Судья: Поршнев А.Н. | стр.68г, г/п 150 руб. | |
Докладчик: Бланару Е.М. | №33-2078/2017 | 17 апреля 2017 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,
судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.,
при секретаре Анисимовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 апреля 2017 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе П.Е.М. на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 20 января 2017 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования П.Е.М. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Новодвинску» о предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по выплате мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия
установила:
П. Е.М. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Новодвинску» (далее – ГКУ ОСЗН по г. Новодвинску) о предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по выплате мер социальной поддержки.
В обоснование требований указала, что с 01.01.2015 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с 05.12.2013 является ветераном труда. В 2013 году обратилась в ГКУ ОСЗН по г. Новодвинску с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки. Ответчиком назначена компенсация, предоставлены меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате газа, 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом скидка на ЖКУ (кроме оплаты газа) вплоть до прекращения выплат не предоставлялась, т.к. планировалось выплатить единовременной суммой. С 01.07.2015 предоставление мер социальной поддержки прекращено, с чем истец не согласна. Просила суд обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки с 01.07.2015, выплатить задолженность по оплате ЖКУ в виде 50% скидки с 05.12.2013.
Истец П. Е.М. и ее представитель П. А.Н. в суде первой инстанции на удовлетворении исковых требований настаивали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика М. Т.Р. возражала против удовлетворения иска.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие третьего лица Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, которое в письменном отзыве приводит доводы, аналогичные позиции ответчика.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился истец, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не учел, что в силу пп.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие. Согласно п.2,4 ст.5 указанного Федерального закона им могут назначаться пенсия за выслугу лет или пенсия по инвалидности. Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим, пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Из данных положений следует, что она является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ. Следовательно, при наличии звания «Ветеран труда» она имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии со ст.3 Закона Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ. Отсутствие у нее права на страховую пенсию не имеет правового значения для разрешения данного спора. Кроме того ссылается на нарушение судом ее процессуальных прав, выразившееся в том, что ввиду сообщения судом неверной информации о времени оглашения решения суда она и ее представитель не смогли на нем присутствовать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, представитель ответчика просит рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.ч.3-5 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 01.01.2015 истцу назначена пенсия за выслугу лет на основании п. 2 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», выдано соответствующее удостоверение.
Постановлением администрации Архангельской области от 16.01.2014 истцу присвоено звание «Ветеран труда», выдано соответствующее удостоверение. Решениями ОСЗН от 27.01.2014 П. Е.М. как ветерану труда назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в сумме <данные изъяты> руб. с 05.12.2013 пожизненно, предоставлены меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате газа, 50% скидки по оплате ЖКУ с 01.03.2014 на основании областного закона от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан».
Распоряжением ГКУ АО ОСЗН по г. Новодвинску от 10.06.2014 № № истцу прекращена выплата мер социальной поддержки в виде ЕДВ и по оплате ЖКУ с 01.07.2014 с формулировкой основания «не положено по законодательству», о чем она была уведомлена письмом от 10.06.2014.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новодвинске Архангельской области от 09.03.2016 №№П. Е.М. отказано в назначении части страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», в связи с отсутствием необходимого страхового и специального стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Письмом ОСЗН от 15.03.2016 в ответ на заявление П. Е.М. от 29.02.2016 отказано в назначении мер социальной поддержки, разъяснено, что право на них возникнет при назначении П. Е.М. пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».
Отказывая в удовлетворении исковых требований П. Е.М., суд первой инстанции исходил из того, что военнослужащие, которым присвоено звание «Ветеран труда», получающие (имеющие право на) пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ № 4468-1 имеют право на меры социальной поддержки, установленные Законом Архангельской области № 262-33-ОЗ, при наличии права на одновременное получение двух пенсий в соответствии со ст.3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Поскольку истцом не представлено доказательств того, что она имеет право на пенсию в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» или является ветераном военной службы, то заявленные требования удовлетворению не подлежат.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильно установленных обстоятельствах по делу, что повлекло неправильное толкование норм материального права.
Статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, введенной Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ) предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Архангельской области, установлены Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» (далее – Областной закон № 262-33-ОЗ).
Действие настоящего закона распространяется на лиц, являющихся ветеранами труда и имеющих право на пенсию в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях», а также ветеранов военной службы при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях» (п.1 ст.1 указанного закона).
В силу ст. 3 названного Областного закона одними из мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда по их выбору по месту жительства или месту пребывания на территории Архангельской области являются компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, ежемесячная денежная выплата.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований, суд не учел, что в силу пп.2 п.1 ст.4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие. Согласно п.2 и п.4 ст.5 указанного Федерального закона им могут назначаться пенсия за выслугу лет или пенсия по инвалидности.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Из системного анализа вышеуказанных норм следует, что истец является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
При наличии звания «Ветеран труда» истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии со ст. 3 Областного закона № 262-33-ОЗ от 10.11.2004 в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, ежемесячной денежной выплаты.
Отсутствие у истца права на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» не имеет правого значения для разрешения данного спора.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска и обязании ответчика предоставить П. Е.М. меры социальной поддержки в соответствии с Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» с 01 июля 2015 года, как заявлено истцом.
В судебном заседании первой инстанции представитель ответчика подтвердил, что действительно меры социальной поддержки истцу были прекращены с 01.07.2014, однако предоставлялись они не в полном объеме. Поскольку по коммунальным услугам должен был быть произведен перерасчет, что занимает определенное время, за которое ответчиком было установлено, что меры социальной поддержки назначены незаконно, поэтому компенсация по жилищно-коммунальным услугам выплачена не была, компенсация была произведена только по оплате газа и ЕДВ.
С учетом момента прекращения истцу предоставления мер социальной поддержки, с ответчика подлежит выплате П. Е.М. задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (за исключением оплаты газа) в виде 50% скидки с 05 декабря 2013 года по 30 июня 2014.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 20 января 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования П.Е.М. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Новодвинску» о предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по выплате мер социальной поддержки удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Новодвинску» предоставить П.Е.М. меры социальной поддержки в соответствии с Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» с 01 июля 2015 года.
Обязать государственное казенное учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Новодвинску» выплатить П.Е.М. задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (за исключением оплаты газа) в виде 50% скидки с 05 декабря 2013 года по 30 июня 2014.
Взыскать с государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Новодвинску» в пользу П.Е.М. расходы по государственной пошлине, понесенные при подаче иска, в размере <данные изъяты>.
Председательствующий М.В. Кожемякина
Судьи Е.М. Бланару
Д.А. Маслов