, подтверждающие факт работы Скалацкой С.В. в период с 1 января 2019 года по 20 июня 2019 года, истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии не представлялась, кроме того, истцом выражено согласие со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимися на момент ее обращения за назначением пенсии.

Судебная коллегия соглашается таким выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан при правильном применении норм материального права и должном анализе фактических обстоятельств дела.

В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента с 1 января 2019 года не ниже 16,2 женщинам, <данные изъяты>, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Из части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или но договору гражданско- правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

В силу статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (далее - Перечень).

Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее - Правила № 1015).

Согласно пункту 6 Правил № 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

- взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации: единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.7 Перечня).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пунктом 4 которого предусмотрена необходимость документального подтверждения данных о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Из совокупности приведенных положений следует, что для назначения индивидуальному предпринимателю досрочной пенсии по нормам Федерального закона № 400-ФЗ необходимо подтвердить одновременно обстоятельства осуществления индивидуальной трудовой деятельности непосредственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и уплату страховых взносов. По общему правилу периоды до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы после регистрации - выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта работы в определенных климатических условиях (в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) в спорные периоды возложено на истца.

В заявлении о назначении пенсии истец выразила своё согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке (в заявлении истец поставил отметку «согласен» в пункте «о» раздела 3).

Согласно п. 43 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23 января 2019 года № 16п, в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются.

Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Индивидуальный (персонифицированный) учёт - это организация и ведение учёта сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных уедут и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счёта в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

В силу пунктов 1. 2 статьи 11 1 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 1 Федерального закона № 27-ФЗ).

По смыслу приведённых нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и уплаченных за него страховых взносов.

На основании статьи 14 Федерального закона № 27-ФЗ застрахованное лицо имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счёте, а у страхователя - копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учёта. При этом в названной статье закона прямо предусмотрено право застрахованного лица в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

Таким образом, учитывая согласие Скалацкой С.В., обратившейся за назначением пенсии, с переданными в отношении нее сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, у суда первой инстанции не имелось оснований считать, что ответчик нарушил права истца, незаконно отказав во включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, спорных периодов работы, на которые ссылается податель жалобы.

Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, Скалацкой С.В. не предоставлено относимых и допустимых доказательств осуществления в период с 16 сентября 2002 года по 31 декабря 2003 года и с 1 октября 2004 года по 25 декабря 2012 года именно предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, и судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Скалацкой Светланы Валентиновны по доверенности Дейнеко И.А. – без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Смоленцев

Судьи Н.С. Моисеенко

Д.А. Маслов